Воронеж. 11.06.2009. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Это интервью с председателем Воронежской городской Думы Александром Никитовичем Шипулиным состоялось накануне его Дня рождения и за месяц до начала парламентских каникул. Понятно, что с сентября для парламентариев начнется самая напряженная пора – работа над нормотворческими документами, в том числе над бюджетом 2010 года, работа над реализацией наказов избирателей на округах осложнится началом предвыборной кампании. Выборы депутатов в городскую и областную Думы пройдут в марте 2010 года. Поэтому наш первый вопрос – о том, останется ли система избрания депутатов прежней или подвергнется изменениям.
- Сейчас на повестке дня вопрос о том, подвергнется ли изменению система формирования представительного органа власти. Выборы депутатов гордумы должны состояться уже в марте 2010 года. В какой стадии сейчас находится проработка этого законопроекта? Какие варианты обсуждаются? Какой из них наиболее вероятен и почему?
- Сегодня, согласно действующей системе формирования представительного органа власти, интересы избирателей в Воронежской городской Думе представляют 36 депутатов от 18 двухмандатных избирательных округов. В этом году, в связи с изменением федерального законодательства, возросшей роли партий и общественных организаций, обсуждалось несколько вариантов, в том числе организация выборов по пропорциональной и по смешанной системе. Сегодня рассматривается три варианта системы формирования представительного органа власти, проходят консультации. И в ближайшие недели один из этих вариантов будет озвучен. Скорее всего, выборы в Воронежскую городскую Думу будут проходить по мажоритарным округам. Из анализа многочисленных опросов общественного мнения следует, что мажоритарные выборы в местные представительные органы являются наиболее актуальными для избирателей. Для них депутат по округу является человеком, которого можно спросить за результаты его работы, к которому можно напрямую обратиться по самым важным и болезненным для округа проблемам.
- Бюджет Воронежской области на нынешний год урезан почти на четверть. Насколько сокращены доходы и расходы города? За счет чего произошли эти сокращения?
- Важнейшим качеством бюджетной политики Воронежской городской Думы стал переход от планирования затрат к планированию результатов по стратегическим направлениям городского хозяйства. Результатов, при которых город будет иметь шанс к развитию, невзирая на последствия кризиса. Поэтому, даже несмотря на корректировку бюджета в апреле 2009 года, принцип перспективного планирования сохранен. Сокращению не подверглись статьи социальной направленности, раздел «благоустройство», объекты капитального строительства с высокой степенью завершенностью и наличием софинансирования из областного и федерального бюджетов, а также статьи, связанные с ЖКХ. В первую очередь речь идет о внедрении энергосберегающих технологий, установке приборов учета, что позволит жителям платить только за реально потребленные услуги.
В полном объеме были учтены выплаты заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы. Остались неизменными зарезервированные средства на увеличение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с переходом на новую систему оплаты труда, оплата коммунальных услуг учреждений бюджетной сферы, оплата питания, медикаментов, социальные выплаты, расходы на проведение неотложных аварийных работ и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, субсидии малоимущим гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг.
За счет средств городского бюджета в рамках реализации муниципальной целевой программы «Развитие дошкольного образования городского округа город Воронеж на 2008-2011 г.г.» предусмотрено проектирование 2-х детских садов на ул. Ростовской и в пос. Подклетное. Запланированы расходы для софинансирования объектов и мероприятий по реализации соответствующих целевых программ за счет средств федерального и областного бюджетов. Это - строительство 2-х школ по ул. 9 Января и бульвар Победы; строительство поликлиники по ул. Машиностроителей; реализация программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведение капитального ремонта многоквартирных домов; развитие коммунальной инфраструктуры городского округа в целях жилищного строительства; приобретение квартир молодым семьям в рамках муниципальной целевой программы «Молодой семье - доступное жилье».
Согласованный большинством депутатов и мэрией вариант корректировки, утвержденный 8 апреля на 66-м заседании городской Думы, выглядит следующим образом: доходная часть бюджета составляет 9,980 млн, расходная – 10,726 млн, дефицит – 745 млн рублей или 9,21%. 20 мая в ходе 68-й сессии Воронежской городской Думы депутаты одобрили очередную корректировку бюджета.
