В Орловской области пересмотрят механизм финансирования капремонта многоквартирных домов
Временно исполняющий обязанности губернатора региона Вадим Потомский — бывший депутат Госдумы, член комитета по ЖКХ и соавтор федерального закона о капремонте многоквартирных домов (МКД). То есть Орловщина получила в руководители, по сути, эксперта в этой сфере. И неудивительно, что первые его инициативы коснулись ЖКХ. Да и повод нашелся. На очередной сессии депутаты облсовета рассмотрели поправки в закон о капремонте МКД, который приняли еще прошлым летом.
Стены непонимания
— Изменения коснулись порядка уплаты взноса на капремонт — пояснил начальник облуправления ЖКХ Григорий Шайкин. — В частности, с четырех до восьми месяцев увеличивается срок, по истечении которого у собственников возникает обязанность по уплате взносов.
Коррективам также подверглась деятельность регионального оператора и очередность проведения ремонта. Теперь, например, закон дает первоочередное право домам, «в которых требовалось проведение капремонта на дату приватизации первого жилого помещения». При условии, конечно, что в предыдущие годы здание капитально не ремонтировали.
— Кроме того, расширен перечень работ и услуг, — сообщил Григорий Шайкин. — Он сформирован исходя из минимального размера взноса и сейчас включает в себя 14 пунктов — от ремонта внутридомовых инженерных сетей до ремонта котельных, относящихся к общему имуществу МКД.
Однако и после внесения поправок споры о содержании перечня работ и услуг не утихли. Например, общественный совет по вопросам ЖКХ ратует за включение в него мероприятий по усилению конструкции несущих стен. Довод таков: панельные дома в Орле в основном строили в 1970 — 1980-е годы во времена знаменитой «орловской непрерывки». Их, что называется, собирали на сварке. Поскольку программа капремонта рассчитана на 30 лет, теоретически возраст некоторых «панелек» к началу капремонта может перешагнуть полувековой рубеж.
Общественники дают мрачный прогноз: за 50 лет «сварку съест коррозия, и многоквартирный дом рухнет, как карточный домик, но действующей технологией работы по укреплению и восстановлению прочности стен не предусмотрены». Власти обещают учесть эти предложения, и, возможно, перечень расширят. Но тогда, вероятно, придется увеличить минимальный размер взноса на капремонт, и вряд ли жители воспримут это с энтузиазмом.
Прекрасное далеко
Областную программу капремонта утвердили в последние дни прошлого года. Всего, согласно документу, за 30 лет запланировано отремонтировать 4605 МКД общей площадью 12,7 миллиона квадратных метров. В Орле отремонтируют 1911 домов, в райцентре Ливны—320, в Мценске — 261. Меньше всего — 12 домов — обновят в одном из самых маленьких районов — Корсаковском. Минимальный срок между выборочными капремонтами одного МКД установлен в пять лет. Но параметры будут ежегодно уточнять.
— Получается не совсем справедливый подход, при котором жильцы домов, построенных в последние годы, будут оплачивать ремонт домов, которым по 35-40 лет, — отмечает депутат облсовета Виталий Утешев. — При этом государство не обещает масштабной помощи — новая система предусматривает проведение капремонта в основном за счет взносов собственников жилья.
Размер таких платежей утвердило правительство области — 6,2 рубля за каждый квадратный метр общей площади жилья в месяц. В 2015-м и 2016-м тариф планируется довести до 6,6 рубля с «квадрата». Собственники могут сами установить и более высокий размер платы. Поступать деньги будут в распоряжение регионального фонда капремонта. Власти уже предупредили тех, кому доверено управлять этими средствами, об огромной ответственности.
— По самым скромным подсчетам, при утвержденной величине взноса в региональный фонд капремонта в год будет поступать около 600 миллионов рублей, — говорит и. о. первого вице-губернатора Александр Бударин. — Это гигантские деньги. И если с ними произойдет что-то некрасивое, сама идея будет мгновенно перечеркнута.
