Воронеж. 20.12.2013. ABIREG.RU – Эксклюзив – У офисов МИнБа в Воронеже сейчас можно наблюдать почти «советское» явление – длинные очереди. Люди не то чтобы паникуют, но явно волнуются: ходят слухи, что банк скоро лишится лицензии. В офисе банка красуется письмо от Центробанка, где говорится, что ничего подобного не ожидается. Как бы то ни было, телефон главы воронежского представительства МИнБа Андрея Хицкова разрывается от звонков коллег и клиентов банка. В перерыве между звонками он попытался рассказать «Абирегу», как банк справляется с ажиотажем и каков у банка запас прочности.
– Почему началась паника?
– С нашей точки зрения, никакой паники нет. Мы в абсолютно штатном режиме проводим платежи, и ни один из них не задерживается. Продолжаем выдавать кредиты как муниципальным, так и коммерческим организациям, а также физлицам. Работаем с вкладчиками.
– Когда это началось?
– Самые серьезные нагрузки пошли на этой неделе – понедельник, вторник, среда.
– У вас есть предположения, кто за этим стоит?
– Честно говоря, мне сложно это комментировать. Банк по объемам деятельности входит в первую пятерку как по расчетным операциям, так и по остаткам на счетах юридических и физлиц, по операциям с пластиковыми картами, по работе в рамках зачисления зарплаты. Действительно, это может для кого-то представлять интерес. Но кто мог делать это целенаправленно - я не представляю.
– Собственного расследования не проводили?
– Мы – филиал банка, и для нас основная задача – работа с клиентами, а не расследования.
– Вы обращались в отдел «К» с заявлением?
– Конечно. В последние дни, помимо СМС-рассылки, были еще и публикации о том, что у банка отзывается или уже отозвана лицензия. Безусловно, не следует ждать, что они в одну минуту что-то выявят, но мы надеемся, что инициаторов всего происходящего найдут.
– Какие-то крупные кредиты вчера-сегодня удалось выдать?
– Вчера работали с «Воронежтеплосетью» – предприятие гасило один транш, а мы выдавали им другой транш – около 50 млн рублей. Не могу сказать, что у нас происходит что-то сверхординарное, с объективной точки зрения. А вот субъективная сторона, конечно, существенна. Определенный наплыв клиентов присутствует, но справляемся.
– Понятно, что банк держится на своих клиентах. И если все клиенты одновременно придут за деньгами, выдержит ли это банк?
– Запас прочности у банка очень серьезный. По данным Банка России, МИнБ входит в топ-30 крупнейших банков, банк имеет рейтинг экспертного агентства «Эксперт РА на уровне А (высокий уровень кредитоспособности), что дает ему возможность доступа практически ко всем инструментам господдержки. Центробанк планирует расширить список значимых для экономики банков до 50 так называемых системообразующих банков. По всем обозначенным признакам МИнБ в него будет включен.
– Есть ли у воронежского МИнБа постоянно такой объем наличности, чтобы их хватило очередям у банкоматов?
– Ежесекундно его может не быть, но мы постоянно пополняем банкоматы наличностью. Понятно, что на инкассацию нужно какое-то время.
– Сейчас банкоматы загружаются чаще, чем обычно?
- Да. Но я думаю, что такая ситуация в части повышенного интереса к снятию денег урегулируется в течение одного-двух дней.
– Как на этой ситуации можно заработать? Вводились ли комиссии по снятию?
– О чем вы говорите? Для нас основой работы является договор с клиентом, который таких комиссий не предусматривает.
– Появлялись ли в последнее время у вас ревизоры из Центробанка?
– Плановая проверка Центробанка в этом году была, и в сентябре-октябре она была закончена. Каких-то претензий, кроме некоторых рабочих моментов, а тем более санкций со стороны ЦБ не было. Подтверждение этому – официальная позиция о стабильной ситуации в банке, высказанная его территориальным управлением по Воронежской области.
– Похоже ли происходящее сегодня на события кризиса 2008 года?
– Тогда в целом экономическая ситуация была сложнее (снижение цен на нефть, рост курса валюты). Поведение клиентов примерно одинаковое: слепая вера во всевозможные слухи. Еще раз повторюсь, что в целом надежность банка, как и всей банковской системы, высока, а речь идет о локальном ажиотаже в нашем регионе, вызванном искусственно и который нам вполне удается удерживать.
– Какими цифрами можно проиллюстрировать, что это локально?
– Критерий здесь абсолютно один – выполнение своих обязательств в рамках договора. И если мы физическим лицам продекларировали, что мы по первому требованию должны выдать средства, мы это выполняем. Еще раз подчеркну: в других регионах присутствия банка (а это 29 субъектов России) обстановка совершенно нормальная.
– Вы - один из крупнейших в регионе банк по работе с юрлицами, а юрлица по такой системе ничего не получают из-за того, что у банков зачастую не хватает активов после расчетов со всеми…
– Хочу успокоить и эту категорию клиентов. В работе с юрлицами мы работаем абсолютно стабильно, проводим все платежи.
– Есть какие-то знаковые компании, которые открыли счета в последние дни?
– Главное, что не увели свои обороты, а про новых знаковых клиентах так сразу сказать не могу. Кстати, у нас появился льготный тариф для клиентов-юрлиц, которые пострадали от ситуации в «Инвестбанке», и первые его пользователи уже появились.
– А у вас есть вклад в МИнБе?
– Да, и зарплатная карта тоже.
– Вы сегодня забирали деньги на всякий случай?
– Конечно, нет, и не собираюсь.