WorldClass

23 сентября 2024, 04:30
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Берег // Связанные одной сетью

26.05.2009 17:56
В целях экономии абоненты предпочитают общаться в узком кругуСогласно социологическим опросам, проведенным в апреле исследовательским центром «Ромир», экономить на мобильной связи стали 38% россиян. В конце прошлого года таких было 20%, и эксперты не прогнозировали рост показателей, утверждая, что, поскольку сотовая связь давно и прочно вошла в число услуг первой необходимости, существенно урезать расходы на нее россияне не станут.

В целях экономии абоненты предпочитают общаться в узком кругу

Согласно социологическим опросам, проведенным в апреле исследовательским центром «Ромир», экономить на мобильной связи стали 38% россиян. В конце прошлого года таких было 20%, и эксперты не прогнозировали рост показателей, утверждая, что, поскольку сотовая связь давно и прочно вошла в число услуг первой необходимости, существенно урезать расходы на нее россияне не станут. Однако с ноября прошлого года количество пользователей, сокративших расходы на разговоры по мобильному телефону, увеличилось в 3,6 раза. А 1% россиян совсем отказался от сотовой связи. Видимо, экономический кризис заставил-таки абонентов пересмотреть рейтинг трат и их целесообразность.

Некоторое сокращение трафика и миграция абонентов от оператора к оператору в поисках более выгодных предложений, заставляет сотовые компании разрабатывать разного рода антикризисные тарифы и программы, чтобы удержать имеющихся абонентов и привлечь новых. Между тем, операторам «большой тройки» нелегко сдерживать натиск инфляции, да и долги сотовых операторов номинированы в долларах. Так что удорожание услуг связи неизбежно. Первым, еще в феврале, объявил о повышении цен на звонки в большинстве регионов России «Вымпелком». В той или иной степени его примеру последовали и другие операторы. Однако, по словам представителей компаний «большой тройки» и ТЕЛЕ2, в Воронежской области этот процесс носит куда менее выраженный характер, как в отношении роста цен, так и в отношении сокращения расходов на связь. Подорожает ли сотовая связь и стоит ли менять оператора, разбирался корреспондент «Берега».

Корпоративная экономика

Первым на экономический кризис отреагировал корпоративный клиент - предприниматели стали искать способы корректировки расходов на связь. Многие предприятия в этот период либо сократили количество корпоративных номеров, либо перенесли часть расходов на связь на личные бюджеты сотрудников. Это признают все сотовые операторы. И ищут способы удержаться в бизнес-сегменте. Например, «Билайн» предоставляет обширный пакет услуг для бизнеса: мобильная и фиксированная связь, интернет, услуги «Call-Центра». Кроме того, в рамках программы поддержки абонентов любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может получить скидку в 20% от абонентской платы, и 20% - от суммы счета за местную мобильную связь при заключении годового контракта. Действующее корпоративное предложение компании «МегаФон» позволяет гибко настроить тарифный план, что дает возможность организациям сэкономить на услугах связи. Для сотрудников тех компаний, которые теперь вынуждены решать рабочие вопросы за личный счет МТС разработала специальную программу «Свой круг», которая позволяет одновременно и предоставить часть социального пакета - мобильную связь на льготных условиях - и сократить расходы организации. «TELE2 Воронеж» предлагает своим клиентам разработанные с учетом кризиса корпоративные тарифы «Коммерсант» и «Специалист».

Дешевле, меньше, роднее

Впрочем, стремление к экономии наблюдается и в массовом сегменте. Абоненты сотовой связи, в первую очередь, сократили свои расходы на использование таких дорогостоящих услуг, как роуминг, междугородняя и международная связь. Кроме того, многие решили сменить тарифный план на более дешевый, с низкой стоимостью внутрисетевых звонков.

По словам специалиста по связям с общественностью макрорегиона «Центр» ОАО «МТС» Александра Белякова, оператор уже отметил незначительное снижение доходов в четвертом квартале по сравнению с третьим:

- В настоящее время компания не наблюдает снижения общего трафика, но отмечен ряд изменений в его направленности. В частности, за последний период вырос внутрисетевой трафик между абонентами МТС, и сократилось количество и продолжительность звонков абонентам других операторов.

Снижение темпов роста доходов отмечает и компания «МегаФон». Впрочем, по словам пресс-секретаря
ЮФ ЗАО «Мобиком-Центр» Екатерины Петровой, оно пока незначительно – в среднем расходы одного абонента на связь снизились не более чем на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Время дешевой связи прошло?

В феврале «Билайн» одним из первых заявил о росте цен на тарифные планы в ряде регионов, в том числе Москве и Санкт-Петербурге, на 25-100%. Инициатива «Билайна» нашла отклик и у других операторов. Впрочем, на региональном уровне ситуация несколько иная. По словам специалиста по связям с общественностью Воронежского филиала ОАО «ВымпелКом» Натальи Андросовой, в нашей области «Билайн» цены повышать не будет. Не исключена корректировка некоторых тарифных планов, но «оптимизация цен на рынке мобильной связи является нормальным бизнес процессом». МТС, как сообщила специалист по маркетингу филиала ОАО МТС в Воронежской области Марина Арестова, пока не планирует повышать цены на услуги внутри страны, но не исключает такой возможности в будущем. Того же мнения придерживается и компания «МегаФон». А сотовый дискаунтер TELE2 намерен и в дальнейшем не покидать своей ниши.

