Сегодня исполняется 65 лет Александру Соловьеву. «ВК» поздравляет юбиляра и желает ему новых достижений в работе на благо нашей области. В канун юбилея известный в регионе политик, бизнесмен, общественный деятель рассказал корреспонденту «ВК» о жизненном пути, об экономических и общественных перспективах области.
- Александр Кириллович, ваша трудовая биография удивляет разнообразием сфер деятельности, в которых вы себя проявили. А есть ли в этом разнообразии, на ваш взгляд, какая-то логическая последовательность?
- Я в большей части своих передвижений логики не вижу, кроме последних лет, связанных с экономикой и управлением регионом. А до этого… Судьба - не судьба, скорее требование времени и общества. Все предложения исходили не от меня, мне предлагали работу, о которой я не мечтал. Когда был рабочим, мечтал стать мастером, но не задумывался о комсомольской работе. Поступило предложение - я его принял. Это выработанная черта характера: подчинится обществу, если оно направляет тебя туда, где ты будешь более полезен. Не всегда это отвечало моим чаяниям. С завода я не хотел уходить в горисполком. Мое мнение выслушали, но решение о переводе состоялось, и я ему подчинился. Можно назвать это дисциплинированностью, можно - пониманием ответственности. Это в последнее время мы вольны распоряжаться своей судьбой, а раньше… Еще будучи рабочим, я вступил в КПСС. Партия говорила «надо», и я подчинялся партийной дисциплине. Поэтому никакой логики нет в том, что я, имея экономическое образование, работал начальником ОТК, начальником цеха, заместителем начальника производства. То есть там, где требовалось техническое образование. А потом, не имея практического опыта экономической работы, стал заместителем председателя - председателем плановой комиссии Воронежского горисполкома.
- Вы уже упомянули об одной черте своего характера - умении подчиняться общественным интересам. Какие другие черты характера, заложенные в семье, школе, армии, вузе, на заводе, позволяли вам на том или ином жизненном этапе достигать профессионального мастерства, осваивать новые для вас участки работы?
- Я очень сожалею, что в связи с изменением нашего строя потеряны очень хорошие устои жизни, на которых не только я воспитывался, но и все мое поколение. В школе мы получали удостоверение механизатора, имели опыт работы в поле, уже учились сами зарабатывать деньги. В семье был круг обязанностей с самого маленького возраста: принести дрова для печки, наносить воды, полить. Качество, которое присуще многим людям моего поколения - трудолюбие не по обязанности, а по желанию. Все новое и интересное меня зажигало, поэтому появились такие черты, как целеустремленность, желание добиваться высоких результатов. Если я что-то должен сделать, всегда думаю, как это сделать быстрее и лучше. Целеустремленность воспитывалась на мелочах. Воду для полива я должен носить за 250 метров. По одному-два ведра - долго. Я брал коромысло и третье ведро в руку. Таким образом получал свободное время. В простых вещах вырабатывалось понимание, что человек может добиться результатов, которых он поначалу не может представить. Но если жизнь ставит задачу, а ты хочешь ее решить и не пасуешь, то серьезных успехов можно достичь. Таким образом решаются задачи, которые кажутся неразрешимыми.
Еще одна важная черта - правдивость. Нельзя обманывать, нельзя брать чужое - это воспитывалось с рождения. В детстве, которое прошло селе Манине Калачеевского района, мне была привита большая любовь к земле. Биологию нам преподавала учительница Федосова, научила всем работам в саду и на огороде, научила ценить и любить землю.
- Насколько опыт комсомольской и партийной работы советского времени пригодился вам, когда страна перешла на рыночную экономику?
- Комсомол выработал привычку управлять людьми без приказного тона, силой убеждения. Приказом нельзя мобилизовать молодежь на хорошие дела, а в мое время комсомол занимался хорошими делами: посадкой деревьев, оказанием помощи в строительстве и другими. Это были конкретные дела. Комсомол развил умение вдохновлять людей. Что касается партийной работы - то была работа с кадрами, по воспитанию руководителей. Мне было интересно, хотя происходило это на закате советского строя, в атмосфере потери уважения к партии и недовольства происходящим в стране.
