Липецк. 12.12.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Торгово-промышленная палата Липецкой области выстраивает экономические отношения с арабским миром. Первым крупным проектом стал визит президента региональной ТПП Анатолия Гольцова в Ирак, затем он встретился с мавританскими и марокканскими коллегами и бизнесменами. О том, для чего липецким бизнесменам нужен арабский рынок, какие их ждут риски и выгоды, как арабы относятся к русским, рассказал «Абирегу» господин Гольцов.
- Анатолий Васильевич, вы ездили в Ирак, подписали там несколько соглашений с иракскими ТПП. Для чего это нужно?
- Я хочу напомнить, что одна из функции ТПП – это поиск новых рынков сбыта для липецкого бизнеса. К тому же для нас Ирак и Марокко – это традиционные партнеры по бизнесу. Мы еще с 80-х годов поставляли туда металл, трактора и другую технику. А кто не помнит вкус марокканских апельсинов с наклейками, которые были в каждом новогоднем подарке! И мне было приятно видеть на марокканских заводах советское оборудование, которое там до сих пор работает. Сегодня в арабских странах для нашего бизнеса еще большие возможности. Я хочу, чтобы наш бизнес стал в хорошем смысле этого слова экспансионным, чтобы он не замыкался в границах региона. Мы должны учиться работать даже не у Китая, а у чехов, например. У них 90% внутреннего продукта идет на экспорт. А у нас, к сожалению, многие сидят дома, ждут поддержки из бюджета, и некоторые превратили эту поддержку в свой бизнес. Нам сегодня, по-моему, очень нужны Афанасии Никитины, готовые пойти за три моря, чтобы налаживать там экономические связи. Вы знаете, когда видишь, как французы, немцы, итальянцы сидят за столом переговоров и перед ними стоит два флага: один флаг их фирмы, а другой – их страны, то хочется, чтобы так же было и у русских. В этом есть русская идея: мы никогда не приходили воевать, мы приходили, чтобы строить и торговать. Вот для чего нужно нашей ТПП ездить по миру и налаживать экономические контакты с иностранцами.
- Сегодня среди липецких предпринимателей уже есть желающие работать, например, в Ираке?
- На сегодняшний день желающих зайти на иракский рынок среди липецких бизнесменов немало. Особенно среди тех, кого жизнь прижала. Например, наших металлургов – завод «Свободный сокол». Там нужна их чугунная труба, а сокольцам нужны рынки сбыта. «Свободный сокол», кстати, уже имеют опыт торговли с иракским Курдистаном. Но это небольшие объемы сбыта по сравнению с теми, которые можно реализовать в Багдаде. Туда, в принципе, готовы зайти НЛМК, «Индезит», «Липецкхлебмакаронпром», «Рошен», «Куриное царство», лебедянский «Строймаш», елецкие предприятия «Гидропривод», «Елецгидроагрегат», Imer Group и «Энергия» и наши производители сахара. Также, я думаю, и на рынках Марокко и Мавритании наша продукция будет востребована.
- А перечисленные вами компании ждут в арабских странах?
- Я не хотел бы преувеличивать интерес арабов, но они рассматривали наши предложения так эмоционально, что я мог бы с полным правом сказать, что предложения липчан в Ираке, например, приняли с восхищением. Сокольцы привезли туда отрезок своей чугунной трубы, и даже министр иностранных дел рассматривал ее с восторгом. Рассматривал, трогал руками и говорил, что именно такая труба им нужна. Иракцы умеют экономить государственные средства, и они не хотят менять трубы каждые пять лет, им нужна труба, про которую можно сто лет не вспоминать. А мы умеем делать такие трубы. И их оценил не только министр иностранных дел, но и специалисты в этой области – министерство нефти и водных ресурсов. Понравились в Багдаде и листовой металл НЛМК, и строительная техника, которую выпускает «Имэр Групп». Их заинтересовала продукция компании «Энергия», техника «Строймаша», продукция Лебедянского сокового завода и «Липецкхлебмакаронпрома». У них там много фруктов – таких фиников, какими меня угощали иракцы, я никогда не пробовал. Но плохо с шоколадными изделиями, и они готовы работать с нашим «Рошеном». В Ираке, Марокко и Мавритании наших партнеров привлекают, например, технологии строительных организаций. Липецкие строители могли бы успешно участвовать в возведении предприятий, жилья и железных дорог в Ираке.
- Что это может дать липецким предпринимателям?
