Переживёт ли Воронежская область возможные экономические санкции, и каковы наши перспективы?
Представители западных держав продолжают пугать ужесточением санкций в отношении России. Как на Воронежской области скажутся последствия политического кризиса? И насколько серьёзным может быть ущерб от разрыва экономических связей с той же Европой?
ВАСО: полёт нормальный
До сих пор воронежцы узнавали о санкциях только из новостей - отмена международных программ и арест счетов отдельных провластных олигархов вряд ли могли опечалить рядового гражданина. Опасения возникали разве что за судьбу россошанских «Минудобрений», основным собственником которых считается попавший в «чёрный список» Аркадий Ротенберг.
Между тем, на Украине продолжаются бои, а Евросоюз и США пугают санкциями против целых отраслей нашей экономики, утверждая, что многое будет зависеть от позиции России по отношению к президентским выборам 25 мая и её связей с так называемыми «сепаратистами». Так как же может повлиять возможная экономическая блокада на воронежскую экономику?
Как оказалось, Украина -самый крупный внешнеторговый партнёр нашего региона. Пожалуй, самый известный пример сотрудничества между этим государством и нашей областью - это кооперация воронежского авиазавода и компании «Антонов» по выпуску самолётов Ан-148. По словам Александра ЯРЧЕВСКОГО, директора по производству ВАСО, беспокоиться пока не о чем: украинцы в срок поставляют комплектующие и агрегаты, и в конце мая завод передаст заказчику - министерству обороны - очередной самолёт. По мнению руководства ВАСО, на кооперацию не повлияет даже увольнение Дмитрия Кивы, главы госпредприятия «Антонов».
- ВАСО работает с серийным заводом «СЗ Антонов», а не с конструкторским бюро «КБ Антонов», и на сегодняшний момент не видит связи между отстранением от должности Дмитрия Кивы и перебоями во взаимных поставках двух серийных заводов, - отмечает Александр Ярчевский.
Оптимистично выглядит и известие, что наш авиазавод может получить заказ на 14 новых Ил-96 до 2024 года. Контракты на первые три самолёта - уже дело решённое: лайнеры построят для министра обороны России, Управления делами президента и для коммерческого предприятия, возможно, «Роснефти». Заказы для завода означают загрузку предприятия, а значит, воронежцы-авиастроители будут обеспечены работой.
Свято место...
Роль международного сотрудничества в воронежской экономике переоценить трудно. Так, по данным «Воронежстата», в 2012 году в регионе действовали 153 предприятия с иностранным участием, на которых трудилось ни много ни мало 32 тыс. человек. Они произвели товаров и услуг на 73 млрд руб., что составляло около 1/8 валового продукта региона.
Одним из самых заметных проектов стал завод «Siemens Трансформаторы» в Масловской индустриальной промзоне. Не удивительно, что в конце апреля наделало много шума заявление Джо Кэзера, главы Siemens, о том, что корпорация будет строго придерживаться всех возможных санкций против России. Кстати, данные по иностранным инвестициям в область и так не внушают оптимизма: в 2012 году они сократились на 19%, в 2013 году -ещё на 7%. Впрочем, по мнению экспертов, официальные показатели содержат большую долю лукавства.
- Непонятно, насколько эти инвестиции действительно иностранные, - комментирует Евгений ГАВРИЛОВ, экономический консультант. - Страна-плательщик ни о чём не говорит. Традиционно в лидерах - Кипр, Нидерланды и другие «любимые» офшоры российских предпринимателей. Так что изменится немногое - просто российские деньги перестанут выводить из России, чтобы потом вернуть обратно. Этому поспособствует и Минфин, который в марте выставил на публичное обсуждение антиофшорный закон. Возможно, сократятся инвестиции из «настоящей» Европы. Но, как известно, свято место пусто не бывает - это возможность для азиатских и арабских инвесторов, которые уже стали проявлять интерес к российскому рынку. То же касается и производителей - немецких коллег с удовольствием заменят китайские и корейские конкуренты. Конечно, будет некоторый шоковый переходный период, но за два-три года вполне реально восстановить все потерянные мощности.
