WorldClass

23 сентября 2024, 02:21
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

ЭЖ-Черноземье // Сергей КУРИЛО: «У Воронежа есть серьезные перспективы на поддержку федерального центра и появление новых экономических точек роста»

02.06.2009 13:26
Со сменой высшего руководства региона политическая и бизнес-элита Воронежа связывает определенные надежды на укрепление конкурентоспособной экономики и промышленности областного центра. В свою очередь, губернатор Алексей Гордеев довольно открыто выражает заинтересованность проблематикой муниципалитета. На заседаниях правительства регулярно обсуждаются вопросы, связанные с развитием социальной и инженерной инфраструктуры города, созданием новых производств и рабочих мест.

Со сменой высшего руководства региона политическая и бизнес-элита Воронежа связывает определенные надежды на укрепление конкурентоспособной экономики и промышленности областного центра. В свою очередь, губернатор Алексей Гордеев довольно открыто выражает заинтересованность проблематикой муниципалитета. На заседаниях правительства регулярно обсуждаются вопросы, связанные с развитием социальной и инженерной инфраструктуры города, созданием новых производств и рабочих мест. О том, как идет совместная работа муниципальных и областных властей, а также об экономических перспективах Воронежа в условиях кризиса в интервью региональному деловому изданию рассказывает заместитель главы города по экономике, финансам и инвестициям Сергей КУРИЛО.

- Сергей Григорьевич! Новый губернатор Алексей Гордеев заинтересован в экономическом развитии города. Тем более, что город имеет серьезные ресурсы - и экономические, и промышленные. Какие совместные проекты, в том числе на условиях софинансирования, намерены реализовать муниципальные и региональные власти для развития конкурентоспособной экономики в области?

- Действительно, губернатор с первых дней своей работы проанонсировал, что одним из его приоритетов будет именно комплексное развитие города как областного центра, как локомотива роста всей областной экономики. Он прекрасно понимает значимость муниципалитета, где на относительно небольшой территории сконцентрированы большие промышленные, финансовые и трудовые ресурсы. Развиваясь, город дает толчок развитию экономики всей области. Воронеж - донор. Немалые заработанные муниципалитетом средства уходят в федеральный и областной бюджеты, что позитивно отражается на развитии региона. Губернатор это прекрасно понимает и акцентирует свое внимание именно на городской проблематике. Он заявил, что мэр Сергей Колиух - полноправный член правительства области. Сергей Михайлович присутствует на всех совещаниях, планерках, заседаниях, где всплывает городская проблематика. Сейчас город получает неплохую поддержку областной власти. Обсуждаются проблемы МУПов, дорожного хозяйства, социальной сферы, капитального строительства. То есть, вся городская проблематика у губернатора на контроле.

А если принять во внимание его серьезный административный и политический ресурс - это заметно по визитам в Воронеж ключевых федеральных министров - есть надежды на серьезную поддержку и появление новых точек экономического роста. 16 мая к нам приезжал министр регионального развития Виктор Басаргин. Обсуждаемая тематика на встрече с местными властями была на 80 процентов городской. Речь шла о водоснабжении, канализовании, развитии социальной инфраструктуры: школ, поликлиник, детских садов и так далее. Также и министр транспорта, посетив Воронеж, в первую очередь расставил городские акценты: дороги, окружные дороги, транспортная схема, мосты, путепроводы. Так что в плане сотрудничества с федеральным центром в последнее время наметилась определенная позитивная динамика. И мы рады, что работа идет.

- И все же, что конкретно делается? Какие новые совместные проекты будут претворяться в жизнь?

