Чиновники по-прежнему не решаются на государственно-частное партнерство: принятие законопроекта о ГЧП может быть отложено из-за замечаний Кремля
Как выяснили «Ведомости», долгожданный закон об основах государственно-частного партнерства (ГЧП) вряд ли будет принят до конца этого года.
Госдума одобрила проект в первом чтении весной, и представители Минэкономразвития не раз говорили, что рассчитывают на окончательное принятие закона до конца осенней сессии. Второе чтение было намечено на 18 декабря.
Но обсуждение правительственных поправок затянулось. Например, ФАС настаивала на том, чтобы доля частных вложений в проект ГЧП была не ниже 50%, иначе нужно проводить обычную госзакупку. Договориться удалось, рассказывает председатель думского комитета по собственности Сергей Гаврилов: в законопроекте ГЧП четко отделено от госзакупок по федеральной контрактной системе (ФКС), есть критерии эффективности и преимуществ механизма ГЧП. Минфин концептуально не против этого законопроекта, говорит чиновник ведомства: он настолько рамочный, что никаких рисков не несет.
Но у Государственно-правового управления президента (ГПУ) возникли «принципиальные замечания», проблемы следует урегулировать до принятия закона во втором чтении, говорится в отзыве ГПУ (копия есть у «Ведомостей»). Есть положения, которые, по мнению ГПУ, требуют дополнительного обсуждения или более точных формулировок (см. врез), главные же претензии связаны с проектами муниципалитетов.
ГПУ предлагает на первом этапе опробовать механизм ГЧП только на федеральном и региональном уровне и, только если опыт будет положительным, разрешить его для муниципалитетов. Последняя редакция законопроекта позволяет муниципалитетам запускать проекты ГЧП наравне с федеральным центром и регионами. Но публично-частное партнерство с участием муниципалитетов не может быть признано государственно-частным, поскольку муниципалитеты не входят в систему органов государственной власти, пишет ГПУ. К тому же полномочия между разными уровнями власти в проекте распределены нечетко, а функции муниципалитетов — «несистемно и нелогично». Документ нужно существенно доработать, но законопроект принимается в сжатые сроки, так что это «трудно реализуемо», заключает ГПУ.
В условиях недофинансирования региональных и муниципальных бюджетов участие муниципалитетов на стороне публичного партнера — принципиально важный вопрос, подчеркивает Гаврилов: «Если мы регионам не даем денег, надо дать возможность их привлечь». Вопрос будет согласовываться, но уже в весеннюю сессию, обещает он.
О необходимости принять закон до конца года говорил премьер-министр Дмитрий Медведев — это была реакция на ожидания региональных властей и бизнеса, замечает замминистра экономического развития Сергей Беляков. Закон создает инструменты привлечения частного капитала, когда бюджетных денег на создание и эксплуатацию инфраструктуры нет, продолжает он: «Жаль, что его принятие задерживается».
Закон о ГЧП нужен и будет принят, уверяет чиновник администрации президента. Но текст пока «сырой», законопроект нужно доработать, объясняет другой федеральный чиновник.
Сейчас проекты ГЧП можно реализовывать на основе закона о концессиях или местного законодательства о ГЧП (свои законы есть в 69 регионах). Но региональные законы ненадежны: местные власти опасаются противоречий с федеральным законодательством. А концессии налагают на участников проекта множество ограничений — например, объект нельзя передать в собственность частнику. Все начинают привыкать к закону о концессиях, говорит сотрудник крупной инфраструктурной компании: но это не решение, нормативную базу надо улучшать.
Пока она разрозненная и это затрудняет реализацию проектов, согласен партнер Gide Loyrette Nouel Александр Долгов. В отсутствие закона о ГЧП госзаказчики смогут использовать закон о ФКС, который вступает в силу в январе, продолжает Долгов: ФКС позволяет заключить контракты жизненного цикла, но так частные инвестиции не привлечешь.
Маргарита Лютова
Филипп Стеркин
Максим Товкайло
Ведомости, 16.12.2013.