Тамбов. 09.12.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Одной из основных задач городских властей является привлечение инвестиций на свою территорию, которые потом должны вылиться в налоговые поступления и пополнение бюджета. По словам сити-менеджера Тамбова Александра Боброва, чтобы финансовые вложения пришли в город, нужно его для этого основательно подготовить – оснастить современной инфраструктурой, создать комфортные условия работы. Инвесторам нужны хорошие дороги, они должны видеть, что город развивается – строятся дома, благоустраивается территория. Об основной работе в этом направлении и рассказал «Абирегу» Александр Бобров.
– Подходит к концу 2013 год. Каковы его предварительные итоги и насколько они отличаются от прошлогодних?
- Год в целом можно считать очень успешным, даже знаковым: почти все программы, которые были задуманы, выполнены. В прошлом году, например, объем инвестиций во все сферы экономики составлял 23,5 млрд рублей, этот год мы завершаем с 28,3 млрд рублей и не собираемся останавливаться на достигнутом. В декабре планируем сдать порядка 30 многоквартирных жилых домов, а это 250 тыс. кв. м жилья. Для Тамбова это достаточно солидная цифра. Плюс индивидуальное жилье. Так что, я думаю, мы сохраним положительную динамику в жилищном строительстве, сложившуюся в последние годы. Хорошие результаты в этом году продемонстрировала третья Международная Покровская ярмарка – товарооборот там составил 47 млн рублей.
- А на что были брошены основные силы?
- Однозначно наиболее трудоемким стал дорожный вопрос, что, однако, принесло свои плоды. В целом в этом году на строительство, ремонт и содержание дорог выделено 1 млрд рублей из федерального бюджета и более 450 млн рублей – из городского. В результате обновлено полтора десятка улиц города. Это не считая микрорайона «Северный», где за нынешний сезон было заасфальтировано 38 улиц общей протяженностью более 23 км. На это из федерального бюджета по программе содействия жилищному строительству было выделено около 500 млн рублей. На улице Киквидзе построен первый в городе надземный переход. Дорожники выполнили работу по строительству под ключ: благоустройство прилегающей территории включило в себя пешеходные дорожки, остановочные павильоны, дорожные знаки, барьерное ограждение.
- Недавно вы сказали журналистам: «Дайте мне сейчас 10 млрд рублей на дорожный ремонт – я откажусь…»
- Все верно. Потому что эти деньги надо не только взять, но и освоить. В Тамбове это почти нереально: нет такого количества собственных подрядчиков, которые могли бы отработать как надо. К примеру, для того чтобы отремонтировать разбитые удаленные улицы, мне пришлось уговаривать подрядчиков. Крупная фирма может освоить максимум 500 млн рублей годовых, поэтому больший объем работ не берет. А нам хочется работать с известными и хорошо зарекомендовавшими себя строительными организациями, у которых и техника высококачественная, и деньги имеются для первоначального вложения. Ведь сначала организация вкладывает свои средства, порой без аванса, и только по окончании работ получает деньги. А те фирмы-однодневки, что выигрывают электронные торги, не имеют ничего, кроме шариковой ручки в руках, которой они подписывают договор. Они начинают искать субподрядчиков, с которыми не знаешь, как связаться. Кто эти люди? Начинаются суды и разбирательства, а ведь страдают обычные граждане от их недобросовестной работы. Слишком много лазеек в этом правовом поле.
- Какой вы видите выход из данной ситуации?
- Необходимо внесение изменений в соответствующие статьи закона: на мой взгляд, там не учтено несколько очень важных моментов. Ведь сейчас что получается? Побеждает тот, кто предложил меньшую цену. А какими способами он собирается выполнить работу, как можно сделать ее хорошо за 50 млн рублей, если она стоит 100 млн? Ну и, конечно, нужны качественно новые целевые программы для каждого комитета. Мы их уже наметили и подпрограммы есть.
- Что из запланированного не удалось успеть сделать в уходящем году?
- Самый амбициозный и в свое время плохо подготовленный проект – соединение улиц Магистральной и Бастионной. Самые трудные работы сделаны: путепровод проложен, мост через реку Студенец проведен, дорога открыта, но ехать по ней пока нельзя. Подрядчик подвел, а также возникли проблемы с хозяевами гаражей, через которые нужно было проводить дорогу. Сейчас работы опять возобновлены, и я надеюсь, что 2014 год будет окончательным для этого проекта.
- Какие планы имеются на следующий год?
- Будем продолжать ремонтировать дороги.
Заработная плата, строительство и инвестиции – это три кита, на которых держится город. Опускаем планку по инвестициям – значит, теряем зарплату; снижаются темпы строительства жилья – оно становится невостребованным и так далее. Поэтому самое главное – не останавливаться на достигнутом и любыми путями доводить до завершения все, что запланировано. Сегодня «не вложенный» в экономику города рубль через несколько лет отзовется необходимостью вкладывать десятки рублей.
- За последние годы появилось много крупных торговых центров. Чем привлекателен город для инвесторов?
- Да, у нас 45 крупных торгово-развлекательных центров. В конце года откроются ТРЦ «Рио» и «Акварель». Есть покупатели, и есть спрос. За последние годы Тамбов стал интересен всем, о нем заговорили и увидели, население постоянно увеличивается за счет новых жителей, гостей города, мигрантов.
- Сейчас в России очень популярны такие «приманки» для инвесторов, как технопарки, кластеры… Тамбов поддался этому веянию?
- Да, технопарки привлекают инвестиции, спору нет. У нас есть индустриальная площадка на базе завода «Пигмент», на подходе завод «Ревтруд» с аналогичным проектом. Эти предприятия готовы обеспечить своей инфраструктурой любое новое производство. Сегодня это модная тема, однако я считаю, что важно не только создавать, но сохранять и приумножать уже имеющееся. Опираться не только на бюджет, а на жителей с активной жизненной позицией. Сегодня наконец люди перешагнули порог своей квартиры, когда им нужно больше, чем бесперебойные коммунальные услуги. Теперь нужны и ухоженные дворы, красивые и многофункциональные супермаркеты, качественные дороги и удобные парковки. Жителям небезразлично то, что происходит в городе.
- Что нужно делать для того, чтобы быть успешным сити-менеджером областного центра?
- Сегодня власть отвечает за все. Поэтому никаких обещаний не должно быть, только четко выполненные плановые работы. Такие проекты, в которых жители нуждаются. Все решения должны быть согласованы с ними, и здесь нужно быть обоюдомудрыми.
И, конечно, очень много работать.