WorldClass

30 сентября 2024, 00:30
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

De Facto // Глава Группы компаний, депутат воронежской Облдумы Евгений Хамин: «Чтобы город нормально развивался, кредиты должны быть доступными»

06.05.2014 17:25
Евгений Хамин - о приоритетах экономики и финансовой политики Воронежа Глава Группы компаний, депутат воронежской Облдумы Евгений Хамин считает, что Воронеж может развиваться по принципу ведущих зарубежных городов, которые регулярно привлекают банковские кредиты. О том, что этому пока мешает, читайте в его взгляде. «Во всем мире города берут кредиты, но...» — Управление городом — это не в последнюю очередь, а, может быть, даже в первую управление сложной финансовой системой.

Евгений Хамин – о приоритетах экономики и финансовой политики Воронежа

Глава Группы компаний, депутат воронежской Облдумы Евгений Хамин считает, что Воронеж может развиваться по принципу ведущих зарубежных городов, которые регулярно привлекают банковские кредиты. О том, что этому пока мешает, читайте в его взгляде.

«Во всем мире города берут кредиты, но...»

— Управление городом — это не в последнюю очередь, а, может быть, даже в первую управление сложной финансовой системой. А любая финансовая система, особенно развивающаяся, не может существовать без кредитов.

Во всем цивилизованном мире муниципалитеты активно кредитуются. Закредитованность европейских городов высока.

Есть принципиальное отличие: в мире кредиты берут на длительные сроки, с большими баллонами, под ставки от 1,5 до 2,5%. Таким образом, для городского бюджета они практически нечувствительны. Общий принцип такой: если городу нужно развиваться, если ему требуется оперативное решение глобальных вопросов — значит, ему необходимо и активное кредитование.

Это связано с тем, что населению уже сегодня нужно ходить в детские сады и школы, заниматься спортом, отдыхать в парках, ездить по нормальным дорогам, развязкам, пользоваться современными инфраструктурными проектами и т. д. Это не означает, что о будущем не нужно думать, планировать и формировать стратегические цели.

Просто некрасиво кормить будущим. От мэров городов ждут результата именно сегодня. Отсюда и сроки, на которые они традиционно избираются, как правило, не более четырех лет, чтобы руководство города могло в кратчайший период показывать эффективный результат.

У нас муниципалитеты вынуждены брать кредиты на совсем других условиях: короткие сроки, высокие ставки. И если кредиты направлены не на кассовые разрывы, а на формирование материально-технической базы города, то в определенных границах уже выглядят неразумно.

В целом существующая кредитная политика государства, по моему мнению, выстроена неэффективно и для муниципалитета, и для бизнеса. Такая кредитная политика не дает нормально развиваться ни предприятиям, ни городам.

Мне, как человеку, получавшему для реализации проектов и открытия предприятий значительные кредитные средства, пенять на это не совсем корректно. Тем не менее то, что нам удалось реализовать раньше, сегодня уже сделать практически невозможно. Настолько эта система стала негибкой, абсурдно заадминистрированной и забюрократизированной.

Очевидная вещь: как при таких процентных ставках и условиях работы с кредитами наша экономика может конкурировать с экономикой других стран, в которых сроки в три раза больше, а ставки в три раза меньше и система получения в три раза проще?

«Бороться с инфляцией высокими ставками по кредитам нельзя»

— По моему мнению, основными причинами невысокой конкурентоспособности нашей продукции и отсутствия нужного темпа развития предприятий, городов, областей и в целом страны являются низкая производительность труда и та же дороговизна кредитных ресурсов. На обывательском уровне, не стоумовом, это понятно всем. Это понятно и всем руководителям, которые занимаются реальным делом, «от сохи».

Причем высокие процентные ставки и другие проблемы, связанные с кредитами, напрямую связаны с низкой производительностью труда, так как многие не могут переоснастить свое производство, и круг замыкается.

