WorldClass

23 сентября 2024, 04:37
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Сбербанк России в Черноземье // «Робин Сдобин» накормит всех!

20.05.2009 17:07
Воронежцы давно привыкли к разноцветным вывескам «Робин Сдобин» над ярко-желтыми киосками на улицах города. Сейчас в столице Черноземья едва ли найдется человек, который хотя бы раз не попробовал аппетитной выпечки или кондитерских изделий этой фирмы. Порою нажегся, что этот воронежский бренд существовал всегда. Но оказывается ему всего несколько лет. А появился он в Воронеже благодаря усилиям семьи предпринимателей - Ольги и Александра Губаревых. - Свой бизнес я начинал обычным «челноком», - рассказывает Александр Витальевич.

Воронежцы давно привыкли к разноцветным вывескам «Робин Сдобин» над ярко-желтыми киосками на улицах города. Сейчас в столице Черноземья едва ли найдется человек, который хотя бы раз не попробовал аппетитной выпечки или кондитерских изделий этой фирмы. Порою нажегся, что этот воронежский бренд существовал всегда. Но оказывается ему всего несколько лет. А появился он в Воронеже благодаря усилиям семьи предпринимателей - Ольги и Александра Губаревых.

- Свой бизнес я начинал обычным «челноком», - рассказывает Александр Витальевич. - В 1986 году отслужил в армии. Вернулся на учебу в Воронежский инженерно-строительный институт (сейчас - Воронежская архитектурно-строительный университет - прим. автора) Времена были интересные. В стране зарождаюсь частное предпринимательство. Я начал ездить по разным странам - Польша, Югославия, Болгария, Сирия. Продавал там все, что удавалось купить здесь в стране. Вначале это была всякая мелочь — платки, иголки, нитки, посуда. Потом пошли товары сложнее - воронежские телевизоры и деревообрабатывающие станки, бытовая электротехника.

Наиболее радушно к первым, тогда еще советским, предпринимателям отнеслись поляки. У них был колоссальный опыт мелкооптовой и розничной торговли по всей Европе. Они охотно делились им с теми, кто мог найти к братьям-славянам нужный подход.

- Я никогда не ставил во главу угла меркантильные соображения. Если знал, что могу помочь, то с удовольствием помогал, - вспоминает Александр Губарев. -Это давало гораздо больше, чем деньги - доброе ко мне расположение и готовность партнеров помочь в трудную минуту. Если бы я был один в бизнесе, то, возможно, так и остался бы «челноком» на вещевом рынке.

Этапным моментом в предпринимательской жизни Александра Губарева стало знакомство с будущей женой - Ольгой. Уже совместно они открыли сеть киосков возле универмага «Россия» в Воронеже. В них продавали в основном игрушки из Арабских Эмиратов. Александр Витальевич уже не ездил за товаром. Он занимался организацией бизнеса и реализацией поставляемой из-за рубежа продукции. Постепенно, как отклик на покупательский спрос, возникло еще одно направление - бытовая техника. Так появился еще один известный в Воронеже бренд - магазины «Альбинос».

- В принципе, все, кто начинали свой бизнес с киосков возле универмага «Россия», смогли добиться заметных успехов, - говорит Александр Витальевич.

В тот момент «челночный» бизнес шел к закату, зато население взялось активно обновлять в своих домах всю бытовую технику. Это позволяло реально зарабатывать хорошие деньги на импорте. Во всяком случае, те, кто думал о перспективах бизнеса, вполне мог его развивать.

Все изменялось в 1998 году, когда в России произошел дефолт. Практически стопроцентная зависимость от валюты, которая за считанные дни и даже часы подорожала втрое, резко сократила спрос на бытовую технику. Убытков не было, но и прибыли заметной тоже.

