Воронеж. 25.06.2014. ABIREG.RU – Эксклюзив – Реконструкция синагоги Воронежа, появление еще одной в районе области, расширение еврейской общины – результат, которого удалось достигнуть за последние несколько лет новому раввину города. О том, кто помогает воронежским евреям приобщаться к культуре и религии, о своем видении взаимодействия религиозной организации, прихожан, бизнеса и власти поделился в эксклюзивном интервью «Абирегу» главный раввин Воронежской области Авигдор Носиков.
- Расскажите, что сейчас представляет собой еврейская община? Как работает синагога, кто ее посещает?
- Община представляет собой несколько кругов людей. Есть внутренний круг, около 50 человек из Воронежа и еще несколько из области – люди, которые живут общиной, а она живет ими. Они находятся тут практически каждый день или час. Есть более широкий круг, так называемых интересующихся. Их несколько сотен человек. Эти люди являются некой опорой общины, но не фундаментом. Они приходят, пользуются услугами общины, начиная с религиозного богослужения через исполнение заповедей и заканчивая инфраструктурой – кошерное питание, ритуальное обмывание после определенных жизненных ситуаций, образование, уроки, индивидуальные занятия и т.д. И третий круг, 1,5-2 тыс. человек – евреи, которые живут в Воронеже, осознают себя евреями, но соприкасаются с общиной очень редко – по большим праздникам, годовщинам родителей, похоронам и т.д. И есть потенциальный четвертый круг людей, которые даже не знают, что они евреи. Его размер определить сложно.
Что из себя представляет синагога? В моем видении это некий духовный маяк. Каждый индивидуум – это точка света, который иногда задувает ветер, а синагога – место, где можно подзарядиться. Она предоставляет и услуги, и инфраструктуру – платформу для тех, кто хочет духовно и культурно подкрепиться и делать хорошие дела. Не только в плане молитвы, но и обрядов. Под нашей крышей находится благотворительная организация, которая попечительствует более четырем тысячам человек в четырех областях. Есть волонтеры, которые помогают пожилым людям, привозят им еду, ухаживают за больными. Мы даем некий плацдарм, платформу и духовный маяк. Кстати, недавно открылась вторая синагога в поселке Высокий Таловского района, где проживают проповедующие иудаизм русские.
- Там это исторически сложилось?
- В 1922 году там было образовано 2 колхоза или совхоза – Ильинка и Высокий. Они были образованы жителями двух сел – Тишанка и Озерки. Как туда люди попали, не знаю, но у них существует вековая традиция соблюдения этих обрядов и плотного взаимодействия с еврейскими общинами. Даже вступление в брачные связи происходит с представителями общины. В русском понятии еврейский и иудейский типы отличаются. На самом деле человек, принявший иудаизм – часть народа, часть религии, без градации на происхождение.
- Т.е. человек может принять иудаизм без родословной?
- Да, у нас такое бывает. В Еврейской традиции это действо принятия иудаизма называется гиюр. В Москве почему-то называют Воронеж «фабрикой гиюра» - говорят, отсюда очень много гиюров. Я стараюсь не отказывать людям, которые приходят. В других общинах больше ставят акцент на том, чтобы заниматься евреями, а остальные «пусть сидят сбоку и не мешают».
- Вот эти 4 тыс. человек, о которых вы заботитесь, это как-то называется в иудаизме?
- Хесед. На иврите это милосердие.
- Вы по какому принципу отбираете, кому помогать? Вновь прибывшим?
- Так как деньги, поступающие на непосредственную помощь людям ограничены и в количестве, и условиями фонда Джоинт, из которого они поступают к нам, мы не можем помочь всем. Помогаем евреям, родственникам евреев, вдовам или вдовцам и членам их семей по критерию, который для программ помощи общий по всей России. Это либо пенсионный возраст, либо инвалидность или состояние здоровье, отдельная компенсация через правительство Германии - узникам Гетто. Есть комиссия, которая обсуждает исключения.