Впрочем, несмотря на утверждение, что сохранение цен на прежнем уровне – уже достойная антикризисная мера, в борьбе за абонента, сотовые операторы разрабатывают специальные антикризисные предложения и тарифы. Уже в феврале «Билайн» вывел на рынок несколько таких программ. Например, тариф-конструктор «Твои правила» содержит ряд опций, которые при единой стоимости звонка на все направления, позволяют снижать стоимость разговора до 5 копеек за минуту на мобильные внутри сети, до 50 копеек - на звонки другого оператора или воспользоваться 50% скидкой на междугородные звонки.

Разработала такие тарифы и компания «МегаФон», позволяя абонентам оптимизировать расходы на связь. Например, программа «Свой круг» позволяет сотрудникам, чьи расходы на связь ранее оплачивал работодатель, (включая тех, кто попал под сокращение и ушел в вынужденный отпуск) сохранить свой номер и продолжать пользоваться корпоративным тарифом. С программой «Прогрессивный годовой контракт» все абоненты МТС могут экономить 15%. Через год скидка может увеличиться до 17%, ещё через год — уже до 20%, после пяти лет участия в программе — до 25%.

В компании ТЕЛЕ2 нам сообщили, что «то, что для других может быть кризисным реагированием, для нас – ежедневная работа. Можно сказать, что мы всегда работали в рамках кризиса, который устраивали себе сами, а значит, наше предложение уже отвечает всем требованиям подобной ситуации». «Если кто-то из конкурентов предложит цены ниже, чем у нас, мы отреагируем предложением еще более низкой цены», - заявила Татьяна Мадыкина, специалист по маркетингу ТЕLЕ2 Воронеж-Липецк

Впрочем, конкурировать в цене сегодня становится все сложнее, стоимость большинства услуг связи, уже находятся на грани рентабельности. Поэтому вопрос, каков нижний предел возможного удешевления связи, весьма актуален.

- Сегодня можно утверждать, что новые тарифы находятся на грани себестоимости, поэтому дальнейшее снижение цен вряд ли возможно, - говорит Наталья Андросова. - Средняя цена за минуту мобильной связи в России одна из самых низких в мире, ниже только в Китае и Индии.

Отдыхать – дешевле, работать - дороже

Одной из статей расходов, в числе первых подвергшихся секвестру, стали расходы на роуминг. Он же стал едва ли не первой мишенью для повышения цен. Первой ласточкой стал «МегаФон», который в феврале этого года поднял тарифы на международный роуминг в среднем на 25%, объясняя это значительным падением курса рубля к доллару и евро. «ВымпелКом» поднял стоимость роуминга 17 февраля, МТС — 21 февраля, оба — в среднем также на 25%. Но справедливости ради стоит отметить, и МТС, и «ВымпелКом» одновременно снизили стоимость роуминга по наиболее популярным у россиян туристическим направлениям: так, звонки из Египта и Турции подешевели до 60%. В Европе такими странами стали Болгария, Греция, Испания, Италия, Кипр, Словакия, Словения, Хорватия, Финляндия, Черногория, Чехия, Турция, на Ближнем Востоке – ОАЭ, Израиль, в Африке — Тунис и Египет, так же в Кубе, Китае, Таиланде и Гонконге. На менее популярных у абонентов направлениях, а это, как правило, бизнес-направления, стоимость услуг связи в роуминге была повышена в среднем на 25%. Кроме того, компания МТС 25 февраля запустила услугу «Близкие страны», позволяющую сократить расходы при нахождении в странах СНГ и Грузии — на 44% от стоимости исходящих вызовов в Россию и всех входящих вызовов, а также снизить на 53% стоимость SMS.

Абоненты «Билайн» могут воспользоваться рядом услуг, позволяющих сэкономить в роуминге, например, «Звонкий роуминг» предусматривает скидку 50% на все входящие звонки в национальном и международном роуминге, а «Комфортный роуминг» - 100 входящих минут в международном и национальном роуминге.

Негативно на операторах, по мнению экспертов, может сказаться рост курса доллара к рублю, поскольку все их долги, как правило, номинированы в долларах. Поэтому логичным было бы введение долларовых тарифов - чтобы снять с себя риск изменения курса валют, считает аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев. Но исчислению тарифов в «у.е.» операторы единогласно говорят нет.

Менять или не менять?

Перспективы дальнейшего развития рынка сотовой связи в связи с его высокой насыщенности и кризисных явлениях, как «внутриоператорских», к которым относится высокая закредитованность ряда операторов, так и макроэкономических, пока неопределенны.

- В условиях кризиса рынок будет ориентирован на предоставление абонентам антикризисных предложений, инновационных сервисов и новых интересных услуг», - считают в компании МТС. Возможности для роста в предоставлении дополнительных уникальных сервисов и создании максимально-комфортных условий для клиентов, видит и «Вымпелком».

А, по мнению старшего консультанта iKS-Consulting Максима Савватина, в 2009 году рынок сотовой связи ожидает существенное замедление - ко второму кварталу общие расходы населения на сотовую связь могут упасть до уровня конца 2007 — начала 2008 года. При этом ответить на вопросы, стоит ли менять оператора, и изменится ли кардинально стоимость тарифных планов, можно, скорее, отрицательно – существенных колебаний цен не будет. Конкуренция на рынке сотовой связи столь высока, что первопроходец, рискнувший существенно повысить стоимость своих услуг, рискует, попросту «вылететь из обоймы», резкое же понижение цен чревато глобальными дырами в бюджете оператора и ослаблением его позиций.

Елена Гончарова, Берег

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0