Александр Бударин — тоже эксперт в этом вопросе. Ранее он занимал пост замглавы администрации Ульяновской области по строительству и ЖКХ, затем трудился советником — сначала у министра регионального развития РФ, а в последнее время — у гендиректора федерального фонда содействия реформирование ЖКХ.
По словам Александра Бударина, он не разделяет опасений, что некоторые дома попросту не доживут до капремонта. Хотя такие высказывания не редкость, и их авторов можно понять. Достаточно провести нехитрый расчет. Возьмем типовую панельную 9-этажку с пятью подъездами. Общая площадь жилья в ней — около 10 тысяч квадратных метров. При действующем тарифе месячная плата составит 62 тысячи рублей, годовая — 744 тысячи. Примерная смета капремонта, с учетом замены лифтов,—20-22 миллиона рублей. Таким образом, жильцам надо копить деньги на капремонт 27—28 лет, тогда как средний возраст типовой «панельки» в Орле 25—30 лет.
— Но ведь существует и обратный механизм: можно взять кредит, а расплачиваться за выполненный ремонт в последующие периоды, — отмечает Александр Бударин. — Более того, государство способно помочь: регион может софинансировать процентную ставку по кредиту, вплоть до ее полного погашения. К тому же это сделает механизм более прозрачным и понятным.
Федеральное законодательство дает регионам такое право, только потянет ли местный бюджет эту ношу? Орловская казна традиционно дефицитна, но власти все же обещают найти средства. По словам спикера облсовета Леонида Музалевского, в ближайшее время депутаты обсудят этот вопрос. Однако если он и будет решен, то не раньше верстки бюджета на следующие три года.
Доказать необходимость
По мнению Вадима Потомского, вопрос с территориальными фондами решается тяжело во всех регионах, но есть и успешный опыт. В качестве положительного примера он привел Татарстан, ще, по его выражению, «за два года умудрились капитально отремонтировать почти 12 миллионов квадратных метров жилья». Секрет успеха — в «правильной работе с федеральным центром». В Орловской области, как и во многих регионах, масштабы меньше. Однако местные чиновники, судя по всему, возьмут опыт Казани на вооружение.
— Наша задача — сформировать команду специалистов, которые будут доказывать в Москве необходимость привлечения в регион федеральных средств, — заявил Вадим Потомский. — К тому же не стоит забывать о законе о приватизации жилфонда. Согласно статье 16, государство берет на себя бремя ответственности за его восстановление.
Этот федеральный закон был принят в 1991 году, и статья 16 в нем — едва ли не единственная, не претерпевшая изменений. Дословно она гласит: «Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капремонта, осуществляется в соответствии с настоящим законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда». За 23 года многие дома, конечно, обветшали. А дом, в котором нет ни одной приватизированной квартиры, найти нелегко.
— Будем искать способы внедрения у себя этого закона, — пообещал Вадим Потомский. — Надо решать и другие проблемы. Граждане, например, часто спрашивают: я вкладываю деньги в «общий котел» на капремонт, а потом решил переехать в другой дом, а может, и другой город. Куда денутся мои деньги? И никто ведь не может им на это ответить. Поэтому и сама идея капремонта многими принимается с недоверием.
А как быть с малоимущими? Государство компенсирует им часть расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, но плата за капремонт в составе компенсации не учтена. Она «выпала» из Жилищного кодекса. Эксперты сходятся во мнении, что механизмы решения этих проблем надо создавать на региональном уровне. Инициатива должна идти снизу, а «наверху» ее обязательно заметят.
По словам Александра Бударина, от государства не стоит ждать новых подарков — главный уже был сделан в 2007 году, когда стартовала федеральная программа капремонта МКД. Государство вложило в нее 242 миллиарда рублей.
Денис Передельский
Российская газета, №55, 11 марта 2014 года.