Согласно ей, 43 287 тыс. рублей направлено на приобретение коммунальной техники, а также подвижного состава муниципального транспорта в рамках участия в федеральной программе. На 83 429 тыс. рублей увеличится софинансирование реализации на территории Воронежа программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья – в связи с увеличением нормативов общей площади жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Еще 10 млн рублей будет израсходовано на приобретение в муниципальную собственность врачебной амбулатории в микрорайоне Тенистый.
Данная корректировка стала возможной за счет увеличения доходной части бюджета на 83 429 тыс. рублей по неналоговым доходам, в частности отчислениям на развитие инфраструктуры, а также за счет перераспределения расходов по целевым статьям. Дефицит бюджета остался без изменений.
- Одной из первых инициатив губернатора Алексея Гордеева стала ревизия областной, а затем и муниципальной собственности. Каким образом в этом процессе участвует городская Дума? Что сделано на сегодняшний момент?
- В настоящее время по рекомендации губернатора Воронежской области Алексея Гордеева для придания позитивной динамики в вопросах эффективности управления муниципальной собственностью и контроля за ее использованием мэрией и горДумой создана совместная комиссия по комплексной ревизии сохранности и целевому использованию муниципального имущества.
Надо подчеркнуть, что ответственный подход к работе с муниципальной собственностью, продемонстрированный городскими властями под руководством Сергея Колиуха, помог ряд МУПов не только спасти от банкротства, но сделать прибыльными. Так, МУП БПХ «Чайка», которое в 2007 году было убыточным, в 2008 году сработало с прибылью. Чтобы оздоровить муниципальные транспортные предприятий ПАТП-4 и ПАТП-5 Дума приняла решение об их реорганизации и присоединению к МУП «Воронежпассажиртранс». Городской Думой и администрацией постоянно ведется работа по идентификации городской собственности для регистрации права муниципальной собственности в УФРС Воронежской области, об утверждении границ объектов, передаваемых в муниципальную собственность (детские сады города, предприятия коммунального хозяйства, объекты социально-культурного, культурно-бытового назначения, нежилые помещения, бесхозные инженерные коммуникации). Всего за 2008 год принято более 40 решений Воронежской городской Думы по оформлению объектов муниципальной собственности.
На последней сессии депутаты утвердили проект решения «О сдаче в аренду муниципального имущества». Настоящий документ предусматривает, в соответствии с федеральным законодательством, сдачу в аренду только на торгах, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, и только по рыночным ставкам, определенным на основании отчетов об оценке рыночного размера арендной платы, выполненных независимыми оценщиками в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Также данным решением предусмотрены особенности сдачи в аренду зданий и сооружений – памятников истории и культуры.
На последней сессии – 10 июня – депутаты утвердили проект решения Воронежской городской Думы «О внесении в порядке законодательной инициативы в Воронежскую областную Думу проекта Закона Воронежской области «О внесении изменений в Закон Воронежской области от 31.12.2003 №74 –ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области». Это решение принято в целях недопущения распоряжения объектами нежилого фонда, находящимися в муниципальной собственности, без разрешения специально уполномоченного исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, а также недопущения использования объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности, без надлежаще оформленной документации либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания.
- Депутаты городской Думы вот-вот уйдут на каникулы. Оцените результаты работы этого сезона – что удалось сделать, что нет и почему? Что предстоит сделать в новом и последнем для нынешнего состава депутатов сезоне?
- В 2008 году городской Думой были приняты Правила благоустройства, в которые было внесено более 30% предложений, разработанных общественным советом по ЖКХ при председателе городской Думы. Пути реализации этих Правил разработаны и утверждены рядом постановлений главы города. Идет работа над проектами комплексной реконструкции главных городских магистралей. В апреле 2009 года на 66-м заседании Воронежской городской Думы депутаты одобрили создание новой структуры – районных комбинатов благоустройства. В настоящее время мэрия объявила об аукционе на право заключения муниципального контракта на поставку коммунальной дорожно-уборочной техники на сумму до 22 млн рублей. Началась разработка генеральной схемы очистки города. В областную Думу депутаты направили в рамках правотворческой инициативы проект внесения изменений в областной Закон «Об административных правонарушениях», которые предполагают создание в городе административных комиссий, которые станут важным инструментом осуществления контроля по соблюдению требований, определенных Правилами.
