В Воронежской области начинают перерабатывать ядерные отходы
Структура Росатома ОАО «Энергоспецмонтаж» выиграла тендер на монтаж основных систем и опор комплекса плазменной переработки радиоактивных отходов Нововоронежской АЭС и планирует ввести его в эксплуатацию в новом году. Производительность утилизации твердых отходов — 6 тони в сутки (1,4-1,8 тысячи тони в год). Строить этот комплекс запланировали еще в 2007 году, с завершением в 2012-м. Необходимость его Росатом объяснял тем, что на станции за 40 лет работы скопилось много радиоактивных отходов.
Первый энергоблок НВАЭС запущен еще в 1964 году, второй — в 1969-м, их уже больше 20 лет выводят из эксплуатации. Некоторые эксперты считают, что АЭС — самый дорогой источник энергии именно из-за цены вывода.
Теперь переработка отходов — в надежных руках. «Энергоспецмонтаж» — фирма известная, внесшая большой вклад в репутацию Росатома. Засекреченность атомной отрасли приносит иногда удивительные плоды. В начале века атомный министр — бизнесмен Евгений Адамов попал под уголовное дело в США (а потом и в Швейцарии), но Кремль спас друга. А в 2009-м, уже при Сергее Кириенко, после серии аварий на АЭС департамент внутреннего аудита Росатома вдруг обнаружил, что под покровом секретности воруют здесь лихо: только одна «дочка» ОАО «Атомэнергопроект» во главе с Генераловым нанесла ущерб не 2 млрд рублей, как обнаружили опера, а более 20 млрд! И это не окончательные цифры. Владимир Генералов — «старый солдат» Адамова, он управлял финансами еще в кресле главы департамента капстроительства Минатома.
В 2009-м дело передали в Главную военную прокуратуру, в которой его оценили как «самые громкие хищения 21-го века».
После громких публикации о коррупции в «Росэнергоатоме» его делами занялась ФСБ, и Кириенко после встречи с Путиным срочно начал «чистку рядов» в своем ведомстве. Дело не только в деньгах: на карту поставлена жизнь миллионов россиян.
«Атомэнергопроект» с десятками филиалов по всей России оперирует огромными бюджетными средствами, не афишируя информацию о конкурсах на закупку техники, проектирование и строительство; отрасль-то — жутко секретная, и схемы Генералова по распилу бюджетных средств работали годами. Он создал цепочку из четырех фирм, в которой «Атомэнергопроект» и «Энергоспецмонтаж» — реальные компании, строящие АЭС, а две фирмы-прокладки — для вывода денег: ООО «Трубы-2000» и ООО «Промстандарт». Главные действующие лица: гендиректор «Атомэнергопроекта» Генералов, его первый зам Александр Когтев и его брат Константин Когтев, гендиректор «Энергоспецмонтаж», подписывавший все сомнительные документы.
Например, из «Атомэнергопроекта» перевели 3,5 млрд рублей «Энергоспецмонтажу», оттуда 1,1 млрд рублей ушли на счет ООО «Трубы-2000» якобы для закупки труб и арматуры, а оттуда через Промбизнесбанк и Связьбанк — в ООО «Промстандарт» (основной бизнес — торговля мебелью), где 300 млн рублей исчезли.
В 2009-м Кириенко уволил Константина Когтева за хищения при строительстве АЭС в Волгодонске, следом по его стопам ушел брат Александр, обложивший в свою пользу «десятиной» подрядчиков, работавших на строительстве НВАЭС. Новый гендиректор «Энергоспецмонтажа» Сергей Ермаков не обнаружил ни арматуры и труб на балансе, ни денег на счетах, поднял шум, а опера потом утверждали, что конечный пункт тех денег — коттеджи в поселке «Княжье озеро». Чтобы погасить скандал, Генералов велел «Трубам-2000» отправить через «Промстандарт» еще 300 млн рублей «Энергоспецмонтажу». Деньги на его счет поступили, но продукции на стройплощадках «Дон-Атомстроя» не прибавилось. Кроме 100 бесхозных ржавых труб — их якобы и купили за 300 млн рублей.
В 2010-м атомная коррупция из России обнаружилась и в Украине: Харьковский и Киевский «Энергопроекты», выведенные из НАЭК «Энергоатом» в 2008-м, оказались звеньями в схеме по отмыванию атомных миллиардов. Оба «Энергопроекта» с 2007-го по договору с Росатомом совместно проектируют блоки Калининской, Нововоронежской и Нижегородской АЭС. Проектирование составляет до 20% в стоимости АЭС, так что дело это весьма выгодно: проектов АЭС в архивах украинских институтов полно еще со времен СССР. У России есть контракты на сооружение АЭС в Китае, Индии, Иране, Болгарии, и проектировщики в этих странах — из Украины. Проект нового блока НВАЭС, как это неожиданно выяснилось в ходе строительства, — по сути старый проект индийской АЭС «Куданкулам», но заплачено за него, как за новый, разработанный в России.
Несмотря на кризис, в России идет масштабное строительство АЭС на триллионы рублей: к 2015-му должны запустить десять новых энергоблоков, а еще десять будут на подходе. Часть громадных сумм идет в проектные институты Украины, кроме того, «Атомэнергопроект» закупает для АЭС запчасти и оборудование (включая б/у) в Украине, где с советских времен остались склады Минатома СССР, и там просто не знают, что с ними делать. Например, в 2009-м «Атомэнергопроект» купил на 1,4 млрд рублей оборудование б/у для Ленинградской АЭС (та самая, на строительстве которой рухнула вся обшивка корпуса). Закупки шли через замгендиректора Мирющенко К. Е., вскоре попавшего под следствие за хищение 3 млрд рублей (!). А на Волгодонской АЭС в Ростовской области произошел скандал с остановкой реактора из-за некондиционных деталей. Запчасти и оборудование б/у поступали туда из Украины через «Трубы 2000» «Промстандарт», и «Энергоспецмонтаж» — якобы российского производства. Но ФСБ, расследуя аварию, выяснила, что большинства указанных производителей в России нет, а те, что есть, такое оборудование уже не выпускают.
После этого возник скандал и с НВАЭС, а в интернет попали откровения нескольких воронежских подрядчиков о том, что если не на главном объекте, то на вспомогательных точно, бабки отмываются в соотношении 60% (оплата работ и материалов) к 40% (в карманы группы посредников).
После череды скандалов масштабную коррупцию в Росатоме вроде бы победили, и теперь «Энергоспецмонтаж» в этом смысле чист, как слеза ребенка. Или как воронежская мэрия после зачистки ее областной властью.
Но опасения за жизнь и здоровье воронежцев остались.
Александр Ягодкин
Московский комсомолец в Воронеже, 11 декабря 2013 года.