Основной причиной высоких ставок считается борьба с инфляцией. Но такая «борьба» снижает доступ, к примеру, муниципалитетов и предприятий к финансовым ресурсам, и, как следствие, отсутствие нужного развития и отсутствие конкуренции.

Я глубоко убежден, что бороться с инфляцией высокими процентными ставками и недоступностью кредитных средств нельзя.

Снижение инфляции, снижение темпа роста цен можно обеспечить только через конкуренцию продукции и конкуренцию в целом, в том числе через насыщение рынка товарами отечественного производства, что достигается не в последнюю очередь адекватным кредитованием. Если бы ставки были 3-4% годовых, то в течение 10 лет страна «улетела бы в космос». Производительность труда и конкурентоспособность страны повысились — как следствие, инфляция снизилась. И круг разомкнулся. У нас же все наоборот.

«Федеральный центр нас поддерживает, но и мы должны работать»

— Вернемся в город. Развивать город через кредитную систему возможно и нужно, но в наших условиях надо знать меру, имея в виду все перечисленное.

Основной же источник пополнения городской казны — это работа городской власти вместе с областью или через область с федеральным центром.

Отчисляемые нами налоги (а сумма налогов, отчисляемых из муниципалитета, весьма весома) должны возвращаться, в том числе в виде федеральных программ. Так устроены наши межбюджетные отношения, что федерация забирает очень много из этих налогов, а возвращает больше тем субъектам, кто, мягко говоря, приходит (на самом деле добивается) с предложениями, программами и т. д.

Будучи депутатом, я и некоторые коллеги по депутатскому корпусу регулярно акцентировали этот вопрос. Но ни при одном прежнем градоначальнике пока этому вопросу должного внимания уделено не было — все только что-то все время делили.

В городе есть должность первого заместителя главы по стратегическому планированию, экономике и финансам, которую занимает Сергей Курило. Это умный и образованный специалист.

Я думаю, что у него не была актуализирована задача формировать доходы города, в том числе, а может быть, в первую очередь через участие в федеральных программах. И актуализация не могла произойти на протяжении уже многих лет. Надеюсь, что в текущем периоде это уже произошло.

Одним из основных критериев его работы должен быть отчет перед мэром, депутатским корпусом о конкретных суммах привлеченных средств через различные эффективные финансовые инструменты, в том числе программы.

Исходя из своей депутатской деятельности, работы гражданского собрания «Лидер», из СМИ мы видим, как наш губернатор Алексей Гордеев по отношению к городу эту тему регулярно поднимает и активизирует, но и мы не можем к этому вопросу относиться пассивно.

В настоящее время федеральный центр ставит задачи решать многие вопросы самостоятельно, на местах. По-другому и быть не может. Но работы по принципу «они тебя в дверь — ты к ним в окно» никто не отменял. Она допустима и даже необходима с федеральным центром. И результат однозначно покажет необходимость и эффективность этих упорных стараний. Очень хотелось бы, чтобы в центре о нас говорили: «Опять воронежцы, надо им выделить средств, иначе не отстанут...»

В интервью накануне выборов президента в 2012 году на вопрос «Что вы и ваш трудовой коллектив ждете от избранного 4 марта главы государства?» среди прочего я отметил один важный момент: после уже решенных первоочередных общегосударственных вопросов периода 2000-2011 годов президент и правительство должны более активно решать вопросы регионов и городов. А именно вопросы изменения межбюджетных отношений с целью разворота налоговой системы от центра к регионам, что помогло бы устранить фактические дефициты бюджетов всех уровней.

И действительно, сегодня мы видим шаги в этом направлении. Это реформа местного самоуправления, реформа межбюджетных отношений. Кроме того, на совещаниях всех уровней регулярно поднимается важность этих вопросов и принимаются конкретные решения, направленные на активное налаживание четкого взаимодействия федеральных структур и местных властей.

Мы видим эти первые шаги, ждем развития этих вопросов и понимаем, что без постоянного усиления к нему внимания радикальных позитивных преобразований в нашем городе не будет.

De Facto, май, 2014.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0