Таким образом, городской Думой инициируется создание базы для системного решения вопросов, определенных Правилами благоустройства. Считая, что чистота на улицах города зависит не только от коммунальных служб, но и от каждого жителя, депутаты, несмотря на сокращение расходов бюджета, активно участвуют в месячнике по благоустройству, наводят порядок во дворах и парках, решают вопросы по благоустройству внутриквартальных территорий. Кроме того, сегодня проведена инвентаризация бесхозных территорий городского округа, из проинвентаризированных 244 территорий определено 213 зеленых зон. Сегодня идет работа по определению границ территории этих зон, постановке их на кадастровый учет и закреплению за ними ответственных за уборку и благоустройство.
Депутаты Воронежской городской Думы также приняли решение «О внесении в порядке законотворческой инициативы в Воронежскую областную Думу проекта закона Воронежской области «О внесении изменений в закон Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», который был разработан для того, чтобы повысить эффективность административных методов воздействия на нарушителей природоохранного законодательства. Суть его заключается в увеличении суммы административного штрафа за нарушения природоохранного законодательства, который налагается на граждан в размере от 500 до 2000 рублей, на должностных лиц – от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц – от 3000 до 20000 рублей. Дело в том, что на сегодняшний день суммы штрафов по сравнению с другими статьями закона являются необоснованно низкими, а ущерб, причиняемый нарушителями, может быть существенным, поэтому и требует адекватной ответственности.
- Наверное, самой большой головной болью для городских властей стала реформа ЖКХ, по неудачному стечению обстоятельств наслоившаяся на кризис. Удалось ли реализовать поставленные федеральным законодательством задачи, и при этом, учитывая экономическую обстановку, по максимуму уменьшить удар для населения с небольшими доходами?
- В условиях перехода на 100%-ную оплату услуг ЖКХ депутаты городской Думы совместно с мэрией позаботились о защите населения с небольшими доходами. На субсидии могут рассчитывать воронежцы, расходы на коммунальные услуги которых превышают 15% совокупного дохода, и одинокие пенсионеры, расходы на коммунальные услуги которых превышают 10%. Помимо того, утвержден целый список категорий граждан, которые также могут рассчитывать на субсидии, – в зависимости от этажности жилого дома, компании-поставщика тепловой энергии и др. В городе открыто 28 пунктов по оформлению субсидий. Кстати, еще один пункт в ближайшее время откроется по адресу: ул. Ростовская, 50. Открытие этого пункта в районе левобережной промышленной зоны, где проживают работники «Рудгормаша» и Шинного завода, люди, которые наиболее пострадали от кризиса, свидетельствует о том, что городская Дума и мэрия планируют на шаг вперед, так как в семьях, проживающих на указанных территориях, снизился совокупный доход, и значит, большее количество воронежцев получат право на оформление субсидий.
Сегодня на рынке услуг ЖКХ главными действующими лицами стали собственники жилья и управляющие компании или ТСЖ. Вопросы ЖКХ должны рассматриваться между указанными основными игроками в рамках договорных отношений. К сожалению, собственники не знают своих прав, управляющие компании не подготовлены технологически и юридически, чтобы отстаивать интересы собственника в спорах с поставщиками услуг. Для методологической помощи управляющим компаниям и ТСЖ, особенно в вопросах, связанных с расчетами с поставщиками услуг, по инициативе городской Думы и мэрии организованы тематические «круглые столы» и инициировано создание специального экспертного центра. При поддержке общественного совета по реформированию ЖКХ активизируется диалог между собственниками жилья и ТСЖ и управляющими компаниями.
