Воронежская область готова применять новые правила госзакупок
На "Деловом завтраке" в филиале "РГ" руководитель управления ФАС по Воронежской области Владимир Рохмистров рассказал, как развивается конкуренция на местных рынках и какие вызовы встали перед бизнесом в наступившем году. Владимир Рохмистров: В 2013-м мы занимались, по сути, сплошь серьезными жалобами. Очень много было дел по естественным монополиям, особенно по присоединению к газовым сетям в муниципальных районах. Анализируя договоры "Воронежгорэлектросети", мы установили, что предприятие берет за подключение около 25 тысяч рублей, хотя эта сумма учтена в тарифе. Энергетики оперативно отреагировали на наше предписание и вернули абонентам деньги - серьезные суммы для малого бизнеса.
По госзаказу что ни обращение - то крупное дело. Если контракт заключался с нарушениями на сумму свыше десяти миллионов, мы обращались в арбитражный суд. По небезызвестному ФЗ-94 было более 400 обращений - значительно больше, чем в 2012-м. Мы выявляли картели, штрафовали за сговоры на торгах - например, на поставку хлебобулочных изделий и строительство суда в Борисоглебске. Схема нехитрая: одна фирма сделала первый шаг и остановилась, две другие сбили цену, а потом выяснилось, что у них нет необходимого свидетельства о членстве в СРО. Их сняли с торгов и заключили контракт с единственным участником по максимальной цене. Такие случаи характерны для крупных городов.
А почему жалоб, связанных с госзаказом, стало больше? Нарушения участились или предприниматели стали активнее отстаивать свои права?
Владимир Рохмистров: Нередко недобросовестные игроки подают жалобы, не участвуя в торгах. Дескать, чиновники не согласились заключать контракт на моих условиях - тогда я постараюсь испортить им жизнь! Некий воронежский субъект дважды жаловался нам на администрацию района. Сначала его не допустили к конкурсу - по нашему предписанию это было исправлено. Торги прошли повторно, но бизнесмена с них сняли. Опять жалоба, опять предписание, конкурс проводится в третий раз, но кляузник в нем не участвовал! Представьте, сколько времени и сил ушло на проверки, мы привлекали к ответственности должностных лиц. А человек и не собирался реально бороться за контракт.
Я всегда привожу в пример Францию, где участники торгов давно работают на рынке, имеют производственную базу. У нас же, увы, бывает, что компании набирают портфель заказов, а дальше ищут, кому бы их передать по субподряду... До десяти процентов таких фирм побеждает на торгах.
Удавалось ли сами органы власти уличить в нарушениях при закупках?
Владимир Рохмистров: Я бы выделил дела по областному департаменту ЖКХ и энергетики. Он с июля 2013 года собирал заявки на проведение энергоаудита и лишь в конце ноября объявил торги по 107 объектам по всему региону (причем некоторые такое обследование уже проходили). Контракт заключали 9 декабря, а исполнить его следовало до 24-го или 25-го. Между тем энергетический паспорт рассматривается в Минэнерго РФ в течение 30 дней.
Мы выдали предписание еще до торгов, но управление ЖКХ его проигнорировало. И потом нам сообщили, что, поскольку контракт заключен, наши требования выполнить нельзя. Почему объекты не разбили по малым лотам? Ведь везде своя специфика - у больниц, школ, библиотек. Да, подрядчик может привлечь экспертов со стороны, но тогда вместо полезной конкуренции получается неэффективное освоение денег. Губернатор в курсе ситуации, мы обратились в правоохранительные органы.
В декабре завершилось разбирательство по поводу демонтажа киосков в Воронеже. Антимонопольная служба была на стороне бизнесменов?
Владимир Рохмистров: Да. У них были все надлежащие разрешения, ордеры - и вдруг их не включили в схему размещения объектов нестационарной торговли. Мы выдали предписание, люди обратились в суд. Дело тянулось два года, в итоге мэрию обязали внести эти киоски в схему. Восстанавливать торговые точки владельцам придется за свой счет, но они могут подготовить иск о возмещении убытков.
Конечно, лучше бы споры разрешались до демонтажа, а не после. К нам обращаются предприниматели, которым предлагают освободить помещения, занятые аптеками: мол, будет проведен новый конкурс, участвуйте, может, и вернетесь на обжитое место. Спрашивается, почему не продлить договор с прежним арендатором, если он исправно платит? Проведите независимую оценку, назначьте рыночную ставку - бизнес отнесется с пониманием. Но не надо никого "кошмарить"! Более того, по ФЗ о защите конкуренции власти вправе предоставлять преференции субъектам, впервые вступающим на рынок или занятым социально значимыми видами деятельности.
Игроков на рынке должно быть столько, сколько необходимо. Главное, чтобы они нормально конкурировали
Впрочем, позитивные сдвиги в отношении к бизнесу есть. В минувшем году мы тщательно проверили управление главного архитектора Воронежа, которое прежде часто обвиняли в волоките. И нарушений не нашли. Да и в местном отделении "Опоры России" жалоб на этот орган нет.