- Я недавно читал историю евреев, знаю про все особые качества народа. Вы хотите сказать, что у нас есть 4 тыс. бедных евреев по Черноземью?
- Бедный – это не тот, у кого мало, а тот, кому нечем поделиться. Говорят, что богат тот, кто счастлив с тем, что у него есть. Мы помогаем, в первую очередь, пенсионерам и инвалидам, заработок которых оставляет желать лучшего. Надо полагать, что большинство из них заслуживают материальную помощь.
- Есть какие-то условия, наследуют квартиры и другое имущество?
- Нет, конечно. Это благотворительная помощь.
- Считается, что у евреев сильна предпринимательская жилка, за счет которой они становятся богаче остальных…
- Так исторически сложилось, что евреи последние 2000 лет находятся в основном не на своей земле, а в изгнании. Когда ты не на своей родине, тебе нужно больше трудиться и вертеться, чтобы быть как все. Учитывая то, что более 1000 лет была дискриминация населения в плане разрешенных сфер деятельности, евреям приходилось заниматься только определенными. Например, многие слышали ассоциацию евреев и ростовщиков в Европе в прошлых веках. Почему? Потому что евреям было запрещено земледелие и целый ряд ремесел. Заниматься можно было скупом старых вещей к продаже и ростовщичеством. В итоге такая профессия сложилась. Чтобы сойти за серебро, нужно было пахать на золото. Нет евреев умных и евреев дураков, есть просто умные и дураки. Как русские, украинцы и другие народности.
- Вы сколько уже в Воронеже?
- 4,5 года.
- Возвращаясь к вопросу о синагоге и о том, кто помог ее восстановить. Можете назвать стоимость всех работ?
- Где-то 75 млн рублей.
- Я так понимаю, эти деньги не свалились на голову?
- Они не прошли мимо, пошли на цель, которую мы перед собой поставили.
- Недавно была беседа с Митрополитом Сергием о социальной ответственности бизнеса. Как у вас выстраивается эта работа с прихожанами? Может быть, среди них много бизнесменов?
- Приведу пример, в Германии существует обязательный налог, который каждый платит. Его можно направить на религию, которую ты исповедуешь, либо на какую-нибудь другую социальную сферу. Ты обязан это сделать. В России такого нет.
Тратить свои деньги или нет на сферы, которые тебе не приносят материальной пользы –вопрос совести. Но как показала практика, многие готовы, просто не знают, куда и когда. Нужен толчок. У нас в Воронеже 4 июня 2010 года был учрежден попечительский совет. Начали с того, что я и наш председатель тогда еще становящегося совета Юрий Ефимович Сегал обзвонили бизнесменов, попросили их прийти. Все понимали, что надо помогать. Встал вопрос – как помогать? Было два варианта. Первый – создать бизнес-клуб, где люди бы взаимодействовали в сфере своих интересов бизнеса и параллельно помогали общине. Вторая идея была созвать людей помогать общине - тратить, не получая какого-то вознаграждения, но имея перспективу появления нужных связей. Выбран был второй вариант. Почему? Потому что в первом люди придут уже с какими-то меркантильными ожиданиями. Если они быстро не исполнятся, люди разочаруются. Согласно второму варианту, они придут с чистым сердцем, что станет некой фильтрацией. Есть ведь и жулики, и дураки даже среди евреев. Те, кто приходит ради наживы, отсеются, и будет чистый круг. Попечительский совет начал собирать небольшие деньги на развитие текущей жизни, ведь до 2010 года был застой, раввина долго не было. Понемногу начали вкладывать в ремонт. Обращаться к большим спонсорам до того, как ты сам что-то вложил, абсурдно. Посмотрят как на идиота. Когда мы сами начали двигаться, стали выходить на московских спонсоров - процесс пошел, результат можно увидеть. Остались небольшие штрихи – доделать входные группы, благоустройство территории и мебель. Надо все доделать до 20 октября, когда состоится официальное открытие синагоги.