Главная цель городских властей в том, чтобы жители платили только за реально полученные услуги. Первое направление в этой сфере – широкое применение ресурсосберегающих технологий. Думой совместно с администрацией города была разработана программа энергосбережения, в которой предполагается софинансирование работ по приобретению и установке общедомовых приборов учета потребленной электроэнергии. Несмотря на корректировку, сумма в 49 млн рублей, заложенная на исполнение данной муниципальной программы, осталась в бюджете. Из этой суммы 29 млн рублей будет направлено на установку общедомовых счетчиков электроэнергии. Мной достигнута договоренность с руководством МУП «Водоканал Воронежа» об установке за счет средств указанного предприятия в 2009 году 500 общедомовых счетчиков потребления воды. Вместе с тем существуют ситуации, когда при установке общедомовых счетчиков жители платят не меньше, а больше за поставленные услуги. Анализ организационных и технических причин этого и путей их устранения был сделан на заседании общественного Совета по реформированию ЖКХ при председателе городской Думы. В частности, такая ситуация возможна, когда рециркуляция горячей воды в доме нарушена. Проанализировав эту ситуацию, общественный совет по ЖКХ при председателе Воронежской городской Думы рекомендовал ТГК-4 и «Воронежтеплосети» предоставить графики восстановления рециркуляции воды. Такой документ уже разработан ТГК-4, в ближайшее время этот документ общественному совета представит и МУП «Воронежтеплосеть».
На прошлой неделе в Воронежской городской Думе прошли Общественные слушания по проблемам ЖКХ. В форуме приняли участие председатель общественного Совета при Федеральной службе тарифов РФ Олег Алексеев, зам.начальника Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса ФСТ России Леонид Алексеев, председатель комиссии по топливно-энергетическому комплексу Воронежской областной Думы Иван Лачугин, руководитель управления по государственному регулирования тарифов области Николай Решетов, депутаты городской и региональной Дум, представители мэрии Воронежа, управляющих компаний и поставщиков коммунальных ресурсов. На общественных слушаниях речь шла о том, как, во-первых, сделать понятными и доступными для населения те цены, которые выставляют за свои услуги поставщики коммунальных ресурсов. А во-вторых, - каким образом выстроить механизм, позволяющий влиять на них в случае либо завышения этих цен, либо при оказании некачественных услуг. Чтобы решить проблему прозрачности формирования тарифов и открытости информации поставщиков услуг, недостаточно усилий на уровне городской власти. Необходимы совместные действия муниципалитета, региона и федеральных структур.
Как подчеркнул в ходе слушаний председатель общественного Совета при ФСТ РФ Олег Алексеев, прошедший форум – это начало работы по налаживанию диалога между органами регулирования тарифов, муниципальной и государственной властью, жильцами, управляющими компаниями и поставщиками энергоресурсов. Люди, получая счета, не должны тревожиться и не понимать, почему у них в жировках стоят те, а не иные цифры. И, кроме того, жильцы должны быть уверены – если им будут оказаны некачественные услуги, они будут платить за них уже меньше. Первый шаг в этом направлении – регулярное, открытое общение всех заинтересованных сторон. Второй: это практическая реализация закона о раскрытии информации. Уже в этом году он вступит в силу, и все организации, которые являются объектом регулирования, должны будут представлять свою информацию в публичном доступе. Люди должны получить возможность просто открыть сайт и найти там ответы на все свои вопросы по поводу того, по какой цене оказывается услуга, и почему сложилась именно она.
ГорДума приняла также более 10 важнейших муниципальных целевых программ, в первую очередь социальной направленности. Одна из них - «Развитие образования городского округа город Воронеж на 2009-2012 годы». Общий объем денежных средств, направляемых на реформу системы образования из бюджетов различных уровней, превышает 2,6 млрд рублей. Программа «Развитие муниципального здравоохранения городского округа г. Воронеж на 2008-2013 г.г.» подразумевает, в частности, строительство и реконструкцию городских поликлиник и больниц, врачебных амбулаторий в пригородных поселках. На эти цели запланировано почти 3 млрд рублей из бюджетов всех уровней.
В этом году в границы городского округа были включены территории 22 пригородных сел и поселков и начата комплексная программа по модернизации инженерных сетей, ремонту дорожного покрытия, поддержке социальных объектов. Эта работа продолжится и после парламентских каникул. Наша общая задача – сделать проживание людей в этих новых уже городских микрорайонах максимально комфортным. Жители должны быть обеспечены должным образом социальной и инженерной инфраструктурой.
Подготовила Татьяна Карабут