Но большая часть моей трудовой деятельности - это хозяйственная работа. И в перестроечные годы, и при рыночной экономике опыт этот опыт мне пригодился. Я отвечал за развитие экономики города, различных отраслей промышленности, нового тогда кооперативного движения. Создавались первые кооперативы: по производству колоколов, по изготовлению шлакоблоков, деревообрабатывающие центры. Люди проявляли потрясающий энтузиазм, стремились раскрыть свои таланты. Формировались первые элементы понимания того, что ты собственник: не все государственное или колхозное - есть мое, которым я качественно должен заниматься. Опыт организации кооперативного движения, создания малых предприятий новых форм собственности и пригодился при смене строя.
- Вы один из немногих, кто хорошо знает положение в экономике региона…
- Регионов…
- Согласен, но меня в данном случае интересует Воронежская область. Какие, на ваш взгляд, есть у нас резервы развития экономики, пока не использованные в силу различных обстоятельств?
- Когда задается такой вопрос, все хотят услышать рецепт. Однако рецепт дальнейшего оздоровления экономики региона дать сложно. К сожалению, все во многом зависят от государственной политики. И чаще всего речь может идти о тех ресурсах, которыми владеет наш регион, о том, как максимально их использовать. В нашей области это прежде всего природные черноземы. Поэтому для нас актуальны повышение эффективности агропромышленного комплекса, более серьезное развитие переработки, примыкающих к растениеводству отраслей: кормопроизводства, мясного животноводства. Я должен отметить, что за последние четыре-пять лет здесь сделан очень серьезный прорыв, о котором мы раньше и не мечтали. Если раньше какой-нибудь председатель добивался урожая пшеницы в 25 - 30 центнеров с гектара, то он становился Героем Соцтруда, а сегодня уже можно назвать десятки хозяйств, где получают урожай 50 - 60 - 70 центнеров с гектара. Колоссальные успехи достигнуты в свекловодстве. Появились серьезные комплексы по выращиванию крупного рогатого скота, птицеводческие предприятия. Наше областное правительство здесь абсолютно на верном пути, экономически и организационно поддерживая все эти направления. Еще одно новое направление - развитие мелиорации. Это очень важно на фоне неустойчивых погодных условий. Происходит реализация упущенных ранее возможностей в развитии садоводства, производстве овощной продукции.
Кроме чернозема у нас есть другие природные богатства. Все это нужно использовать во благо людей. Безусловно, с соблюдением всех мировых требований по экологии, чтобы не нанести вред ни земле, ни здоровью людей. И сегодняшние технологии абсолютно позволяют.
Если говорить о городской экономике, то Воронеж в свое время заслуженно имел высокую оценку по уровню развития машиностроения, оборонно-промышленного комплекса, товаров народного потребления. Естественно, с потерей оборонных заказов основные предприятия попали в тяжелейшее положение. У меня на этот счет появился большой оптимизм в связи с последним выступлением Владимира Владимировича Путина на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Тяжелейшее положение наших собратьев на Украине заставило нас прозреть, осознать необходимость восстановления нашей промышленности, оборонного комплекса. Очень верно поставлены задачи по импортозамещению, выходу из зависимости от чужих экономик. Продовольственная безопасность для России по большому счету обеспечена. Мы в этом отношении готовы пережить любые катаклизмы, которые нам будут устраивать «друзья» за рубежом. Хотя и в этом отношении, по словам президента, нам есть куда двигаться. Но мы с вами уже о перспективах воронежского АПК говорили. А вот в части производства сельскохозяйственной, машиностроительной и другой техники, конечно, мы очень отстали. Но у нас был очень хороший потенциал. Поэтому считаю, что для Воронежа открывается колоссальная возможность восстановления нашей промышленности. Здесь есть отраслевые предприятия с хорошим уровнем конструкторских кадров, инженерных служб и еще не потерянными навыками производства сложной техники. Поэтому в вопросах развития производства импортозамещения город в дальнейшем может сделать серьезный рывок.
