Руководство ВГАУ не заботится о сохранении единого уникального стиля, внедряя в дизайн современные элементы
Воронежские архитекторы и выпускники СХИ возмущены изменениями в здании бывшего сельскохозяйственного института. Как написал на своей странице в социальной сети краевед Владимир Елецких, на наших глазах может произойти непоправимое.
- То, что восстанавливалось после войны лучшими архитекторами по уникальным чертежам, сегодня может быть уничтожено, а что-то уже, - пишет Владимир Леонидович.
Дело в том, что историческую ценность институтского комплекса постепенно вытесняют современные сооружения, которые, по мнению выпускников СХИ направления «архитектура», безвкусно уничтожают целостность и уникальность здания. Появляются заборы и ворота, искажаются фасады: тамбур северного входа, столярка, лепка, скульптура, подсветка. Также разрушается ландшафтная среда, то есть вырубаются деревья, выкорчёвываются шумозащитные аллеи. Кроме того, нарушаются планировка и интерьер главного корпуса, к примеру, переделка восточного крыла, демонтаж дверей, их замена современным пластиком.
- Чтобы понять суть проблемы, необходимо зайти внутрь здания, стать посредине и просто подышать этим воздухом, - рассказала Интернет-газете «Время Воронежа» выпускница СХИ, архитектор Ольга Дикарева. - Для строительства этого здания из Санкт-Петербурга выписали архитектора Дитриха. Он объездил всю Европу, чтобы собрать материалы для проектирования. Брал за аналог все крупнейшие европейские институты. Поэтому здание - не просто местный шедевр, но и шедевр федерального значения. Оно чуть ли не единственное в мире, если говорить о подобном стиле.
Институтский городок СХИ создавали по единому замыслу. Он представляет собой редчайший пример решения градостроительства языком рубежа XIX - XX веков, в качестве которого выступает модерн.
По словам архитектора, там всегда чувствовалась особая атмосфера, заданная основателями вуза. Она сохранилась и после того, как задание было практически разрушено, а затем заново восстановлено после Великой Отечественной войны.
- С каждым годом всё больше, увы, заметно различие в общей культуре старой профессуры и новых обитателей комплекса. Да и не комплекса вовсе, а набора разрозненных зданий, как следует из перечня Управления культуры, - продолжает Владимир Елецких. - Ломать замысел начали давно, в прессе начала 1970-х об этом писали. Культурная элита пыталась помешать разрушениям, остановить строительство новоделов. Не помогло.
По словам Ольги Дикаревой, новому руководству теперь уже Воронежского государственного аграрного университета, историческая ценность здания безразлична. О сохранении атмосферы и единого уникального стиля ректорат абсолютно не заботится. Вместо этого он устанавливает турникеты на входе и меняет двери на пластиковые. Все решения относительно внешнего вида вуза принимаются с участием молодых, неопытных архитекторов. Мнение известных мастеров при этом не учитывается.
Архитекторы видят единственный выход из положения – привлечь круг специалистов для контроля над состоянием комплекса для исправления ошибок и воссоздания потерь.
- Не позволять хозяйственным подразделениям ВГАУ им. Петра I бесконтрольно лепить доморощенные «замыслы», остановить поток безграмотностей и вала безвкусицы - это ли не вызов времени? – подвёл итог Владимир Елецких.
Евгения Полухина
Время Воронежа, 19 марта 2014 года, 17:15.