Воронеж. 01.06.2009. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - По словам спикера Воронежской облдумы Владимира Ключникова, ревизия облбюджета показала самую низкую закредитованность региона среди областей Центрального Черноземья, что создает выигрышные условия для привлечения кредитных ресурсов.
GUIDE: Какие антикризисные меры приняты на уровне руководства региона и депутатов облдумы? Какие рычаги есть у законодательной власти, чтобы смягчить последствия негативных экономических явлений для местных предприятий?
ВЛАДИМИР КЛЮЧНИКОВ: В первую очередь мы работаем в рамках антикризисной стратегии российского правительства, но участвуем и в аналогичных программах на областном уровне. Нами была сделана ставка на развитие сельскохозяйственного производства и перерабатывающего комплекса. Воронежская область была, есть и будет в обозримой перспективе главным образом аграрным регионом. И сейчас с приходом Алексея Гордеева на должность губернатора мы имеем возможность сделать акцент на развитие сельского хозяйства, усиление агропромышленного комплекса и переработки в целом. В частности, на парламентских слушаниях в региональном заксобрании планируется рассмотреть вопрос о смягчении тарифной политики для отрасли.
G: Насколько в результате корректировок сократился облбюджет?
В.К.: К счастью, не на 30%, как планировалось ранее, а на 22,8%. Сохранить доходную часть нам удалось за счет поступлений из госбюджета. Основные деньги пойдут на финансирование социальной сферы. Мы принимаем участие в крупных федеральных программах по снижению напряженности на рынке труда (всего 293 млн рублей) и переселению граждан из аварийного жилья (более 152 млн). Область выполняет свои обязательства по их софинансированию. Например, по первой программе из местного бюджета мы выделили 5% от дотации. 107 млн рублей уже потрачено. Кроме того, в новом варианте областной казны на 2009 год увеличены инвестиции по программе «Газификация Воронежской области» для объектов, находящихся в сельской местности.
Вместе с тем главные направления работы обозначены нам облправительством. Речь идет об оборонном комплексе, развитии высоких технологий и малом бизнесе. В специально созданных в облправительстве комиссиях депутаты активно работают над преодолением кризисных явлений. Промышленный блок курирует депутат Николай Послухаев, экономический – Александр Вериковский, а предпринимательство – Евгений Китаев.
G: Некоторые регионы пытались ввести лимит на присутствие иногородних производителей на своих внутренних рынках. Как воронежские законодатели относятся к такой идее?
В.К.: Если такую меру прописать в нормативных актах, она станет явным нарушением антимонопольного законодательства. Мы намерены создавать условия для развития сельхозпроизводства и поднимать качество местной продукции. Губернатор Алексей Гордеев уже реформировал ГУП «Воронежкачество», которое теперь займется сертификацией товаров воронежских производителей. Он поставил задачу бороться с левой продукцией. Планируется ряд мер по снижению цен на продукты путем уменьшения наценок в торговых сетях. Возможно, как-то удастся организовать сбыт, минуя супер- и гипермаркеты. Так мы уберем лишних посредников. Будем развивать продажи «с колес», что уменьшает стоимость продукции для населения на 10-15%. Планируется открыть сеть закупочных кооперативов, где продавать продукцию фермеров и крестьянских подворий.
G: В Московской области и ряде других регионов Центрального федерального округа может быть снижено налоговое бремя в отношении отдельных субъектов в качестве антикризисной меры. Ожидаются ли какие-то изменения в налоговой политике региона? Предусмотрены ли налоговые послабления для крупных, бюджетообразующих предприятий области?
В.К.: Нет, сейчас невозможно идти на послабления по налогам для предприятий. Мы прогнозируем снижение поступлений по налогам на прибыль организаций на 52,8%, на доходы физлиц – на 30,1%, на имущество организаций – на 20,2%, по единому налогу, взимаемому при упрощенной системе налогообложения, – на 24,6%. По той же причине нам пришлось увеличить отдельные ставки, чтобы сохранить доходы в областной казне. Так, в принятом одногодичном бюджете на 2009 год заложено увеличение акцизных сборов на нефтепродукты – на 892,8 млн рублей, или 66,7%. Также перераспределены доходы от сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, распоряжение которыми передано субъектам федерации. И поступления от продажи объектов недвижимости одновременно с занятыми ими участками. 50% пойдет в областной бюджет, а 50% – в бюджеты муниципальных образований. Раньше таких поступлений они не имели. В результате доходная часть облбюджета увеличится на 11,2 млн рублей.
Чтобы обеспечить пополнение казны, потребуется активность по администрированию налоговых сборов со стороны фискальных органов и местного самоуправления. Не исключено, что в связи с ухудшением экономической ситуации в регионе многие компании начнут занижать прибыль, а зарплаты сотрудникам вернут в «серые конверты».
G: Подверглось ли секвестрированию участие облбюджета в реализации областной адресной инвестиционной программы, заявленной к реализации на территории области?
В.К.: Общая сумма по ней сократилась на 1,26 млрд рублей, или на 38,7% от утвержденного ранее облбюджета. Она входит в общую сумму секвестра. В результате без бюджетного финансирования остались строительство и реконструкция ряда медицинских учреждений. Значительно сократились расходы на возведение областного перинатального центра (на 152 млн рублей), онкологического диспансера (на 25 млн) и реконструкцию Воронежского драмтеатра имени Кольцова (на 21 млн). Но остаются федеральные целевые программы, в том числе и те, по которым предусматривается софинансирование из облбюджета.
G: Вы сказали о доминирующей поддержке АПК. Коснулся ли секвестр различных целевых программ, касающихся сельхозпроизводителей и инфраструктуры в районах?
В.К.: Нет, они будут работать в том числе на федеральном уровне. Под них заложены средства. 92 млн рублей из госбюджета область должна получить на АПК. Средства пойдут по областной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов на 2009-2013 годы» на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации (на условиях софинансирования из федерального бюджета). Областные программы предусматривают также поддержку перерабатывающих отраслей АПК, производства молока и говядины.
Во время недавнего визита в Воронеж главы Минрегиона Виктора Басаргина шла речь о создании экспериментальной площадки для апробации в муниципальных образованиях ряда федеральных программ. Так что если такая площадка будет создана в Воронежской области, мы привлечем дополнительные средства из федерального бюджета на реформирование села: модернизацию ЖКХ, реконструкцию инженерных сетей, дорожного хозяйства.
G: Из каких источников планируется покрывать дефицит облбюджета?
В.К.: Могу вам сказать, что его ревизия показала самую низкую закредитованность региона среди областей Центрального Черноземья – 4,1%. Ситуация делает наш бюджет более устойчивым и дает области выигрышные условия для привлечения кредитов. Федеральные займы станут одним из источников устранения дефицита в областном бюджете.
G: В конце прошлого года российское правительство формировало список системообразующих предприятий. В него вошли и воронежские. Есть ли, по вашей информации, какие-то подвижки в финансировании таких предприятий? Чувствуется ли поддержка государства и федерального бюджета на региональном уровне?
В.К.: Сейчас решается вопрос о выдаче Сбербанком крупного кредита «Амтелу-Черноземье» с целью финансового оздоровления предприятия. В отношении Воронежского акционерного самолетостроительного общества министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, побывавший на предприятии в конце апреля вместе с президентом ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Алексеем Федоровым, дал позитивную оценку работе завода. Все меры, принимаемые правительствами России и области, я уверен, приведут к тому, что мы пройдем кризис с наименьшими издержками.
Константин Чаплин
Guide (приложение Коммерсанта)