Банкир, журналист и эпатажный политик Александр Лебедев, известный, например, избиением не менее, а, может, и более эпатажного бизнесмена Сергея Полонского в ходе записи телепрограммы «НТВшники», завершает сворачивание филиальной сети Национального резервного банка. Последнее региональное отделение уже весной закроется в Воронеже. Логично, что темпы прироста активов НРБ за 2013 год снизились, по данным «Интерфакс - Центр экономического анализа», на 31,4%. Одновременно стало известно об аресте на военной базе в Великобритании второго Ан-124 («Руслан»), принадлежащего структурам Лебедева, который вопреки запрету российских властей продолжала эксплуатировать бывшая воронежская (по месту регистрации) авиакомпания «Полет» Анатолия Карпова.
При всей видимой несвязанности двух новостей они, как представляется, очень связаны. Как увлекающийся человек, Александр Лебедев всегда легко ввязывался в какое-нибудь новое и перспективное на первый взгляд дело, а потом так же легко из него выходил. Например, в 2007 году Лебедев презентовал в Воронеже проект по строительству на площадях авиационного завода предприятия по выпуску сборных деревянных домов. С тех пор о проекте ничего не слышно, видимо, Лебедев быстро потерял к нему интерес. А в 2013 году - после авиакатастрофы 29 декабря 2012-го с одним из Ту-204 - он за один символический рубль избавился от авиакомпании Red Wings, которую создавал для поддержки спроса на отечественные самолеты. Она, собственно говоря, являлась крупнейшим эксплуатантом бортов российского производства. «Ставки по лизингу у нас были выше, чем на подержанные Boeing и Airbus, на которых летают все остальные российские авиакомпании, - рассказывал бизнесмен. - Инвестиции в Red Wings составили более 3 млрд рублей». Сам Лебедев объяснял продажу авиаперевозчика тем, что Red Wings умышленно, как он выразился, грохнули, под надуманным предлогом отозвав сертификат эксплуатанта.
Прежде всего Александр Лебедев известен как человек, лоббировавший интересы российского авиапрома в самые тяжелые для него 90-е годы, когда государство практически ушло из отрасли, и как, пожалуй, единственный последовательный критик государственной компании «Аэрофлот», отказывавшейся под разными предлогами приобретать воронежские машины. Кстати, несмотря на договоры, подписанные первыми лицами страны. Скажем, в 1998 году во время визита на ВАСО киндер-премьера Сергея Кириенко было составлено соглашение, подписанное представителями завода, КБ «Ильюшин» и гендиректором «Аэрофлота». В нем был подтвержден заказ на изготовление 20 самолетов, в том числе 17 Ил-96. В соглашении стояла и подпись главы правления НРБ Александра Лебедева.
Именно Лебедев в 2001 году стоял у истоков авиализинговой компании «Ильюшин Финанс Ко», бессменным руководителем которой является Александр Рубцов, выходец из лебедевского Национального резервного банка. Его идея заключалась в том, чтобы на деньги, которые частный бизнес, с одной стороны, а правительство России - с другой, внесли в уставный капитал ИФК, заказывать новые самолеты и сдавать их в лизинг авиакомпаниям. В результате не только Воронежский, но и Ульяновский авиазаводы получили хоть какие-то заказы, в том числе за рубежом, и начали выпускать продукцию.
Была также замечательная история 2005 года, когда Финансовая лизинговая компания попыталась убрать с рынка конкурента - ИФК, чтобы, как говорил Лебедев, «бюджетные деньги доставались только им и воровать стало бы удобнее». «Коррумпированными оборотнями в погонах из «К» ФСБ было состряпано уголовное дело против руководителей «Ильюшин Финанс Ко», принадлежащие нам акции ИФК арестовал Басманный суд, - говорил в одном из жестких интервью банкир Александр Лебедев. - Однако нам удалось через Верховный суд доказать несостоятельность выдвинутых обвинений».
