Лучшие районы Воронежской области получат гранты
Муниципальным образованиям, достигшим в 2013 году лучших показателей развития, из бюджета Воронежской области выделят по пять миллионов рублей. Поскольку районов и городских округов в регионе более 30 и исходные позиции у них сильно различались, для оценки эффективности их разделили на группы.
Лидерами оказались город Нововоронеж, а также Рамонский, Бутурлиновский и Нижнедевицкий районы. Не последнюю роль в их достижениях сыграли удачно подобранные кадры, подчеркивал ранее исполняющий обязанности воронежского губернатора Алексей Гордеев. Так, в Нововоронеже нового главу администрации назначили менее двух лет назад—за этот срок обстановка поменялась кардинально. Аналогично развивалась ситуация в некогда передовом Бутурлиновском районе, которому с середины 1990-х, по мнению руководителя региона, хронически не везло с начальством. Сейчас в «аутсайдерах» Эртильский, Петропавловский и Поворинский районы. Причины их отставания предстоит выяснить в ближайшее время.
Как сообщил врио главы облдепартамента по развитию муниципальных образований Василий Тарасенко, в целом районы достигли целевых показателей эффективности, с помощью которых в регионе «замеряют» успешность работы местных властей. В частности, увеличились объемы инвестиций в основной капитал (в расчете на душу населения) и производства сельхозпродукции. Возросли расходы местных бюджетов на культуру И поддержку малого и среднего предпринимательства, а также количество услуг, оказанных в электронном виде. Кроме того, почти во всех муниципалитетах сократили очередь в детсады и увеличили долю улиц, освещаемых в темное время суток.
Решая, кому «присудить» грант, в правительстве региона учли мнение бизнесменов и представителей общественных организаций. Президент воронежской ТПП Юрий Гончаров и зампредседателя Общественной палаты области Любовь Шевлякова отметили, что местные органы власти стали быстрее реагировать на замечания и предложения «снизу».
С будущего года правительство области будет оценивать не только районы и города, но и поселения-райцентры. Их тоже разобьют по «номинациям», исходя из численности населения. Городские округа Нововоронеж и Борисоглебск попадут в одну группу с крупными райцентрами, а Воронеж поставят особняком. Не исключено, что награждать станут не только за первые, но и за вторые и третьи места. Таким образом, у местных чиновников появится дополнительный стимул «проявлять активность».
Если для относительно больших населенных пунктов такой грант — не слишком большая прибавка к бюджету, то села, даже малодотационные, рады любым бонусам. Всегда найдется локальный проект—от установки песочницы до расчистки сквера—на который можно потратить выигранную «копейку». Но случается, что трудности создает не столько нехватка средств, сколько дефицит полномочий. К примеру, в Русско-Буйловском поселении Павловского района сталкивались с ситуацией, когда деньги на постройку детсада в местном бюджете имелись, в отличие от права тратить их на эти нужды. И чтобы реализовать проект, местным властям пришлось прибегать к хитростям. В Айдаровском поселении Рамонского района указали на другой казус: когда функции по прописке и выписке граждан приняла на себя, в соответствии с федеральным законодательством, паспортно-визовая служба, людям пришлось из своих деревень ездить за бумажками в райцентр.
— Сотрудников на прием добавили мало, и начались очереди и неудобства. Больше всего пострадали жители Айдаровского, поскольку тут прописывается в год почти столько же народа, сколько в 14 остальных сельских поселениях района, — рассказал глава местной администрации Николай Фролов. — Мы бы взяли на себя эту работу — собственно, до недавнего времени мы ее и исполняли, когда не было официально указано, чьи это полномочия. Допустим, по четвергам выезжали на прием граждан за 25 километров в село Чертовицы, с которым нет автобусной связи: прописка, выписка, воинский учет, справки... Это можно в принципе делать и сейчас, если соответствующим образом оформить, чтобы не было «партизанщины» небольшие средства выделять содержание специального сотрудника, хоть на полставки. И взять отстрел бродячих собак: по закону это полномочия субъекта РФ, но люди-то нам на местах жалуются! То есть и эту функцию целесообразно «передать на муниципальный уровень, обеспечив финансированием.
Прямая речь
Алексей Гордеев, и. о. губернатора Воронежской области:
— Муниципальный уровень власти находится в начале становления. Проблема не только в том, что там нет своей экономической базы и финансовых ресурсов, но и в кадрах. Увы, на системе госуправления ярко отразилась деградация личности, идущая в нашем обществе на протяжении последних 20 лет. Самое сложное — найти профессиональных, инициативных и главное — порядочных людей. У нас не выстроены институты, которые позволяли бы защищать интересы общества и конкретного гражданина, поэтому ключевую роль приобретает любой начальник, даже на уровне сельского поселения. Мы пошли на то, чтобы главы администраций районов ежегодно проходили учебу на базе филиала Академии народного хозяйства и госуправления. Раз в три года повышение квалификации проходят главы сельских поселений. Известные ученые читают лекции, руководители органов исполнительно власти проводят семинары.
Татьяна Ткачева
Российская газета, №129, 10 июня 2014 года.