Развивать оборонный комплекс нас заставляет жизнь, понимание того, что у нас не однополярный, а многополярный мир и мы должны заботиться о безопасности государства. Наш город наиболее подготовлен решать эту серьезную государственную задачу.
Третье направление, связанное с первыми двумя, - развитие малого бизнеса, то есть вовлечение в производство людей, их способностей, интеллекта на основе вложений частного капитала. Наши предприятия были целыми государствами, они делали все - от болтов до ракетного двигателя. Сегодня, если объединить усилия многих предприятий, мы придем к выводу: чтобы снизить затраты, себестоимость, быстрее восстановить промышленность, нам нет необходимости на каждом заводе делать все подряд. Нам нужно вычленить и через малый бизнес создать предприятия, которые будут выполнять заказы крупных производителей. Они будут ориентированы на механообрабатывающее производство, на выпуск продукции из пластика, гальваническую обработку, литейное производство из цветных и черных металлов.
Сегодня у Воронежа появился серьезный резерв для того, чтобы в конечном счете улучшить жизнь людей - это зарплаты, это пополнение бюджетов, это финансирование социальных программ. Экономика - основа всего. В том числе для каждого отдельного человека: есть деньги - есть квартира, есть возможность пользоваться платными услугами. Поэтому если мы сможем не потерять время и войти в режим решения задач, вставших сегодня перед нашим государством, это шанс для экономики Воронежа. Надеюсь, с пути решения этих задач Россия не свернет.
Кстати, меры по развитию малого бизнеса в нашей области мы планируем рассмотреть на пленарном заседании Общественной палаты.
- Вот так мы подошли к вашей сегодняшней деятельности. А чем вы руководствовались, когда согласились возглавить Общественную палату Воронежской области?
- Вы помните, что я имел определенный вес в политической жизни региона, а потом отошел от этого, потому что не люблю делать бессмысленные вещи, терять время на показуху. Но с приходом к руководству областью Алексея Васильевича Гордеева, опытнейшего хозяйственника, я почувствовал, что мой опыт нужен губернатору. Самое главное, я увидел, что его устремления и те меры, которые он принимает, направлены на развитие нашей области, на то, чтобы догнать упущенное нами по времени и осуществленное нашими соседями. Ему удается это делать. Поэтому для дальнейшей консолидации усилий власти, бизнеса и населения Воронежской области я дал согласие возглавить Общественную палату. Мы нацелены на решение тех задач, которые ставит общество. И если власть, руководство региона делает все верно, наша задача помогать ему; если есть какие-то отклонения, что-то не устраивает общество - мы должны подсказать. К моему удовлетворению, нашу власть критиковать особо не за что. Нам нет необходимости становиться в оппозицию. Интереснее работать в конструктиве, чем-то помочь, что-то подсказать, содействовать решению поставленных задач.
- А каковы механизмы решения задач, которые ставит общество?
- У нас в палате 12 комиссий по различным направлениям деятельности, начиная от нравственности и духовности и до экономического развития и инноваций. Мы рассматриваем наиболее существенные, по мнению членов Общественной палаты, вопросы.
В каждом районе есть своя Общественная палата. Ее представители общаются с населением, подсказывают нам, какие есть наиболее болезненные вопросы. К сожалению, часто связь с населением осуществляется только там, где задеты чьи-то личные интересы. Но это не наша функция - каждую жалобу рассматривать. Нам важны вопросы, которые затрагивают интересы общества.
На комиссиях или пленарных заседаниях мы рассматриваем эти вопросы, слушаем отчеты руководителей профильных департаментов областного правительства. Мы не стараемся дать оценку их работе, а вовлекаем в решение проблем широкий круг заинтересованных лиц, помогаем принять более верное решение. Помогаем снимать проблемы, хотя наша эффективность в этом далеко не достаточна. 50 человек - это не армия, это - меньше роты.