На сегодня ИФК - крупнейшая в СНГ авиализинговая компания с парком из более чем 50 новых российских бортов. Но Лебедев уже не имеет к ней отношения. В августе 2013 года была реализована схема, согласно которой банкир и политик обменял принадлежащие ему 26% акций «Ильюшин Финанс» на два самолета Ан-124-100 («Руслан»). Их эксплуатирует бывшая воронежская (по адресу регистрации) авиакомпания «Полет» Анатолия Карпова, причем в интересах Минобороны Великобритании и несмотря на недавнее решение арбитража Москвы, который предписал Росавиации запретить согласование плана полетов воздушных судов. На днях второй «Руслан» арестован на английской базе.
Фактически с выходом из уставного капитала ИФК, зарегистрированной в Воронеже, Александр Лебедев начал уходить из города. Хотя при прежнем губернаторе Владимире Кулакове имел здесь разнородные интересы, начиная от попыток заняться производством быстросборных домиков и лоббизмом интересов Воронежского акционерного самолетостроительного общества. «Александр Лебедев любит Воронеж, болеет душой за отечественный авиапром, - подчеркивали в его окружении. - У него есть тут бизнес-интересы, сложились прекрасные отношения с губернатором Кулаковым».
Но в последние годы все изменилось. В начале 2013-го Национальный резервный банк сообщил о продаже 100% дочернего банка «Воронеж». Как заявлял сам Александр Лебедев, «банк у нас десять лет, он стоит несколько сот тысяч долларов в год, и мы его не развивали. Поэтому мы его продали - нам вернули капитал». Одновременно НРБ сообщил, что стремится снизить операционные расходы. Тогда Лебедев обещал, что будет закрыта лишь часть региональных филиалов, но не вся сеть. В результате были ликвидированы десятки отделений, продано три четверти кредитного портфеля. По данным «Интерфакс - Центр экономического анализа», активы НРБ составляли на начало 2014 года 21,69 млрд, собственный капитал был на уровне 13,1 млрд рублей, а темпы прироста активов снизились за 2013-й на 31,4%. Оптимизация коснулась воронежского филиала Национального резервного банка в конце 2012 года - тогда он передал кредитный портфель в размере более 1 млрд рублей «Металлоинвестбанку». Сообщалось о планах продажи в Воронеже ряда помещений. Так что вопрос закрытия филиала был, по сути, вопросом времени. Причем он является последним в некогда широкой сети региональных подразделений НРБ.
В политике Александр Лебедев, можно сказать, всегда чувствовал конъюктуру текущего момента и, видимо, собственных интересов. За время бурной политической деятельности он успел побывать в партиях «Наш дом - Россия», «Кедр», посостоял в блоке (сейчас - партии) «Родина» бывшего депутата Госдумы от Воронежской области, а теперь оборонного вице-премьера России Дмитрия Рогозина, во фракции «Единой России» в Госдуме, откуда перебежал в «Справедливую Россию». Но был из нее благополучно исключен с официальной формулировкой «за антипартийную деятельность» (коммунисты в таких случаях любят использовать слово «ренегатство»). Таким образом, перед нами, с одной стороны, - типичный представитель правящего класса, с другой, - явно увлекающийся идеями человек. Вот сейчас, судя по всему, у него установка на конфликт с владельцем «Полета» Анатолием Карповым и, возможно, на выход из банковской деятельности.
В последние годы Александр Лебедев, состояние которого, по оценке журнала Forbes, составляет порядка 1 млрд долларов, сосредоточился на развитии медиаактивов. Ему принадлежат британские газеты Independent и Evening Standard, российская «Новая газета», где он, выпусник экономического факультета МГИМО и подполковник КГБ в отставке, даже занимается журналистикой. Именно в финансируемом им издании «Московский корреспондент» впервые прошла информация об особых отношениях между Владимиром Путиным и Алиной Кабаевой (между прочим, благодаря журналисту, являющемуся выходцем из Воронежа, по понятным причинам мы не будем его называть), и в результате «МК» был закрыт. А в свете крымского референдума о воссоединении Крыма с Россией интересно добавить, что Лебедев - владелец курортного комплекса «Море», занимающего в Алуште 8 га. Он построил в Крыму гостиничный комплекс Sea Garden, владеет санаторием «Миндальная роща», гостиницами «Морская» и «Морской уголок», отелем «Слава». То есть проявил интерес к полуострову задолго до появления там вежливых людей.
Константин Чаплин
Четыре пера, 17 марта 2014 года.