«Мы хотим решать задачи Воронежской области»
Сфера дорожного строительства – одна из наиболее обсуждаемых в России, а в Воронежской области и подавно. До сих пор общественность и СМИ смакует подробности заключения под стражу бывшего главного воронежского дорожника Александра Трубникова, обвиняемого в получении крупной взятки. Неудивительно, что у многих обывателей сформировалось мнение, что эта отрасль – настоящий рай для бизнесменов и любителей «попилить» бюджетные средства. Мнение человека, работающего в дорожном строительстве ни один десяток лет, может быть не очень популярным, но определённо дает пищу для размышления и развенчивает не мало известных мифов. Директор ПКЦ «Дорстрой» Василий Золотов поделился закулисными интригами бизнеса, секретами работы с субподрядчиками, а также сравнил воронежскую дорожную сеть с ближайшими соседями.
- Василий Алексеевич, какие успехи в вашей работе были в прошлом году?
- Сразу хочу сказать, что наше предприятие как работало стабильно, так и продолжает. Перед своими партнёрами и клиентами выполнены все обязательства по приготовлению качественных дорожно-строительных материалов.
Если говорить сугубо цифрами, то в прошлом году мы выпустили порядка 45 тыс. тонн асфальтобетонной смеси, переработали под 90 тыс. тонн щебня и сфрезеровали более 300 тыс. кв м асфальтового покрытия холодным способом. Такие показатели даже для такой большой Воронежской области достаточно высокие, хотя наше предприятие не очень большое.
Объем выпущенной продукции в 2013 году ниже, чем в предыдущем, потому что 2012 год в принципе был очень активным и продуктивным. Динамика в нашем деле не всегда приносит успех.
- Какая прибыль?
- Учитывая, что наш оборот немного упал, - в 2013 году выполнение составило 200 млн рублей, а прибыль довольно приличная – около 8 млн рублей.
- Какова география работ?
- В основном работаем в Воронежской области. Большая часть заказов поступает от частных компаний, которые работают на государство. А так, поставляем продукцию в Тамбовскую, Волгоградскую, Липецкую области и другие регионы. Но, находясь в Воронежской области, мы первым делом хотим решить задачи своего региона. А остальным – по остаточному принципу.
- Откуда идут поставки сырья?
- Из Павловского карьера, но работаем через посредников. Напрямую работать с «Павловскгранитом» не совсем удобно, потому что у них 100% предоплата. А с частными организациям мы договариваемся об отсрочках платежей.
- Используете ли в своей работе лизинг? Какие есть преимущества, с кем работаете?
- Да, мы берем в лизинг специальную технику. Например, есть машина, которая обеспечивает расчистку придорожной полосы от сорной растительности и деревьев. Другой пример – две машины для холодного фрезерования, общей стоимостью свыше 30 млн рублей. Были еще и асфальтоукладчик, катки, дробильно-сортировочная установка. Всего на 70-80 млн рублей. Это машины, которые не каждый может себе позволить, но результат они дают высочайший.
Мы давно работаем с компанией «Балтийский лизинг», это наш постоянный партнер. Я всегда ставил себе установку – я работаю с теми, кого знаю только с хорошей стороны.
- В 2012 году говорилось о том, что ПКЦ «Дорстрой» может заниматься не только заготовкой и переработкой стройматериалов, но и самими дорожными работами...
- Мы в принципе это сделали, только создали новую организацию – ООО «Воронеждорстрой». Мы стали немножко разделять бизнес по специфике. Это облегчает ведение бизнеса. ООО «Воронеждорстрой» занимается производством работ, непосредственно, устройством и ремонтом дорожных одежд, а ООО « ПКЦ Дорстрой» остается в другой нише, сосредоточив все свои усилия на обеспечении своевременных поставок высококачественных материалов. Каждый работает в своем направлении.
- В прошлом году было много разговоров по итогам вашего ухода из ОАО ЦДС «Дорога»...
