Правительство придумало, как решить проблему анонимных офшоров: россиянам будет запрещено передавать активы в траст, если он непрозрачен
В конце апреля правительство утвердило национальный план по борьбе с уклонением от уплаты налогов и сокрытием бенефициарных владельцев (есть у «Ведомостей»), рассказали два федеральных чиновника. Представитель первого зампреда правительства Игоря Шувалова от комментариев отказался.
В плане — 19 мер, их должны реализовать Минфин, Росфинмониторинг, Минюст, Минэкономразвития и ФНС. В декабре 2015 г. его выполнение должно завершиться, а почти половина мероприятий — подготовка законопроектов или предложений — запланированы на июнь. Многие нормы обусловлены рекомендациями FATF, решениями «восьмерки» и «двадцатки», почти во всех пунктах плана говорится о бенефициарах компаний: создании механизмов, которые вынудят их раскрыться, и наказании тех, кто не станет раскрываться.
Значительное внимание уделено трастам: через трасты в офшорах россияне часто и владеют российскими активами. Минфин уже собирается обложить налогом их прибыль (закон об иностранных контролируемых лицах); но информацию о бенефициарах трастов из других стран получить трудно.
План предполагает радикальный способ решения проблемы: в России будет введен запрет (предложение должно быть подготовлено уже к декабрю) для российских резидентов на передачу имущества в траст или иное схожее образование, если последнее не соответствует требованиям прозрачности. К июлю должны появиться документы, регулирующие и деятельность в России иностранных структур без образования юридического лица — трастов, партнерств, фондов, товариществ.
План писался в Росфинмониторинге, многие включенные в него пункты неясны чиновникам других министерств, ответственным за их выполнение, признает федеральный чиновник. В том числе пункт о трастах, продолжает чиновник: какие именно имеются в виду трасты, каким образом можно проконтролировать передачу активов.
Непонятно, что такое «требование прозрачности», соглашается партнер PwC Екатерина Лазорина: возможно, подразумеваются трасты, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях, поскольку с такими странами нет соглашения об обмене информацией; но под определение могут подпадать и другие критерии, а под запрет — трасты из нормальных юрисдикций.
Российский запрет бессмыслен: если у гражданина есть имущество за границей, то право отдавать его в траст регулируется не законами России, и если там нет запретов, то траст законен, подчеркивает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин: это попытка расширить юрисдикцию России в вопросах гражданского права на иные страны.
Запрет легко обойти: зарегистрировать активы на иностранную компанию и уже ее акции передать в иностранный траст, предлагает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Мера сможет заработать, если ввести требование к собственникам российских активов раскрывать структуру владения вплоть до конечного бенефициара, замечает Лазорина: такое требование сейчас есть для банков, входящих в систему страхования вкладов.
Министр финансов Антон Силуанов предлагал обязать иностранные компании раскрывать бенефициаров при получении дивидендов и только в этом случае предоставлять им налоговые льготы.
Свой траст на Британских Виргинских островах был и у Шувалова — он объяснял, что через траст удобно передавать активы в наследство, сейчас они переведены в Россию.
План предполагает создание целой системы слежки за трастами и понуждения компаний раскрывать их, в том числе через санкции для контрагентов. Компании будут обязаны хранить и документально подтверждать информацию о бенефициарах и передавать ее госоргану — появится специальный реестр таких владельцев. Работающие в России иностранные компании будут обязаны раскрывать структуру собственности и идентификационные данные владельцев. А российские налоговые резиденты должны будут раскрывать в декларациях все свои иностранные аффилированные лица. За нарушение будет специальная ответственность.
Некоторые меры будут косвенно вынуждать бизнес раскрывать владельцев — это станет, например, условием получения господдержки. А за операции с не раскрывшими владельцев компаниями могут появиться налоговые санкции: будет запрещено уменьшать налогооблагаемую прибыль на расходы по сделкам с контрагентами, не раскрывающими бенефициаров. Будет ужесточен и контроль за ценами в сделках с компаниями, бенефициары которых зарегистрированы в офшорах. Наконец, ведомства должны придумать, как снизить количество ценных бумаг на предъявителя, а использование номинальных акционеров и директоров в России должно быть запрещено.
Суть плана — создать стеклянный мир, считает Щекин, цели налогообложения тут не главные — ужесточение распространяется и на юрисдикции, где налоги высоки, но есть конфиденциальность. Скорее всего, решается задача национализации элиты, заключает Щекин: это план реагирования на конфронтацию с Западом.
Маргарита Папченкова
Ведомости, №79 (3583), 06.05.2014.