Авиакатастрофа, которая произошла 17 ноября в Казани, заставляет задуматься, насколько надёжны самолёты, летающие из воронежского аэропорта
Страшная авиакатастрофа в Казани 17 ноября унесла жизни 50 человек. Причины падения самолёта, который пытался совершить посадку, до сих пор не названы. В первые дни после трагедии СМИ активно обсуждали тот факт, что упавший «Боинг-737» эксплуатировался больше двадцати трёх лет, при этом авиакомпания «Татарстан», которой он принадлежал, была восьмой в его послужном списке. А командир разбившегося самолёта до трагедии ни разу не выполнял манёвра ухода на второй круг в реальном полёте. Это спровоцировало разговоры об устаревшем парке самолётов и низком профессиональном уровне пилотов в ряде российских авиакомпаний.
Возраст не помеха
В бурную дискуссию вмешался Межгосударственный авиационный комитет, в который входят 11 стран из числа бывших советских республик. В заявлении от 22 ноября комитет призвал журналистов воздержаться от «популизма на фоне тяжёлой трагедии» и заявил, что «прямой зависимости между катастрофами воздушных судов и их возрастом нет». За последние пять лет в мире количество катастроф с воздушными судами одинаковое для самолетов возраста до 5 лет и свыше 30 лет.
Несмотря на призыв экспертов, 3 декабря депутат Госдумы Владимир Гутенев внес на рассмотрение коллег поправки в Воздушный кодекс, которые запрещают использовать в России самолёты старше 15 лет. Правда, законопроект почему-то касается только лайнеров иностранного производства, что наводит на мысль о его популистском характере.
Что же касается уровня подготовки пилотов, то
здесь действительно существуют проблемы. Экспертами признано, что практически все авиапроисшествия последних лет случились из-за низкого профессионализма экипажей. Основная причина этого — катастрофическая отсталость системы профильного образования. Материально-техническая база государственных учебных заведений давно и безнадёжно устарела. А обучение на иностранных тренажёрах стоит дорого.
Высокая стоимость обучения пилотов привела, в свою очередь, к дефициту лётного состава. Именно поэтому правительство РФ одобрило на днях долгожданный законопроект, разрешающий российским авиакомпаниям нанимать на работу иностранных пилотов.
Право знать
Последние трагедии с падениями самолётов заставили воронежцев задуматься, на каких самолётах и с какими пилотами они летают из родного аэропорта. Корреспонденты «МОЕ!» переадресовали эти вопросы представителям трёх авиакомпаний, осуществляющих регулярные рейсы в аэропорту «Воронеж»: «Полёт», «ЮТэйр» и «РусЛайн».
Руководитель пресс-службы авиакомпании «Полёт» Григорий БАШКИРЁВ обратил наше внимание на тот факт, что с первых дней существования авиаперевозчика, то есть с 1988 года, требования к техническому состоянию воздушных судов и к персоналу в «Полёте» в условиях повышенной конкуренции были серьёзнее, чем даже в «Аэрофлоте».
— Мы до сих пор летаем безаварийно, у нас не было ни одного инцидента с гибелью людей или с потерей воздушного судна, — рассказал представитель «Полёта». — Мы довольны работой всего лётного состава авиакомпании. Пилоты регулярно проходят обучение, в том числе на иностранных тренажёрах. Летают на подготовку в Швейцарию и Прибалтику. Всё руководство авиакомпании, включая гендиректора, постоянно летает нашими регулярными рейсами.
В авиакомпании «ЮТэйр» на запрос «МОЁ!» по поводу опыта и качества подготовки лётчиков сообщили, что средний лётный стаж пилотов авиакомпании составляет 15,3 лет. А вот от авиакомпании «РусЛайн» ответов на поставленные вопросы мы, увы, пока не получили.
Ниже приведём информацию о состоянии самолётов всех трёх авиакомпаний, осуществляющих регулярные рейсы из воронежского аэропорта.
Авиакомпания |
«Полёт» (Москва*)
|
«ЮТэйр» (Ханты-Мансийск)
|
«РусЛайн» (Москва)
|
||
Тип воздушного судна |
Saab 2 000 |
Saab 340 |
Ан-148 |
ATR 72-500 |
Bombardier CRJ-100/200ER |
Страна-производитель |
Швеция |
Швеция |
Россия |
Франция |
Канада |
Максимальная вместимость (кол-во пассажиров) |
50 |
34 |
75 |
74 |
50 |
Количество самолётов |
5 |
5 |
2 |
1 **** |
19 |
Возраст |
14 —18 лет |
22 — 23 года |
2 года |
2 года |
4 —17 лет |
В каких авиакомпаниях летали до этого |
Swiss (Швейцария), до 2006 — 2007 гг. |
American Eagle |
«Полёт» — первый эксплуатант |
«ЮТэйр» — первый эксплуатант |
«ВолгаАвиа- Экспресс», с 2009 по 2010 г.***** |
Общее количество катастроф (с человеческими жертвами) самолётов данного типа в мире за всю историю эксплуатации |
Не было |
4 (48 погибших)
|
1 (6 погибших***)
|
8 (241 погибший)
|
9 (165 погибших)
|
Примечания
* До недавнего времени авиакомпания была воронежской, с декабря 2013-го перерегистрирована в столице.
** Летали до 2008-го, с 2008 по 2010 год были на хранении.
*** Самолёт разбился 5 марта 2011 года в Белгородской области во время учебно-тренировочного полёта перед передачей заказчику.
**** Большинство регулярных рейсов Москва — Воронеж — Москва осуществляет самолёт с бортовым номером VQ-BLC. Но в случае необходимости он может быть заменён другим аналогичным бортом.
***** Более ранних данных об этих лайнерах нет.
Роман Попрыгин
МОЁ! №50, 10 декабря 2013 года.