- Это пройденный этап. Я знал месяца за два, что меня будут снимать с должности директора этого предприятия. Далее, 7 ноября 2013 года было заседание совета директоров, на котором заместитель председателя правительства Воронежской области Сергей Куприн сказал, что ко мне лично никаких претензий не имеет, но по решению акционера руководство ОАО ЦДС «Дорога» поменяется.
Я много положил сил на это предприятие. Был создан стабильный трудовой коллектив, который в кратчайшие сроки восстановил полуразрушенное хозяйство и внес достойный вклад в дело развития дорожной отрасли области.
- Сферу дорожного строительства часто называют сверхприбыльной благодаря якобы искусственно завышенным ценам на работы, а также общей непрозрачности. После резонансных событий прошлого года как, например, «дело Трубникова» общественность еще больше уверяется в этом. Насколько это справедливо для Вас - как дорожника?
- Касательно «дела» бывшего главного дорожника, скажу поговоркой нашего мудрого народа «Нечего на зеркало пенять, когда сам лицом сам не вышел». Кто хотел быть настоящим мужиком и честным гражданином, пришел к чиновнику, послал его, грохнул кулаком по столу и ушел улучшать свою работу. Но нет, в итоге скрытые камеры, прослушка и прочее. Все это не исполнением гражданского долга пахнет, а несколько иным, чего я не приемлю.
Конечно общественное мнение мы вряд ли поменяем. Профессионалов в этой отрасли все меньше и меньше. В том числе и потому, что она не такая доходная, как многие думают. Основная доля субподрядчиков, которых я знаю, вообще работает за то, чтобы о них потом никто не подумал плохо. Большинство из них реально влачит жалкое существование и работает за спасибо. Есть еще один интересный момент… Много лет назад в нашей области убрали авансирование работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог. Учитывая большую затратность дорожных работ, качественно и добросовестно выполнить свои обязательства, не имея средств – невозможно.
Так что говорить о том, что здесь «золотое дно» – глубокое заблуждение!
Говоря о прозрачности…. Она такая же как в любом другом деле и предприятии. Где можно украсть деньги в этом хозяйстве? Приходи и проверяй, есть сложившаяся в области цена. Непрозрачным этот бизнес становится для тех, кто не хочет вникнуть и посмотреть элементарные цифры. Непрозрачности в бухучете, как таковой, не существует. Были бы знания и желание разобраться.
- Система государственных заказов добавляет прозрачности?
Мое твердое убеждение, что система государственных заказов далеко не безупречна. Не привнесла ясности, порядка и федеральная контрактная система.. Не для кого не секрет, что государственный контракт может выиграть организация, правильно оформившая конкурсную документацию, но на деле не имеющая никаких ресурсов, активов и потенциала для выполнения этого контракта.
Бывают и случаи, когда цена на торгах от начальной/максимальной падает на 35% и более! Это же абсурд. Заказчик же может сказать, что победитель физически за такие деньги не в состоянии выполнить работы? Получается, что лот берется просто с помощью необоснованного снижения цены.
Трудно сказать, что нужно сделать, чтобы навести порядок.
- Как оцените состояние дорожной сети Воронежской области?
- Сейчас, проезжая по дорожной сети, а это где-то 8,7 тыс. км. дорог, понимаешь, какую огромную работу проделали наши предшественники. Раньше в год строили по 100 км дорог , а сейчас дай бог успеть только отремонтировать эти 100 километров. В причины сложившейся ситуации я лезть не стану. Однако, где-то три года назад на Воронежскую сеть в бюджете было заложено порядка 4 млрд рублей. В тоже самое время, в Белгородской области было предусмотрено в бюджете на эти цели 11 млрд рублей, при протяженности дорог, меньше наших в два раза! Вот и сравнение развития всего нашего дорожного хозяйства.
- Удалось ли поработать вашей организации или «Воронеждорстрою» на олимпийской стройке?
- Наши работы практически не были привязаны к Олимпиаде в Сочи. Все шло в плановом порядке. А вообще в регионе всего несколько организаций, которые могут работать на федеральном уровене, хотя дорожных компаний компаний достаточно много.
Алексей Крицкий
Время Воронежа, 19 февраля 2014 года, 10:25.