Время «подвигов»
Действительно, существует мнение, что санкции могут оздоровить нашу экономику. Государство будет вынуждено проводить импортозамещение в стратегических отраслях промышленности, снижать налоговую нагрузку и ставки по кредитам для несырьевого сектора и предприятий, модернизирующих производство. Санкции могут заставить российских экспортёров вкладывать средства в отечественную экономику, формируя рынок сбыта у себя в стране. Разве это не шанс для воронежского машиностроения, пищевой промышленности или сельского хозяйства?
Гордость регионального руководства - сфера информационных технологий: Воронеж наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Новосибирском - один из центров производства программного обеспечения в России. Между тем, в отрасли господствует «колониальная модель»: зарубежные компании, открывая у нас свои филиалы, используют дешёвый труд воронежских программистов, вывозя всю прибавочную стоимость. Необходимо уходить от такой зависимости - для этого в регионе был создан IT-кластер, необходимый для развития своих, воронежских компаний.
Кризис сырьевой модели сегодня очевиден. В итоге наша экономика стагнирует уже третий год подряд. На фоне неважных национальных показателей Воронежская область долго демонстрировала успех: в 2012 году индекс промышленного производства достиг рекордных 129,1%, а в 2013-м - 106,4%. В январе-апреле 2014 года этот показатель составил 102,9% , что вполне в духе общероссийских данных. В апреле в Минфине сообщили, что во второй половине 2014 года в России возможна техническая рецессия - когда ВВП снижается два квартала подряд. Специалисты ставят диагноз «стагфляция» - это тот редкий случай, когда экономический спад сопровождается ростом цен. В апреле потребительские товары в Воронежской области были уже на 4,2% дороже, чем в декабре. Подорожали сахар, яйца, рис, картофель, фрукты, овощи...
- Частичная изоляция может подтолкнуть рост ВВП, - считает Евгений Гаврилов. - Мы как часть мировой экономики переживаем не лучшие времена, а из-за повышения зарплат стали менее конкурентоспособными по отношению к нашим азиатским партнёрам. Стагнация -не самая опасная вещь, а вот сокращение ВРП - уже плохо. Мне кажется, русский менталитет позволяет максимально эффективно работать именно «на подвиг», когда отступать дальше некуда. Экономическая блокада -как раз из этой области.
В последние годы мы так привыкли к импорту, что возникают сомнения: смогут ли Россия и Воронежская область обеспечить себя даже самым необходимым? Если верить официальным отчётам, региональное сельское хозяйство нас прокормит. Зато, например, большую часть лекарств мы по-прежнему ввозим из-за рубежа.
- Импортозамещение продуктов питания идёт полным ходом, особенно через формирование большого рынка говядины и её переработки, - продолжает экономист. - А санкции откроют огромные перспективы для тех же овощей и фруктов и их переработки. Что касается фармацевтики, то, к сожалению, эта перспективнейшая отрасль остаётся недоинвестированной. Но паники у меня и здесь не возникает - европейцы могут добровольно сдать рынки тем же индийцам. За два-три года последствия ухода европейского капитала можно будет устранить.
Цифры
Чем торгуем с другими странами?
В 2013 году увеличился экспорт моющих средств (на 55,7%), парфюмерных, косметических средств (на 46,4%), каучука, резины и изделий из них (на 39,2%), удобрений (на 10,4%). 11,9% экспорта составляли злаки, 4,2% - жиры и масла животного и растительного происхождения, 2,8% - остатки и отходы пищевой промышленности, 2,6% -сахар и кондитерские изделия, 3,6% - реакторы ядерные, котлы, оборудование.
В 2013 году увеличились объёмы закупок из-за рубежа живых животных (в 1,5 раза), овощей и съедобных корнеплодов (на 18,1%), фруктов и орехов (в 1,5 раза), сахара и кондитерских изделий (в 21,3 раза), чёрных металлов (на 18,5%), инструментов, изделий из недрагоценных металлов (на 10,9%), реакторов ядерных, котлов, оборудования (на 10,2%), электрооборудования (в 1,3 раза). Снизились поставки молочной продукции (на 7%), злаков (на 13,9%), масличных семян и плодов (на 19,2%), остатков и отходов пищевой промышленности (на 12,1%), изделий из чёрных металлов (на 3,2%), оптических инструментов (на 14,7%).