А недобросовестная конкуренция в каких сферах чаще проявляется?
Владимир Рохмистров: В производстве продуктов питания. На этикетках колбасных и хлебобулочных изделий, различных консервов, молочной продукции размещаются сведения, не соответствующие нормам техрегламентов. Мы тесно сотрудничаем с общественными организациями и Роспотребнадзором: они проводят контрольные закупки, исследования, передают нам материалы, а мы привлекаем нарушителей к ответственности. Среди них есть и воронежские фирмы, но в основном фигурируют Саратов, Калининград, Подмосковье. "Антилидер" - Курская область, но там тоже начали исправляться.
С января 2014 года вступил в силу ФЗ N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Готовы в регионе по нему работать?
Владимир Рохмистров: Воронежская область два года участвует в эксперименте: специальное автономное учреждение отслеживает ситуацию, помогает правильно обосновать цену на закупаемые товары. Так что мы готовы процентов на 90. В новом законе есть нормы, которые осложнят работу контролирующих органов. Например, в плане заключения контрактов с естественными монополиями. Не все разъяснения даны, не все подзаконные акты подписаны, недостаточно рекомендаций. Надо наработать практику. Надеюсь, все справятся и у нас не будет шквала жалоб. По крайней мере, УФАС не собирается штрафовать всех без разбора по любому поводу.
Какие рынки вы изучали в 2013 году и какие выбрали на 2014-й?
Владимир Рохмистров: Мы полностью сегментировали оптовый и розничный рынки нефтепродуктов. Исследовали рынок обращения с ТБО в крупных муниципалитетах - он должен стать более прозрачным. Вывозом отходов занимается много компаний, а количество полигонов ограничено, вот они и диктуют условия. По праву ли полигон Нововоронежа отказывается принимать отходы из областного центра? Да, фирма получила землю на 10 лет, рассчитала объем ТБО, который там уместится, и потому не может позволять всем желающим сваливать туда мусор. В целом конкуренция есть: из отдельных районов отходы вывозят в Липецкую область - договоры заключены через торги, проблем нет.
Изучили мы рынок сахара и переработки свеклы. С продажей все благополучно, можно купить краснодарский, белгородский, алтайский сахар. А вот о монополизме переработки говорить можно и нужно. Среди местных сахзаводов только один не входит в большую группу компаний. Мы смотрим, одинаковы ли требования к аффилированным поставщикам сырья и к посторонним. Требования - равные, договоры - типовые. Любое хозяйство может еще в марте подписать предварительный контракт, график поставки корней. Голословные обвинения, конечно, звучат: мол, независимым производителям с монополистом работать неудобно. Но доказательств тому департамент аграрной политики нам не предоставлял. Да, с некоторыми субъектами не заключали договоры. Но почему? Потому что они в сезон копки метались между тамбовскими и воронежскими переработчиками, искали выгодные условия, а заводу нужен жесткий план, поскольку оборудование работает на пределе мощности.
Изучили мы рынки депозитов и кредитов, брокерских услуг и негосударственные пенсионные фонды. В 2014 году рассмотрим локальные рынки теплоснабжения (регулярно поступают жалобы на то, что котельная отказывается питать те объекты, которые не имеют альтернативы) и пригородных пассажирских перевозок. Как обычно, будем следить за структурами естественных монополий. У нас это, к примеру, продажа электроэнергии, почтовая и электросвязь.
В конце года на слуху было подорожание яиц. В Воронежской области злоупотреблений не выявлено?
Владимир Рохмистров: Цены на яйцо выросли максимум на 19 процентов, это объяснялось сезонными факторами, удорожанием комбикормов и электроэнергии. Коллега из Алтайского края рассказал - у них был скачок с 16 до 43 рублей за десяток. Но 16 рублей - это нереально, какие-то игры со статистикой. Помню, соседний с нами регион хвастался самым дешевым в России бензином. Только вот заправляться там не советовали. А сейчас у них цены, как в Воронеже, зато и качество достойное. Хорошо, когда нефтяная компания держит по стране единые, экономически обоснованные цены. А у нас одна компания пыталась продавать зимнее дизтопливо дороже, чем АИ-98. Нонсенс!
Мэрия Воронежа планирует уменьшить количество автобусных перевозчиков с 43 до трех-четырех...
Владимир Рохмистров: Игроков на рынке должно быть столько, сколько необходимо. Главное, чтобы они нормально конкурировали. Хотите, чтобы транспорт был комфортным для граждан, - пожалуйста: формируйте укрупненные лоты из прибыльных и убыточных маршрутов, за полгода до конкурса огласите четкие требования, чтобы бизнес мог подготовиться, заключить договоры с банками и заводами для покупки автобусов в случае победы. Важно, чтобы кампания по наведению порядка не превратилась в кампанейщину.
Татьяна Ткачева
Российская газета, №17, 28 января 2014 года.