- Для иностранных поставщиков и подрядчиков в Ираке предоставляют серьезные налоговые льготы. Инвесторы с иностранным капиталом на 10 лет освобождаются от всех налогов. Если это совместное предприятие,и доля иракцев больше, чем, например, российская, его освобождают от налогов на 15 лет. А через 15 лет налог не будет превышать 15 процентов. Но главное – тот, кто зайдет туда первым, получит, можно сказать, бездонный рынок сбыта, и его предприятие будет стабильно и быстро развиваться. Мы пока не просчитывали экономический эффект от сотрудничества с Ираком применительно к нашему региону. Но я могу сказать, что благодаря деятельности Российско-Арабского делового совета, через который мы налаживаем отношения с арабским миром, за последние 10 лет товарооборот между Россией и арабскими странами увеличился в 10 раз и достиг 14 млрд долларов, а объем прямых арабских инвестиций в российскую экономику составил около 9 млрд долларов. Липецким предпринимателям работать с арабами будет очень выгодно. Мы, например, выбрали в Марокко самых надежных поставщиков фруктов, оливок, оливкового масла, рыбы, мебели и другой продукции. Сегодня липчане закупают все это у московских оптовиков, а те у европейских или азиатских посредников. А мы сидим и ждем, когда же под влиянием ВТО снизятся розничные цены, вместо того чтобы устанавливать прямые торговые связи! В этом и состояла главная цель Российско-Марокканского бизнес-форума. Мы подписали соглашение с вице-президентом Палаты торговли, промышленности и услуг префектуры Рабат-Сале господином Анасом Бенсудой. По этому соглашению нашим бизнесменам будут помогать послы и торгпреды, деловые советы и ТПП обеих сторон. Они готовы обеспечить информационную и консалтинговую поддержку как на стадии поиска партнеров, так и в осуществлении прямых экспортно-импортных операций между Марокко и Липецкой областью.
- Анатолий Васильевич, я не спрашиваю про Марокко и Мавританию, но в Ираке недавно закончилась война. Вашу делегацию, говорят возили под усиленной охраной. Не опасно ли нашим бизнесменам идти в Ирак?
- Лично я убедился, что власти Ирака серьезно обеспечивают безопасность иностранному бизнесу. Главное – соблюдать правила, которые там приняты, и ты рискуешь не больше, чем на улицах Липецка. А с другой стороны, бизнесмен – это ведь не премудрый пескарь, который всего боится и сидит безвылазно в своей норе. Бизнеса без риска не бывает. Еще Альфред Маршалл в своей неоклассической экономической теории сказал, что риск – это не только опасность не достичь намеченного результата, но и вероятность превысить ожидаемую прибыль. И я как опытный человек могу сказать, что наши предприниматели – люди не робкого десятка. Мы одними из первых зашли в Чечню – там тоже только что закончилась война, все было разрушено и иногда что-нибудь взрывалось. И никто не боялся везти туда технику, стройматериалы, холодильники – мы ведь шли туда с миром, и нас принимали как добрых людей, а не как врагов. Я помню мы прямо на улице раздавали ребятишкам мороженное. И в Чечне сегодня по-доброму вспоминают тех, кто туда пришел в первые дни после войны. Да, мы туда пришли, чтобы закрепиться на чеченском рынке и заработать. Но разве это плохо? У них налаживается жизнь, и мы зарабатываем в Чечне и для себя, и для регионального бюджета. Риск в Ираке есть, но рисковать стоит. Китайцы вон ничего не боятся. Мы только думаем об иракском рынке, а они уже построили там целые города. И если мы будем сидеть у себя в России и взвешивать шансы, то трубы и шоколад в Ирак будут поставлять китайцы.
- А как в арабском мире относятся к русским?
- Замечательно. Мы когда приехали в Ирак, я показываю документы охраннику, а он кричит: «О! Русский, проходи!» - и даже не стал толком документы проверять. К русским у иракцев уважение страшнейшее. Ребятишки прибегают и по-русски просят: «Дядька, дай русскую ручку». Там многие хорошо говорят по-русски, и у нас не было никаких проблем с переводчиками. Один парень подошел: «Можно я с вами по-русски поговорю?» - и мы с ним полчаса проговорили. Когда мы там были, иракцы провели русско-иракский день. Пришли к нам с российским флагом, а музыканты на своих народных инструментах исполняли наш гимн. Шли, как на параде, к русскому стенду вместе с министром иностранных дел, с министром торговли с представителями ТПП. Все смотрят: что случилось? Им говорят: сегодня день русско-иракской дружбы. Русских там любят, как и во многих других арабских странах. В Марокко много бизнесменов, которые учились в советских вузах. Я даже встретил там выпускников нашего пединститута. Представляете, человек живет в Северной Африке и у него ностальгия по нашей улице Ленина и Верхнему парку!
- Наши, как вы говорите, могут развивать свой бизнес в Ираке. А иракские бизнесмены не планируют прийти со своим бизнесом в Липецк?
- В апреле мы ждем к себе иракскую делегацию из провинции Дивани с ответным визитом. Во время визита делегации липецких бизнесменов в Ирак мы подписали с ТПП этой провинции соглашение о сотрудничестве. И вот в апреле будем говорить о возможности развития иракского бизнеса в Липецкой области. Также в 2014 году запланированы ответные визиты из Марокко и Мавританию, во время которых также будем обсуждать вопросы присутствия в нашем регионе марокканского и мавританского бизнеса.