Реальность такова, что социальная ответственность бизнеса – личный вопрос. Она должна быть, но у нас нет инструментов, чтобы сделать ее обязательной. В Германии неплохой опыт, но Россия не доросла до него.
- Вы имеете в виду, что за благотворительность компании должны получать льготы?
- Не совсем так. В Германии существует обязательный налог - 2% от зарплаты, хочешь ты или не хочешь, идут на какие-то социальные нужды, которые сам выбираешь - православие, иудаизм, культура и т.д. А у нас единственное, что есть – это, когда фирма делает пожертвование, она вычитает это пожертвование из суммы доходов. На самом деле в России сейчас много схем, которые выводят налоги и без этого. Но, к сожалению, у нас нет системы. Есть только совесть. Существует такое соображение мудрецов «Если я не сделаю, то кто? Если я буду только сам за себя, то кем вообще буду я?» Когда человек понимает, что он должен жить не только для бизнеса, для своих детей, но и для общества, то это приводит к хорошим результатам. Я думаю, что развитие нашей общины – этот тот результат, который уже можно показать и гордиться.
- Недавно правительство просило сделать рейтинг социальной ответственности бизнеса, в том числе создать критерии, оценить их, чтобы затем государство могло как-то помочь социально ответственным компаниям. На ваш взгляд, какими бы они могли быть?
- Вопрос будет не в критериях, а в том, как вы их оцените. Ни один бизнесмен не будет рассказывать, сколько он дает, потому что из этого считается, сколько он зарабатывает или сколько показывает. Думаю, главный показатель - сколько времени и средств относительно своего дохода тратит человек. Для бизнесмена, у которого ежемесячный оборот 100 тыс. рублей 10 тыс. – большой взнос. А для того, у кого миллионы, 10 тыс. рублей – смешная сумма, даже некое оскорбление. Некоторые помогают не деньгами, а своими возможностями. Они могут продвигать какие-то интересы, решать проблемы. К примеру, известный архитектор Леонид Миронович Яновский помог создать первые эскизные проекты синагоги. Вообще, критерии социальной ответственности бизнеса очень сложно выработать. Это определенное ощущение. Как пишут в израильской и американской прессе – четвертый сектор - все социально ориентированные организации.
- Ход ваших мыслей уже ясен. Например, вы не предложили оценить, платит ли человек все налоги. Вы от этого сразу уклонились…
- Не думал об этом, как о неком виде социальной ответственности. Думаю, в нашей стране системы налогообложения и налогового распределения далеки от совершенства. И если сравнить 10 тыс. рублей, данные в фонды, которые помогают малоимущим семьям, и данные в бюджет, – все-таки первое принесет намного больше пользы. К сожалению, это факт, который невозможно не заметить. Эффективность рубля, переданного благотворительным организациям, не ставящим цель обогащения учредителей, будет выше рубля, отданного в налоги.
- Как вам удалось доказать, что то, что вы делаете – это не обогащение, а инструмент эффективности?
- Я получаю некое жалование от общины, поэтому слово обогащение в любом случае присутствует. Я просто прихожу к людям с предложениями, проектами и показываю результаты. Доказывать нужно не словом, а поступками. Когда приходит многоуважаемый спонсор и видит, что здесь лежат не бутафорские книги, а они используются, что место живое, он понимает, что все не впустую. Когда человек приходит на еврейское кладбище, которое поддерживается также попечительским советом, и видит, что там опилены деревья, проложены дорожки, стоит сторожка, присутствует комендант, к которому можно обратиться с вопросами – ничего не надо доказывать. Поступки больше, чем слова.
- Вложено 75 млн рублей. Можно оценить эффективность этой работы?
