WorldClass

30 сентября 2024, 08:26
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // Проблема от лукавого

21.01.2014 17:14
В Воронеже все больше компаний отказываются страховать автовладельцев Если срок страхования ОСАГО истек и владелец не продлил полис, управлять автомобилем запрещается: при остановке на посту ДПС сотрудники полиции снимут с машины государственные номера и выпишут штраф в размере 800 рублей Не имеют права отказать Уже около года воронежские автомобилисты говорят о том, что полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) получить становится все сложнее.

В Воронеже все больше компаний отказываются страховать автовладельцев

Если срок страхования ОСАГО истек и владелец не продлил полис, управлять автомобилем запрещается: при остановке на посту ДПС сотрудники полиции снимут с машины государственные номера и выпишут штраф в размере 800 рублей

Не имеют права отказать

Уже около года воронежские автомобилисты говорят о том, что полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) получить становится все сложнее. Корреспондент «ВК» решил узнать, не изменилась ли ситуация с началом нового года.

В пяти из 11 крупных компаний полисы получить возможно. Правда, сотрудник одной из них предупредил: «У нас полисы есть, но в ограниченном количестве. Страхование лучше надолго не откладывать: когда вы наконец решитесь, полисов может и не хватить». Не отказали и еще в двух компаниях: правда, одна из них работает с полисами других страховых (объясняя тем, что свои кончились), вторая же бережет бланки исключительно для постоянных клиентов. Остальные четыре компании, с которыми удалось связаться, сообщили, что «бланков страхования нет, до конца месяца точно не будет, а скорее всего - и дольше».

Может ли получиться так, что все воронежские страховые компании перестанут выдавать полисы ОСАГО? Наверное, вряд ли. И это может успокоить автовладельцев: ведь большинству из них не принципиально, в какую компанию обращаться за полисом ОСАГО, главное - чтобы он был. Единственное, из-за сложившейся ситуации разница стоимости полиса в разных компаниях может варьироваться от 500 рублей до 2 тыс. Это связано с тем, что в каких-то из них к стоимости документа автоматически прибавляется стоимость добровольного страхования от несчастного случая, а если вы сменили страховщика, к вам по субъективной причине может не применяться система скидок.

Согласно законодательству человек вправе выбрать любую страховую компанию, и ему не имеют права отказывать в получении полиса ОСАГО, равно как и не имеют права навязывать другие виды добровольного страхования. Исключение возможно, если у страховщика имеются либо точные данные, либо подозрения о том, что обратившийся к нему клиент ранее был замечен в мошеннических действиях.

Однако в том же законе об ОСАГО говорится, что страховщик вправе попросить страхователя предоставить автомобиль на осмотр. И не известно, как этим пунктом может воспользоваться компания: если клиент после такой просьбы не передумает менять страховщика, его могут записать на осмотр и через месяц, и через два. А автомобилисты вряд ли приходят продлевать полис настолько заблаговременно.

Страховой протест

О причинах сложившейся ситуации страховые компании говорить не желают, лишь некоторые нехотя объясняют: «Полис ОСАГО - не просто бумага, это бланк строгой отчетности. Для каждой компании есть определенная квота полисов, и она может закончиться». Среди автовладельцев бытует мнение, что отсутствие полисов - это лишь лукавство страховщиков: таким образом компании лишний раз обращают на себя внимание правительства.

Насколько такой протест выгоден страховым компаниям, говорить трудно. С одной стороны, за прошедший год многие из них потеряли не одну сотню клиентов, с другой стороны, ОСАГО - не единственный доход страховщиков. А многие из них, кстати, считают, что этот вид страхования даже убыточен: отказывая автомобилистам в полисе, они сокращают свои теоретические расходы.

- Три года назад средний размер выплат по полисам ОСАГО был не более 25 тыс. рублей, но с тех пор он неуклонно повышается. Это связано, в первую очередь, с увеличением количества дорогих машин на дорогах. В июне этого года должны быть внесены поправки к закону об ОСАГО. И если сейчас максимум, который могкт выплатить автовладельцу, - 120 тыс. рублей, по новому проекту эта сумма увеличится в два-четыре раза, - пояснил сотрудник страховой компании Дмитрий Быков. - Конечно, повышение этого лимита повлечет за собой и увеличение тарифов, но в какой пропорции - неизвестно. Правительство утверждает, что будет достаточно повышения на 25%, страховые требуют как минимум в два-три раза.

Нет волевого решения

Но тут надо понимать, за что платят автовладельцы. Простыми словами, полисом ОСАГО мы страхуем чужое имущество: при ДТП страховщик виновника выплачивает определенную сумму пострадавшему на ремонт его машины. И если заплатить 3 - 5 тыс. рублей в год за полис ОСАГО еще можно, то 6 - 10 тыс. рублей отдавать захочет не каждый: ведь большинство водителей за десять лет существования ОСАГО полисом ни разу, к счастью, не воспользовались. Но без этого документа управлять транспортным средством не разрешается. А зачем платить такую сумму за недобросовестного водителя?

- С 1 января 2013 года заработала автоматизированная система ОСАГО - общая база Российского союза автострахователей (РСА), куда вносятся все данные по страхователям. И если правильно ее применять, не нужно повышать стоимость полиса: для тех водителей, кто ездит неаккуратно, стоимость документа с каждым страховым случаем будет расти, а для аккуратных водителей - снижаться. Существует так называемый «бонус-малус», который дается за безаварийную езду: если вы в течение года не были виновником ДТП, то вам за этот год начисляется скидка 5% от стоимости полиса. На данный момент максимальная скидка - 50%, - рассказал Дмитрий Быков. - Вариантов решения этой проблемы достаточно много: например, существует предложение ввести франшизу в полис ОСАГО. Иными словами, виновник аварии сам возмещает мелкий ущерб потерпевшему. Но, наверное, нет волевого решения, которое бы расставило все на свои места.

В общем, автомобилистам стоит переживать не из-за вероятности остаться без полисов ОСАГО вовсе, а из-за повышения тарифов на этот документ, которое непременно будет. Осталось лишь дождаться, когда страховые компании и органы власти найдут общий язык. И надеяться, что этот язык будет понятным автовладельцам.

Екатерина Трещикова
Воронежский курьер, №5, 21 января 2014 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0