Деятельность служб аварийных комиссаров незаконна?
Только за прошлый год на дорогах Воронежской области произошло 3823 учетных ДТП. В этом году количество не уменьшается (с начала года случилось уже 625 аварий). Участники мелких ДТП зачастую вместо того, чтобы часами ждать экипаж ГИБДД, разбираются сами. А приходят на помощь им в этом безотказные Службы аварийных комиссаров.
В своих рекламных листовках аваркомы обещают и подсобить в составлении документов, и защитить в судах, и даже оказать психологическую помощь. Правда, все это за небольшое вознаграждение, которое в среднем составляет пять тысяч рублей.
Фактически аваркомы никаким правовым статусом не обладают. По словам замначальника Управления ГИБДД по Воронежской области Станислава Коняева, в этих службах работают обычные юристы. При этом, в соответствии с правилами дорожного движения, водителям никто не мешает оформить небольшое ДТП самим или с помощью «знающих людей». Это и время самих автомобилистов сохранит, и пробок на дорогах будет меньше. Водителям нужно всего лишь составить схему ДТП, подписать её и прибыть на ближайший пост ДПС или в отделение полиции.
- Когда инспекторы выходят с развода, у каждого уже есть по шесть-семь ДТП, которые необходимо оформить, при этом, любое, даже самое незначительное ДТП занимает у инспектора 40-50 минут, - рассказал Станислав Коняев.
Однако что это за «знающие люди» - как бы никто не знает. Их деятельность никак не лицензируется. Но приезжают они туда, куда их и не думали приглашать, причем быстрее ожидаемых сотрудников ГИБДД. Неужели они пользуются услугами экстрасенсов?
«Крайним остался начальник штаба»
О том что, как минимум одна подобная контора пользовалась услугами отнюдь не экстрасенсов, доказала проведенная не так давно прокурорская проверка.
В начале прошлого года председатель регионального отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселев обратился в прокуратуру Воронежской области с просьбой проверить законность действий ООО «Дежурная служба».
В жалобе, в частности, говорилось о том, что контора распространяет информацию о себе, как о партнере ГИБДД. В рекламном сообщении «Дежурная служба» обещает прибыть «в течение часа на место ДТП и оформить его в соответствии действующему законодательству».
- Фактически ДТП оформляли коммерсанты, - рассказал «Времени Воронежа» Николай Киселев. – Законодательство наше этого не разрешает. Только сотрудник ГИБДД имеет право опросить водителя, взять у него объяснения, оформить справку о ДТП, составить протокол. Сам водитель может лишь составить схему ДТП. В этом ему, действительно, могут помочь аваркомы.
В ходе прокурорской проверки все факты нарушений подтвердились. Например, то, что между ГИБДД и «Дежурной службой» было заключено соглашение о сотрудничестве. Справки о ДТП госавтоинспекция выдавала только на основе информации «Дежурной службы», а сами сотрудники ГИБДД ни водителей, ни поврежденных автомобилей даже не видели. Да и достоверность информации от «Дежурной службы» никто не проверял. Однако именно на основании этих документов автомобилисты получали деньги по страховке.
Кроме того, прокуратура выявила многочисленные факты, когда граждан объявляли виновными в нарушении ПДД до принятия процессуального решения по делу.
Один аварком как-то раз даже защищал интересы сразу двух участников административного дела. И нашим, и вашим, как говорится.
Как следует из материалов проверки, на момент её проведения сотрудники ОБДПС ГИБДД УМВД России по Воронежу вынесли 450 незаконных постановлений.
В адрес начальника Управления ГИБДД по Воронежской области Владимира Верзилина было направлено представление об устранении нарушений.
- Для ответа прокуратуре нашли «козла отпущения» – им оказался начальник штаба батальона, но эта схема продолжает существовать, - уверен Николай Киселев.
Обратился за помощью к аваркомам – лишайся прав
По информации защитников прав водителей, такие соглашения есть и сейчас.
Но самая главная проблема, по мнению экспертов, вовсе не в желании людей заработать деньги на водителях, попавших в аварию. Соль в том, что никаких законных оснований для оформления ДТП аварийными комиссарами нет. Все процессуальные документы должны оформляться полицейскими только после личного опроса участников ДТП и осмотра повреждённых автомобилей.
- Оформление ДТП на основании бумаг, представленных коммерсантами, - попросту незаконно, - считает Николай Киселев. - Издайте закон, закрепите за ними определенные права и пусть оформляют! Но пока этого нет, нельзя подменять ГИБДД коммерческой структурой. Они не имеют права отбирать объяснения, оформлять справку о ДТП, отпускать водителей с места ДТП по домам.
Так, что независимо от того, помогают аваркомы или нет, - в ГИБДД оба водителя обязаны прибыть лично. А оставление места ДТП карается сейчас лишением водительских прав на срок от одного года до полутора лет или административным арестом на срок до пятнадцати суток, - уточняет г-н Киселев. - По непонятным причинам ГИБДД эти нарушения не замечает.
По словам Николая Киселева, коммерсанты говорят, что если они замечают признаки опьянения у одного из водителей, то сразу вызывают сотрудников ГИБДД.
- Остаётся верить на слово, что так оно и есть, - рассуждает председатель «Комитета по защите прав автомобилистов». - Хотя реалии жизни говорят, что у нас и сотрудников ГАИ иной раз ловят за руку при махинациях с ДТП, что уж говорить про безвестных аваркомов.
Анна Кумицкая
Время Воронежа, 7 апреля 2014 года, 13:49.