Воронеж. 20.03.2014. ABIREG.RU – Аналитика – В России любят повторять, что у нас две главные беды – это дураки и дороги. Однако неофициальное народное правило уже давно дополнено третьей проблемой – ЖКХ. Тема постоянно обсуждается обывателями, решается властями, эксплуатируется политиками во время выборов, но порядка от этого с годами больше не становится. Проблем в этой отрасли сотни, если не тысячи, а единая для всех: системе ЖКХ не хватает прозрачности и элементарной простоты понимания. У семи нянек – дитя без глаза, то же самое и в коммунальном хозяйстве: слишком много структур, которые призваны помогать, а на деле мутят воду еще сильнее.
Двойные квитанции на оплату, незаконный доступ к персональным данным, завышение платы за коммунальные услуги, отсутствие обратной связи, непонятные схемы расчета, вспышки разбирательств в сфере ЖКХ, за которыми следуют перерасчеты, компромиссные решения - а потом все тихо сходит на круги своя. Проблема хоть и общая для всех, а решается везде по-своему. В некоторых регионах уже пришли к решению: максимальная управляемость с единым центром ответственности. В других же, как например, в Воронеже, все еще исповедуют старые принципы работы и только готовятся выйти на новый уровень. В декабре создано ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» - единый информационно-расчетный центр для всего воронежского региона. Благие цели приписывают этому центру: обеспечить единые законные стандарты в организации расчетов, начисления, сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги, генерировать актуальную и достоверную аналитику для властей о состоянии дел в отрасли, своевременно сигнализировать о сбоях или нарушениях на рынке ЖКУ.
Казалось бы - гениальное решение. Придется, однако, отметить, что успешные проекты подобные этому функционируют в стране уже не первый год и их положительный опыт вполне можно транслировать на тех, кто находятся еще в стадии самоопределения.
Екатеринбург: развиваем филиальную сеть
Екатеринбургский Единый расчетный центр (ЕРЦ) erc.ur.ru создан в 2001 году, а единый платежный документ появился в городе еще в 1996-м! Зачем он появился - очевидно. Да та же самая нужда - потребность в едином учреждении, в котором имелась бы информация о каждом объекте недвижимости, нанимателях и собственниках жилых и нежилых помещений и которое консолидировало бы данные по коммунальным платежам. Спустя почти 12 лет ЕРЦ значительно расширил филиальную сеть, увеличив охват территории и улучшив качество обслуживания екатеринбуржцев. Компания внедряет инновационные технологии и активно взаимодействует с администрацией города. «Одна из главных задач, конечно, - сделать консультации по вопросам начислений максимально доступными и комфортными. Сегодня наши абоненты могут получить консультацию в любом районном отделении вне зависимости от места проживания», - отмечало в своей работе руководство Единого расчетного центра. Эффективность работы подтверждает стабильно высокий уровень собираемости платежей: 99,63% в 2012 году. В 2011 году ЕРЦ заслуженно был признан Минрегионом лучшим предприятием ЖКХ в стране. Сможет ли Воронеж догнать Екатеринбург с его 12-летним опытом?
Москва: будущее за онлайн-платежами
Оплата коммунальных услуг через личный кабинет в Интернете - одна из самых востребованных в столице. По словам руководителя департамента информационных технологий Москвы Андрея Белозерова, услугами уже пользуются около двух миллионов человек.
«Единый раздел на pgu.mos.ru, посвященный ЖКХ, отвечает общей идеологии предоставления всех необходимых горожанам услуг в одном месте, - рассказывает Белозеров. - Ранее, например, показания водоучета можно было оставлять на сайте ГУ ИС для формирования единого платежного документа или относить данные в свою управляющую компанию. Теперь это можно сделать на портале госуслуг», - пояснил он. Для удобства обратная связь с Единым центром может осуществляться даже с помощью SMS-сообщений или через мобильное приложение портала.
Так просто - и так фантастично для нашего региона: пока что добрую половину платежек можно безрисково оплатить только очно на почте или в Сбербанке.
Ростов-на-Дону: горячие коммунальные линии
IT-услуги и самые современные решения, конечно, здорово упрощают жизнь. Но далеко не все ими пользуются. Многие предпочитают разрешать вопросы консервативно – путем телефонного звонка: долгое время в нашей стране это была одна из самых популярных коммунальных пыток.
Принцип работы единых центров диктует современные правила общения. К примеру, работа горячей линии ЖКХ Единого информационно-расчетного центра (Ростов-на-Дону) заслужила одобрение мэрии сразу после внедрения в 2011 году. За первый месяц работы по горячему номеру было принято 20 тыс. обращений от граждан. Причем на все 20 тыс. вопросов были даны необходимые ответы. Возможности горячей линии позволяют сразу же принимать 100% звонков.
Возможности же Воронежа ограничиваются пока необходимостью для горожан в любом случае дойти до офиса управляющей организации или места дислокации ТСЖ и попробовать добыть правду в неравном бою с «системой».
Воронеж: на пороге перемен
Воронежу, как и многим другим крупным городам, не удалось обойти скандалы в ЖКХ. Спорная ситуация с оплатой электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды, борьба управляющих организаций за дома, хищения средств поставщиков ресурса и, наоборот, давление поставщиков на управляющие организации – все это реалии вчерашнего и сегодняшнего дня. Хаосу отчасти способствуют десятки мелких расчетных центров, разбросанных по Воронежу: всякий директор управляющей организации или председатель ТСЖ здесь сам хозяин «своим» вычислениям, а о сервисе речи не идет. Уследить надзорным органам за такими игроками рынка почти невозможно. Справиться обывателю - и подавно.
И вот, кажется, власти нашли время оглядеться по сторонам. С весны начинает работать Оператор единой платежной сервисной системы ЖКХ. По данным официальных источников, муниципалитет в лице МУП «МИВЦ» и областное правительство в лице ДИЗО ВО владеют вновь созданным предприятием. По мнению чиновников, новая структура обеспечит прозрачность расчетов и упростит процедуру платы за «коммуналку».
Высокий уровень обслуживания населения, широкая сеть платежных агентов и филиалов для приема граждан, внедрение прогрессивных IT-решений, полная прозрачность начислений за жилищно-коммунальные услуги для поставщиков ресурса, управляющих организаций и ТСЖ, жителей и властей, - вот показатели, по которым будет оцениваться эффективность созданного центра уже в течение 2014 года. И, оглядываясь на опыт коллег из других регионов, права на ошибку у Воронежа быть не должно.