Мнения
Назад к сотрудничеству
Дмитрий ЛОМСАДЗЕ, экономист, директор Центра межрегиональных исследований ВГУ:
- Я оптимистично наблюдаю за всем, что сейчас происходит, и не думаю, что ситуация будет ухудшаться. Мне кажется, мы пошли в обратную сторону в нашем диалоге со странами Евросоюза и США. Сценарий силового давления на Россию через санкции не срабатывает не потому, что они неэффективны, а потому, что диалог с Россией с позиции силы невозможен, ведь она не является прямым участником конфликта на Украине.
Сейчас состоится новый этап четырёхстороннего диалога, в рамках которого будет снято всё напряжение. Мы вернёмся к нормальному, традиционному взаимодействию с Западом. Это нельзя расценивать как чью-то победу. Просто усугубление этого конфликта не приводит к решению. И, мне кажется, все наши оппоненты это прекрасно понимают. Тем более бизнес-сообщества, которые не хотят прекращения совместных с россиянами проектов и лоббируют в национальных правительствах и политических кругах свои интересы.
Санкции не сработают!
Сергей РУДАКОВ, депутат-коммунист областной Думы:
- Во-первых, даже если связи с Западом разрушатся, мы выживем, и это будет иметь освежающее, очистительное значение, поскольку, наконец, начнём заниматься собственным производством. А во-вторых, ещё не известно, насколько разрушатся эти связи. Запад, я думаю, сам недооценивает, насколько глубокие корни пустила глобальная экономика. Все эти санкции будут давить на него же. Тем более что процесс единодушного отделения Луганска и Донецка от Украины настолько очевиден, что застопорить его никакими санкциями не удастся. Так что у этой кампании нет абсолютно никакой перспективы. Могут быть временные трудности, но, с другой стороны, это усилит нашу интеграцию с Китаем.
И наступит отрезвление...
Александра ГЛУХОВА, политолог:
- Истерия, которую у нас красиво называют «информационной войной», превысила все мыслимые пределы. Попытка показать, что российское руководство действует исключительно справедливо, и демонизация временного руководства Украины и Запада как агрессивной силы, мечтающей нам навредить, - абсолютное искажение.
В последнее время наше общество во многом приучено к потребительству, которое компенсирует отсутствие официальной идеологии. Это не позволяет рационально осознать происходящее и цену, которую нам всем придётся заплатить. Люди рассуждают: «Подумаешь, санкции! А мы развернём энергетические потоки на восток, в Китай!» Никто не утруждается найти информацию и поразмышлять: а насколько это возможно, а по какой цене Китай купит наши энергоресурсы, и не задушит ли он нас в объятиях? Пока проблема не дошла до каждого кошелька, будут преобладать ура-патриотические настроения. Мол, мы всем показали, что-то доказали... Это обывательская реакция, понятная на фоне последних лет, когда не было никаких зримых побед. А теперь - Олимпиада, Крым, такое счастье привалило!
Социологи уверяют, что такая реакция не бывает длительной. Это продолжается от месяца до полугода. Наступит отрезвление, когда люди увидят рост цен в магазинах и тарифов ЖКХ. Конечно, истерия вольно или невольно призвана отвлечь внимание населения от внутренних проблем, той же стагфляции. Посмотрите: все передачи начинаются и заканчиваются Украиной. Как будто в стране больше ничего не происходит! Причём экономический спад начался ещё до украинского кризиса. То есть санкции ещё даже не дали эффект. Я не говорю уже о возможном падении цен на нефть, ведь доходы от энергоресурсов пополняют бюджет больше, чем наполовину.
Официально
Себя обеспечим!
Анатолий СПИВАКОВ, руководитель департамента аграрной политики области, считает, что уровень развития АПК области таков, что даже если с Запада опустится «железный занавес», воронежское село сумеет обеспечить область необходимым объёмом основных продуктов питания.
По его словам, уровень 1990 года по объёмам производства зерновых культур практически достигнут, а по валовым объёмам сахарной свёклы и подсолнечника превышен. В 2013 году мяса произведено 228 тыс. тонн, куриных яиц - 519,5 млн штук. Впервые за историю Воронежской области сельскохозяйственные предприятия преодолели пятитысячный рубеж по надою молока на одну корову.
Юрий Голубь
АиФ-Черноземье, №21, 21 мая 2014 года.