О том, что сеть магазинов «Альбинос» не имеет долгосрочной перспективы, Губаревы начали догадываться задолго до дефолта. Александр Витальевич много ездил по миру, поэтому видел магазины бытовой техники в Европе и США. Было понятно, что Россия пойдет по пути развитых стран. А там бытовую технику продают крупные ретейлеры с большим товарным запасом и огромными магазинами. Такая организация бизнеса требует больших, «длинных» и, что самое главное, дешевых денег.

- Мы держали магазины «Альбинос» для того, чтобы сохранить места для людей, которые с нами работали уже ни один год. В любом бизнесе хорошие проверенные кадры являются важным звеном успеха, - вспоминает Александр Губарев.

—Но невысокая эффективность работы торговой сети заставляла диверсифицировать бизнес и искать другие направления. В конце 1998 года мы купили «Бутербродную» на улице Карла Маркса, S3 недалеко от кинотеатра «Пролетарий». За десять дней до Дня города осенью 1999 года здесь открылся салат-бар «Робин Бобин». Потом оказалось, что такое название уже есть в Челябинске. Пришлось перерегистрироваться. Так и появилась известный теперь бренд «Робин Сдобин». (На этом месте теперь молодежное кафе демократического класса «Рокаду» - еще один известный бренд «Робина Сдобина»).

Первоначально Губаревы хотели купить франшизу «Баскин Робине», но она стоила около 60 тысяч долларов. Найти их без ущерба для основного бизнеса в то время было невозможно. Поэтому предприниматели пошли по другому пути. Они вспомнили все самое лучшее, что им встречалось в заведениях фаст-фуда по всему миру и попытались это реализовать в своем кафе. Детская площадка, например, позаимствована в известной американской сети «BurgerKing», принципы зонирования -у «McDonalds», интерьер - у «Argus», а птицы на картинах в залах кафе у германского «Ахе». Впрочем, это не означает, что люди взяли и скопировали чужой проект. Конечно, все подверглось доработке и переосмыслению. Именно поэтому, входя в кафе на улице Карла Маркса, никто и никогда не спутает его с перечисленными выше объектами общественного питания.

Открытие нового бизнеса у Губаревых совпало с еще одним важным событием. В их семье родился второй ребенок. Жена Ольга вслед за дочерью Катей подарила Александру Витальевичу сына Павла. И пока счастливая мать была занята приятными хлопотами, предприниматель в поте лица бился над семейным благополучием в новом кафе.

- Вообще мне нравится заниматься тем, что интересно. Новое направление в бизнесе было как раз таким делом. Примерно двадцать дней я находился в кафе с раннего утра до глубокой ночи. Спал не более шести часов, - рассказывает Александр Витальевич. -Но когда мы подсчитали первые результаты, то были сильно разочарованы. Оказалось, что бизнес наш — не рентабелен. Тогда наши хорошие знакомые дали ценный совет. Они порекомендовали к кухне кафе присоединить сеть небольших киосков. Стандартный набор замороженных полуфабрикатов и кондитерских изделий позволил полностью загрузить мощности, увеличить производительность труда. В итоге возросла рентабельность. Проект начал окупаться и приносить первую прибыль...

Сегодня у ЗАО «Робин Сдобин» около 90 киосков и три разноформатных кафе в Воронеже. Не так давно был куплен бывший завод «Арми» на улице 45 стрелковой дивизии. Актив включает в себя около гектара земли и 5 тысяч кв. метров производственных площадей. Там организована фабрика кулинарии, на которой работает около 500 человек.

Ежедневно, невзирая на праздники и выходные, за ворота предприятия вывозится около 15-20 тонн замороженных полуфабрикатов и до 1 тонны кондитерских изделий, включая полюбившиеся воронежцам торты. Большую часть продукции составляют первые, вторые блюда, а также бутерброды и салаты. На изготовлении, доставке и продаже этой аппетитной продукции занято более 1300 человек.

