WorldClass

30 сентября 2024, 06:30
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

МОЁ! // «Не летят туда сегодня самолеты и не едут даже поезда»

18.02.2014 18:59
Из-за сокращения железнодорожных и авиаперевозок Россия разваливается на отдельные части, а поездка даже в соседние с Воронежской областью регионы сопряжена с трудностями В последнее время в России часто говорят об объединении нации — например, о чувстве единства, которое подарила нам Олимпиада. Духовные скрепы стали частью послания президента Владимира Путина Федеральному Собранию. Но для объединения нации нужны скрепы не только духовные, но и весьма осязаемые — например, транспортные.

Из-за сокращения железнодорожных и авиаперевозок Россия разваливается на отдельные части, а поездка даже в соседние с Воронежской областью регионы сопряжена с трудностями

В последнее время в России часто говорят об объединении нации — например, о чувстве единства, которое подарила нам Олимпиада. Духовные скрепы стали частью послания президента Владимира Путина Федеральному Собранию. Но для объединения нации нужны скрепы не только духовные, но и весьма осязаемые — например, транспортные. Ведь многие семьи в нашей стране разбросаны по городам: кто-то отправлялся работать по распределению, кто-то оставался жить в городе, где учился или служил, кто-то находил в другом городе свою вторую половину. Однако так плохо, как сейчас, дела с междугородним транспортом в нашей стране не обстояли как минимум лет 50.

Из Воронежа можно было слетать в 60 городов

Принимать и отправлять по 50 — 60 авиарейсов ежедневно кроме столичных аэропортов сегодня может, пожалуй, только петербургский аэропорт «Пулково». А в 1970-е такое количество рейсов было самым обычным для всех крупных городов, в том числе и для Воронежа.

Судя по расписанию 1975 года, ежедневно в Москву из Воронежа отправлялось до 23 рейсов (в том числе и транзитных). В Сочи ежедневно можно было улететь на 6 самолётах, в соседний Волгоград отправлялось по 2 рейса каждый день. Ежедневное авиасообщение связывало Воронеж и с Белгородом, Курском, Тамбовом. И совсем уж фантастикой кажется, что на самолёте (правда, на Ан-2) можно было слетать в райцентры Воронежской области — Борисоглебск, Калач, Россошь, Эртиль и Терновку.

То же и с поездами. Сейчас сложно даже представить, что когда-то Воронеж отправлял целые составы не только в крупные соседние города Саратов и Волгоград, но и в города союзных республик (например, Мариуполь) и даже в города Воронежской области (например, поезд Воронеж — Калач). Примечательно, что и самолёты, и поезда не пустовали.

Чуть быстрее, чем на телеге...

Что же теперь? Самолёт для большинства воронежцев — экзотика. Регулярное авиасообщение связывает Воронеж всего с 6 городами, а ежедневное — лишь с Москвой и Петербургом. Добраться с комфортом на поезде можно только в те города, которые находятся на железнодорожной магистрали Москва — Сочи — Ростов-на-Дону, Краснодар. А вот поездка в Саратов или Волгоград, которые расположены от Воронежа на том же расстоянии, что Ростов и Краснодар, уже превращается в неприятное приключение.

— В Волгограде живут родители моей жены, — рассказывает наш читатель Владимир. — На автобусе им добираться неудобно — не тот возраст, чтобы ехать сидя 8 часов. Да и мы супругой и с двумя маленькими детьми в Волгоград на автобусе не поедем. Приходится ездить с пересадкой на поездах. Пересадку мы делаем на станции Грязи Липецкой области. Раньше к волгоградскому поезду мы приезжали на электричке из Воронежа. Но сейчас в расписании РЖД осталась всего одна электричка от Воронежа до Грязей, которая прибывает туда поздно вечером и совсем нам не подходит. Теперь будем ездить до Грязей на пассажирских поездах. Но расписание построено так, что волгоградского поезда мы там будем ждать несколько часов. В итоге дорога до Волгограда занимает почти сутки. Это смешно, ведь между нашими городами всего около 600 километров. В Европе скоростные поезда преодолевают такое расстояние за 2,5 — 3 часа.