Мы поднимаем вопросы перед губернатором. Скажем, такой, как состояние борьбы с наркоманией. В ближайшее время, как я уже сказал, будем рассматривать пути развития малого бизнеса. Отрадно, что Алексей Васильевич интересуется деятельностью Общественной палаты, как правило, приходит на наши заседания. Я как председатель палаты и все руководители комиссий присутствуем на заседаниях областного правительства. Председатели комиссий принимают участие в рассмотрении на заседании правительства вопросов, входящих в их компетенцию. Основные законы, которые рассматриваются областной думой, нам направляют на экспертизу.
Мы - объединение людей, которые занимаются различными видами деятельности и хотят улучшить жизнь.
Нам доверено участвовать в экспертизе и оценке деятельности глав районов. Собираем информацию об их деятельности и доводим до губернатора. И при рассмотрении кадровых вопросов он очень внимательно учитывает наши предложения. Ряд глав районов, которых мы посчитали занимающими не свое место, уже ушли со своих постов. Мы принимаем участие в контроле законности и соблюдения прав человека. Направляем своих наблюдателей туда, где нарушения законности возможны. Так было в 2010 году, когда мы посчитали, что помощь погорельцам может попасть не в те руки, в которые предназначалась.
- Боле трех лет вы сочетали работу председателя Центрально-Черноземного банка Сбербанка России с руководством Общественной палатой. Почему выбор в конце концов был сделан в пользу общественной деятельности?
- Мне этот вопрос часто задают. Спрашивают, почему бросил банк. Банк бросил, потому что возраст соответствующий подошел. К 65 годам я решил завершить работу в банке. Сделал это на несколько месяцев раньше, потому что банк нельзя бросать среди лета. Его надо оставлять или в конце или в начале года. Это связано с заботой о коллективе, о дальнейшем существовании банка. Переход должен быть наименее болезненным. В начале года идут планирование, постановка задач.
Я не бездельничаю и рад, что мой опыт нужен не только в Общественной палате. Со мной продолжают работать крупные предприятия не как с председателем банка, а как с человеком, имеющим серьезный опыт управления. Мне приходилось работать в критических ситуациях, выводить предприятия из банкротства. Так что мой опыт, помогающий найти более правильное и разумное решение в той или другой отрасли, сегодня востребован, и я рад этому. А палата - это общественная работа, я ею с удовольствием занимаюсь. Денег я за нее не получаю, так же как и остальные члены Общественной палаты.
- А каким вы видите будущее Общественной палаты Воронежской области? Чего ей не хватает, на ваш взгляд, сегодня?
- Вы затронули очень серьезный вопрос, который касается не только деятельности Общественной палаты, но и общественных формирований, политических партий, других организаций. Они, как правило, активизируют свою деятельность в период выборов. Тогда мы их видим, слышим о них. Так вот, в Общественной палате мы принципиально не занимаемся выборными делами. Мы считаем, что конструктивно должны работать в русле текущей деятельности. Я пытаюсь Общественную палату нацеливать на решение насущных проблем, не работать на политику, на имидж, на авторитет человека во власти. Удовлетворение мы получаем от конкретных дел. Я, конечно, хочу, чтобы эффективность работы Общественной палаты была выше. Для этого нужно, чтобы ее члены были более профессиональными, имели многопрофильные знания для того, чтобы участвовать в жизнедеятельности региона. В палате должно быть больше людей, имеющих и жизненный, и профессиональный опыт. Важно понимание реалий, в которых люди работают сегодня. Я ценю опыт пенсионеров, но многие из них оторваны от реалий. В палате должны быть люди, которые своими руками уже многое сделали в бизнесе, в производстве, на земле, в общественной деятельности. Эффективность Общественной палаты будет выше, если над ее следующим составом серьезно поработают: будут выдвигать туда людей, конструктивно мыслящих, а не по старым заслугам. Поэтому не обижусь, если скажут: «Александр Кириллович, ты уже пенсионер, отдыхай, занимайся своими делами».
- Это, Александр Кириллович, вряд ли, ваш опыт просто необходим.
Вячеслав Волдочинский
Воронежский курьер, №44, 10 июня 2014 года.