- Сегодня мы работаем не только на жителей Воронежа, - рассказывает Александр Губарев. -Наше предприятие осуществляет поставки в радиусе 500 и более километров. Около 70 процентов продукции попадает в торговлю и общепит под маркой «Робин Сдобин».

Остальное реализуется без бренда. Во многом это зависит от предпочтений, целей и пожеланий оптовых клиентов. Например, наши партнеры в Белгороде и Туле приучают потребителей к своей торговой марке. Относимся к этому спокойно и с уважением, так как нельзя объять все.

Иногда кажется, что развитие бизнеса у Губаревых шло без сучка и задоринки. Но это поверхностный взгляд. На самом деле были свои ошибки, просчеты и неудачи. Однако, главное - вовремя из них сделать вывод и двигаться дальше. Например, был период, когда производство полуфабрикатов и кондитерских изделий велось в разных местах. Практика показала, что это неудобно с точки зрения логистики и даст более высокие транспортные издержки.

Фирма пыталась развивать собственную сеть в соседнем Липецке. Но за сто километров оказалось трудно наладить эффективное управление. В результате бизнес пришлось продать местному конкуренту, работающему под брендом «Ложка». На месте у него получилось управлять эффективнее. Кстати, теперь «Робин Сдобин» поставляет туда свою продукцию. И объем ее реализации стал на 20% выше, чем был в собственной сети. Так из конкурента получился хороший партнер.

- Я, наверное, являюсь чемпионом мира по коллекционированию меню или экспертом в этой области, - смеется предприниматель. - В какой бы стране не оказался, обязательно зайду в местные предприятия фаст-фуда. Интересует все: ассортимент, внешний вид выпечки, упаковка, интерьер, организация обслуживания, туалеты. Там, где это разрешают, обязательно фотографирую. Иногда бывают даже анекдотические случаи. Например, в 2004 году в США в одном торговом центре охрана изъяла видеокассету. Конечно, бывают удивительные открытия. Но, скажу по секрету, слойку нашего производства ни с чем не спутаешь. Это наш фирменный продукт, за который не стыдно!

По словам А. В. Губарева, на Западе в фаст-фуде проповедуют практицизм. В кафе со средним чеком на пять долларов вы никогда не увидите дизайнерских изысков, дорогих отделочных материалов. Но Россия — страна уникальная. Наш человек даже в закусочной хочет видеть хороший интерьер. Это заметили даже в «McDonalds». У них постепенно меняется внутренняя отделка ресторанов. Первые были похожи на обычные закусочные, а теперь это очень «стильные» заведения.

Тенденция развития рынка фаст-фуда в западных странах показывает, что переход от киосков и «тонаров» к стационарным кафе практически неизбежен. Как правило, в США и в Европе они сохраняются лишь в старой городской застройке и в местах сезонного наплыва туристов. Однако наивно думать, будто до этого не было длительного процесса становления отрасли. Для того, чтобы появилось что-то большое и дорогое, должен пройти период развития и накопления.

Александр Витальевич считает, что определенную часть этого пути уже прошел. «Наш бизнес высоколиквиден и в части киосков может работать на «коротких» деньгах, - говорит он. - А вот для создания стационарных кафе нужны «длинные» деньга, в том числе и заемные. В этом смысле для нас важно сотрудничество со Сбербанком. До сих пор мы находили взаимопонимание. Надеюсь, что так будет и в дальнейшем».

В нынешнем году «Робин Сдобин» собирается прирасти тридцатью новыми киосками в Воронеже. Планируют супруги Губаревы расширить и сеть своих кафе. Прогнозы осторожные: 2-3 новых заведения разного формата. Эти проекты, по признанию Александра Витальевича, в большей степени для души, потому что предусматривают индивидуальный подход.
Если все это удастся реализовать, то фабрика кулинарии на улице 45-й стрелковой дивизии будет работать с максимальной загрузкой производственных мощностей...

Евгений БЕЛОЗЕРОВ
«Сбербанк России в Черноземье»,№ 4 апрель 2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0