- Безусловно. Оболочка – это явление, которое притягивает. Но цель создания красивой оболочки не притянуть больше людей, цель – уважение к этому месту. Кроме того, работа по восстановлению синагоги послужила большим катализатором для людей, которых мы смогли собрать после относительного запустения. Этот проект был интересен всем, мы смогли доказать, что община берется за проект и реализует его, исполняя свои обещания. Многие евреи, даже не религиозные, с уважением относятся к своим традициям и корням. Теперь люди, готовые участвовать в социальной жизни, помогают и в других сферах, которые не такие помпезные, как реставрация. К тому же синагога является объектом культурного наследия Воронежской области, поэтому это задача не только еврейской общины, но и всей области.
- Количество людей прибавилось?
- В разы. Когда я приехал, люди собирались на богослужение на втором этаже, где сегодня детский центр. Стены были оклеены обшарпанным картоном, на полу была старая бетонная еще советская стяжка, и собиралось человек 10-15 стариков, которым тогдашний руководитель общины давал некое материальное поощрение за приход. Сегодня приходит молодняк, человек 15-30 – парней и девушек. Больше половины - молодежь, которой интересно, которая готова вкладывать и инвестировать свои силы. Они получают знания, духовную зарядку, изучают философию, этику, законы. Мы сдвинулись с мертвой точки.
- Можно назвать основных членов совета, которые оказывают помощь?
- Основной спонсор реконструкции общинного здания – это Герман Борисович Хан. Когда он приезжал сюда с вопросом от Водоканала, мы смогли договориться о его поддержке. Он поддерживает российский конгресс, поддерживает нашу центральную организацию - конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР). Председатель попечительского совета, председатель воронежской еврейской религиозной общины Юрий Ефимович Сегал…Москва в основном помогала с глобальными проектами такими, как строительство, а текучкой занимались воронежские меценаты. Есть еще европейский фонд Матанэль, который помогает содержать наш детский досуговый центр. Конкретные имена бизнесменов некорректно называть без их согласия.
- Много среди успешных воронежских бизнесменов евреев, поддерживающих традиции? Большой процент вообще евреев и тех, кто верующие?
- У меня нет рейтинга, поэтому не могу сказать, сколько бизнесменов-евреев. Но надо подчеркнуть, что многие помогают и просят не светить их. То ли имидж такой, то ли боятся каких-то последствий. Обычно они не ходят на общественные мероприятия, а появляются как гости извне. Таких немало. Из тех, кто открыты, думаю, более половины воронежских евреев откликаются на просьбы.
- 20 октября откроется синагога. Будут торжества?
- Она де факто работает. Состоится торжественное открытие, приуроченное к окончанию реставрации с участием первых воронежских лиц, руководства общины, спонсоров и московских, и европейских. Запланированы банкет, концерт, речи, выступления, и, конечно, молитвы. Обычное светское мероприятие, сопряженное с тематической музыкой, едой и ритуалами. Надеюсь, что это будет большой толчок для тех, кто еще не присоединился к нашему обществу в религиозном, культурном или материальном плане.
- Это будет первый серьезный этап вашей работы в Воронеже. Дальше надо искать новые регионы или развивать этот?
- Я очень доволен работой здесь. С одной стороны, Воронеж не столица, как Москва или Питер, где все ниши еврейской жизни плотно заняты и потребности меньше. А с другой стороны, это не областной центр деревенского типа, это цивилизованный интересный город. Но реставрация - это не первое серьезное достижение, наверное, более весомым было открытие детского досугового центра и детской воскресной школы. Потому что дети, впитывающие традиции, культуру в раннем возрасте - это крепкое гарантированное будущее еврейской общины в Воронеже. Красивая коробка – второй этап, а воспитание – это сама жизнь.
- Что дальше?
- Если говорить о строительстве, то есть большое желание создать общинный центр напротив синагоги. С точки зрения работы общины, у нас очень многое не охвачено. Надеюсь, у меня появится еще один раввин-помощник, так как становится сложно уделять время каждому прихожанину. Будет больше предложений, учебы, волонтерства. Нам надо улучшаться и в количестве, и в качестве.