- В первую очередь, исходя из иерархии проблем, большое внимание будет уделяться инженерной инфраструктуре. Половина города живет по графику подачи воды. В XXI веке это неприемлемо. Причина известная - это дефицит воды (150 тысяч кубометров в сутки). Мы за свой счет разработали проекты двух водоподъемных станций -ВПС-4 и ВПС-9, которые эту проблему решают. Но понятно, что проекты не дешевые, и средств муниципального бюджета не хватит. Ранее нам не удавалось попасть в федеральное финансирование, мы тормозились на областном уровне и впоследствии не получали поддержки Федерации в силу известных причин. Сегодня ситуация изменилась, удалось сдвинуться с мертвой точки. Проект по строительству ВПС-4 уже получил предварительное одобрение в Министерстве регионального развития. Также поддержку получил ряд проектов по канализованию отдельных территорий. Это коллектор на улице Менделеева, канализование зоны подтопления Песчанки, пригородных поселков: Борового, Сомово, Отрожки.

Далее. Кроме инфраструктуры инженерной, есть проблема обеспечения инфраструктуры социальной, особенно в местах массовой жилищной застройки. Сегодня мы столкнулись с нехваткой детских садов, школ, поликлиник - в свое время строили только жилье. Сложившуюся ситуацию мы также пытаемся разрешить вместе с областью через федеральное и областное софинансирование. Намечено завершить строительство двух школ (на улице 9 января и на бульваре Победы), 11-й поликлиники на ул. Машиностроителей - знаменитый наш долгострой - это сейчас приоритет №1. Полный набор проектно-сметной документации, экспертиза - все готово, вся подготовительная работа проведена. Там нужны только деньги.

Проблемы строительства, реконструкции и капитального ремонта детских садов также весьма актуальны. В настоящее время мы капитально ремонтируем два детских сада. И есть проекты строительства еще пяти детских садов. Если бы сохранилась та динамика поступлений доходов в городской бюджет, которая существовала на протяжении ряда последних лет, мы бы эту задачу выполнили к следующему году. Но, как вы знаете, мы провели секвестр бюджета. 2 миллиарда доходов «срезано» в связи с экономическим положением в стране. И в первую очередь под нож попали именно расходы капитального характера: капитальное строительство и ремонт.

- А будут ли новые корректировки внутри бюджета? На каких финансовых или промышленных активах областного центра в первую очередь планируется экономить?

- Скажем так, новые объекты не начинать, объекты с низкой степенью готовности законсервировать, с высокой степенью готовности - закончить. Например, поликлиника на улице Машиностроителей - объект с высокой степенью готовности. Две школы - на 9 января и на бульваре Победы - со средней степенью готовности. Они на 50 процентов освоены. В этих случаях работа завершится. Что касается строительства ВПС-4, то там освоено всего 5 процентов. Но по значимости это проект № 1. Станция даст 100 тыс. кубов воды в сутки. Таким образом, две трети дефицита мы закрываем только одной водоподъемной станцией.

- Когда планируется запустить эти станции?

- Все зависит от того, какие лимиты Федерация выделит на эти объекты. Это предмет переговоров с Министерством регионального развития. Мы готовы участвовать в софинансировании. В данной ситуации все, что мы могли сделать, мы сделали. И сейчас ждем реакцию федерального центра. Если наша проблематика будет корректно воспринята, то есть надежда, что к 2012 году станции начнут работать. Там нормативный срок строительства - 3 года.

- Вернемся к секвестру бюджета. Возможны ли подобные сокращения в ближайшем будущем? Не пострадает ли от этого социальная сфера города?

- В ближайшем времени никаких секвестров мы не планируем. Мы пока работаем в тех параметрах, которые получили в результате корректировки. Идем в том русле, которое наметили месяц назад, скорректировав бюджет. Мы эти параметры выдерживаем. Что касается социальной сферы, то повторю еще раз: публичные обязательства органов власти будут выполнены в полном объеме. Зарплаты бюджетникам никакому сокращению не подвергнутся. Более того, они будут индексироваться. Притом с введением новой системы оплаты труда, которая сейчас внедряется по всей стране в бюджетном секторе, появится возможность больше зарабатывать. Правда, таких темпов роста, как в прошлые годы, когда зарплата возрастала на 12-16 процентов, больше ожидать не стоит. Средний уровень доходов по стране сейчас около 17 тысяч рублей. Мы находимся где-то на этом уровне. А минимальный размер оплаты труда увеличен до 4330 рублей. Соответственно, возросли все выплаты, которые были к нему привязаны.