Если говорить про электрички, то они на глазах превращаются в вымирающий вид. Напомним, в последние годы многие электрички отменили, а оставшиеся укоротили, сократив количество вагонов. В 2009 году из Воронежа, к примеру, до Грязей можно было уехать на 5 электропоездах, сегодня же — всего на одном.

Почему же так происходит?

Практически во всём мире пассажирские железнодорожные перевозки убыточны и так или иначе субсидируются государством. До начала 2000-х считалось, что железная дорога в первую очередь выполняет социальные функции. Министерство путей сообщения субсидировало неприбыльные пассажирские перевозки за счёт прибыльных грузовых. Затем по решению федеральных властей было создано акционерное общество «Российские железные дороги», главной целью которого стало получение прибыли.

Федеральный бюджет дотирует перевозки в плацкартных вагонах, а регионы — электрички. Но этой дотации не хватает даже на тот объём перевозок, который был в середине 2000-х. Железная дорога не остаётся в долгу и отменяет даже заполненные поезда (яркий пример — отмена поезда Воронеж — Курск, в котором почти никогда не было свободных мест). В случае с электричками железной дороге теперь должны регионы. Конечно, правительство Воронежской области пытается критиковать железнодорожников, заявляя, что они требуют слишком много. Однако пока доказать это не удалось, а многих электричек уже нет.

То же и с авиаперевозками. Формально государство их также дотирует. Недавно помощник президента и бывший министр транспорта Игорь Левитин заявил, что в 2013 году государственные дотации позволили открыть в России 80 новых рейсов и маршрутов. Но если вспомнить, что только в Воронеже авиарейсов было 60, то становится понятно, что с нынешними темпами поддержки ситуация не изменится.

Напоследок сравним несколько цифр из открытых источников. На подготовку инфраструктуры Сочи к Олимпиаде был потрачен практически триллион рублей. Одновременно с этим стали резко сокращаться государственные дотации на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом. Если в 2009 году дотации составляли 36 млрд рублей, то в 2013-м сократились до 15 млрд. Очевидно, что, сократив расходы на инфраструктуру одного курортного региона всего на десятую часть, можно было бы развивать транспортное сообщение по всей стране. Вместо отмены поездов и электричек, быть может, даже появлялись бы новые. Но, увы, правительство выбрало другой путь.

P.S.: Редакция «МОЁ!» направила обращение в Министерство транспорта РФ и в ОАО «Российские железные дороги» с просьбой сообщить, в чём причина разрушения транспортного сообщения между регионами и планируют ли министерство и РЖД восстанавливать это сообщение, предложив пассажирам хотя бы удобную систему пересадок.

В какие города летали самолёты из Воронежа в советские времена

Сейчас из Воронежа на регулярных рейсах можно улететь в три российских города (Москва, Санкт-Петербург, Краснодар) и три зарубежных (Ереван, Мюнхен, Стамбул). А в советские времена самолёты в воронежском аэропорту взлетали и приземлялись каждые 10— 15 минут, Воронеж был связан регулярными рейсами с 60 городами Союза, среди них Москва, Ленинград, Астрахань, Ашхабад, Анапа, Баку, Белгород, Брянск, Вильнюс, Волгоград, Ворошиловград (Луганск), Геленджик, Гомель, Горький (Нижний Новгород), Грозный, Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Иваново, Ижевск, Казань, Калининград, Калуга, Киев, Кишинёв, Краснодар, Курск, Куйбышев (Самара), Львов, Майкоп, Минеральные Воды, Минск, Набережные Челны, Нальчик, Новгород, Новосибирск, Одесса, Омск, Орджоникидзе (Владикавказ), Пенза, Пермь, Рига, Ростов-на-Дону, Саратов, Свердловск (Екатеринбург), Симферополь, Сочи, Ставрополь, Сухуми, Сыктывкар, Таллин, Ташкент, Тбилиси, Тула, Ульяновск, Харьков, Чебоксары, Челябинск, Элиста.

Роман Прытков
МОЁ! №7, 18 февраля 2014 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 2