- Сергей Григорьевич, нередко городские власти жалуются на то, что муниципалитету не хватает бюджетной обеспеченности - мол, большинство собираемых на его территории средств уходят в вышестоящие бюджеты. Вместе с тем, вы сами заявили, что город может довольствоваться и третью заработанного?

- Конечно, хотелось бы побольше. Но не стоит забывать, что город интегрирован и в экономику области, и в экономику страны. Отдельно существовать не получается. Действительно, львиная доля валового регионального продукта создается на территории Воронежа. Налоговый потенциал также сосредоточен в городском округе.

Приведу несколько цифр: за 2008 год с территории города только одних налогов было собрано 28,7 млрд. рублей. Из них в городском бюджете осталось 5 млрд. 400 млн. (18 процентов). В областной бюджет ушло 14,3 млрд. (49,9 процента). И 31 процент - почти 9 млрд. руб. - ушел в федеральный бюджет. Из того, что зарабатывает город, ему остается 5 млрд. 400 млн. - меньше 20 процентов. На самом деле это около половины суммы, необходимой городу для нормального функционирования. Остальное мы получаем в виде целевых субвенций, часть средств зарабатываем сами неналоговыми доходами: арендой, продажей имущества и так далее. То есть, из 29 миллиардов половины было бы достаточно, чтобы в полном объеме выполнять все наши текущие обязательства -содержать все наши 500 учреждений, держать город в чистоте и при этом строить и развиваться. Порог справедливости, на мой взгляд, это не меньше 50 процентов. Но тогда пострадают федералы и область.

- А в других областях такая же тенденция?

- Да. Где-то процент ниже, где-то выше. Есть города, которые 10 процентов получают из заработанного - сидят на дотациях. Это федеральная бюджетная политика. Это неизбежная черта любой многоступенчатой системы. У нас она трехуровневая. Один уровень всегда в чем-то за счет другого держится, и наоборот. Есть федеральная система, с центром и регионами. А есть федеративная система наподобие Швейцарии или США, где всего один федеральный закон - это конституция. А остальные законы - местные, законы штата или кантона. У нас все вертикально интегрировано. Но для страны с такой огромной территорией это, возможно, единственный правильный вариант.

- Немного провокационный вопрос... Прошел слух, что в Москве решили узко специализировать территории. И Воронежу отводится исключительно аграрная роль, а все остальные производства планируется свернуть. Это так?

- Это просто смешно. Я такого не слышал. Мне кажется, что человек, который хоть немного знаком со структурой экономики Воронежской области, воспримет это с улыбкой. Судите сами на территории города расположены такие монстры, как концерн «Созвездие», Авиационный завод, ряд предприятий оборонки, крупные строительные комплексы. Заморозить такие производства просто невозможно. Так что картошку повсеместно сажать не станем. Хотя, если разобраться, аграрный сектор весьма перспективный!

- А многие экономисты говорят, что наоборот - сельское хозяйство убыточно...

- Все зависит от того, как его вести. Есть такие страны, как Новая Зеландия, Австралия, где основная отрасль - с/х. А остальные сферы экономики «кружатся» вокруг него. Финансовое обслуживание, юридическое сопровождение, техническое сопровождение, транспортная логистика - все строится вокруг одной ключевой отрасли - сельского хозяйства. На самом деле, оно очень перспективно. Спрос на его продукцию всегда есть. И мы, наша область, вполне можем заместить практически весь импорт, кроме экзотики. Тем более в нашем климатическом поясе.

Даниил ЕНДОВИЦКИЙ
«Экономика и жизнь – Черноземье», №10 от 30 мая-10 июня 2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0