Воронеж. 03.07.2014. ABIREG.RU – Аналитика – Нешуточная борьба вокруг холдинга «Юнитайл», крупнейшего производителя керамической плитки в России, которую, с одной стороны, ведет держатель значительной части долгов Unitile бизнесмен Леонид Маевский, с другой – основатель компании и основной должник Лазарь Шаулов и А1, инвестиционное подразделение консорциума «Альфа-групп», судя по всему, подошла к критической точке. Судебные приставы оценили 100% арестованных акций одного из активов «Юнитайла» - ростовского ОАО «Стройфарфор» - аж в 7 млрд рублей. Оценщики почему-то не посмотрели на долги предприятия в 2,7 млрд рублей и стоимость основных средств всего в 1 млрд рублей. Теперь эти акции как-то должны быть проданы в уплату долгов их владельца Шаулова, львиная доля которых - перед Сбербанком. В ООО «Бизнес оценки» Маевского считают, что цена умышленно завышена и по такой цене бумаги «Стройфарфора» никто не купит, поэтому компания подала заявление для оспаривания ее в суде. Ведь еще в прошлом году весь холдинг, а не один завод, с учетом отличной годовой отчетности, всех товарных остатков и денег на счету был оценен не более чем в 5,9 млрд рублей.
Воронежский керамический завод основан в 1954 году. Лазарь Шаулов приобрел его в 2007-м. В том же году Шаулов также получил контроль над ОАО «Кварц» в Санкт-Петербурге. По данным наших источников, оба завода были приобретены по завышенной цене, но никаких заявлений в правоохранительные органы по этому поводу пока не поступало. В результате на базе «Стройфарфора», Воронежского керамзавода и «Кварца» в 2009-м возник «Юнитайл». Правда, «Кварц» был сразу законсервирован несмотря на вложенные в него почти 1 млрд рублей (стоимость покупки и весьма странная «модернизация производства»). Также в холдинг входит ряд других активов – современный Маркинский кирпичный завод, а также собственная сырьевая база – Владимирский карьер тугоплавких глин (Ростовская область) и «УкрРосКаолин» (Донецкая область, Украина). Имеется и своя дистрибуторская сеть - «Евротайл-Дистрибьюшн». По данным исследований агентства IndeBox, «Юнитайл» контролирует более 25% рынка керамической плитки в России.
Дела у холдинга расстроились в 2009-2011 годах. Основная причина, которую озвучивает сторона Шаулова, - высокая закредитованность на фоне спада строительного рынка. А вот представители Маевского не раз заявляли о том, что значительная часть из полученных кредитов была использована совсем не на приобретение и стройку активов для Unitile, а уведена за рубеж по подложным основаниям через такие компании, как Siren Market Development и Jordan Marsh Limited. В результате из-за чрезмерной долговой нагрузки в 6,9 млрд рублей предприятия «Юнитайла» попали в банкротство. Одновременно в 2011 году представители Юго-Западного банка Сбербанка России подали в правоохранительные органы заявление о том, что топ-менеджеры компании Алексей Новиков, Игорь Неправда, Сергей Кравченко и сам Лазарь Шаулов использовали двойные залоги для получения кредитов (дело было возбуждено только в 2013 году, когда Шаулов перестал быть депутатом Ростовского законодательного собрания от партии «Единая Россия»).
В 2011 году в ситуацию «включился» бизнесмен Леонид Маевский, который заключил с Шауловым в апреле 2012 года рамочное и акционерное соглашения. По его параметрам он за свои средства выкупал долги Шаулова у пяти ростовских банков на сумму больше 800 млн рублей, реструктурировал долг Сбербанка на пять лет под 8% годовых и обеспечивал оздоровление компании, увеличение продаж и развитие холдинга. Шаулов, в свою очередь, обязался передать Маевскому контроль над всем холдингом, продать 80% акций кипрской Unitile Limited, продать 100% акций ОАО «Стройфарфор» на эту же кипрскую компанию и увеличить уставные капиталы заводов и торговых домов «Юнитайл» на сумму выкупленных Маевским долгов. Как показала практика, Шауловым было выполнено только одно обязательство – по продаже 80% акций Unitile Limited. «Стройфарфор» же остался под его контролем и выполнять мировое соглашение, утвержденное в Арбитражном суде Ростовской области, он отказался. Отговорки для этого смехотворные – мол, Шаулов никогда не подписывал это соглашение, поэтому он не является стороной, которая должна это исполнять. Заявление более чем странное, поскольку 11 июля он выпустил Решение №3 Единственного акционера ОАО «Стройфарфор». В пункте 7 указанного документа он наделил генерального директора управляющей компании «Юнитайл» Алексея Новикова «полномочиями для подписания Мирового соглашения». Контроль же над Unitile был передан Маевскому только после демонстрации жесткой позиции Юго-Западного банка Сбербанка России – выводить компанию из кризиса должен был новый менеджер, не связанный с предыдущими «управленческими решениями».
Тем не менее управление «Юнитайлом» все-таки перешло к Маевскому, что позволило холдингу в 2013 году достичь максимальных результатов в своей истории: выручка 6,1 млрд рублей, EBITDA – 1,3 млрд рублей, соотношение долг/EBITDA составило 2,08. Кроме того, долг был снижен до 2,7 млрд рублей, в частности, в 2013 году было выплачено более 1 млрд рублей.
Правда, Леонид Маевский не получил достаточного контроля в холдинге и, в частности, над «Стройфарфором». В свое время Юго-Западный банк Сбербанка России был не против смены собственника 100% акций завода, однако Шаулов никаких действий для проведения такой сделки не совершил. Как заявляют представители Леонида Маевского, во второй половине 2013 года Шаулов, вопреки договоренностями, решил заявить на него свои права, объявив информационно-судебную войну. Сначала активным «спиливанием» активов компании занимались некие безымянные таджики, а также граждане, ранее судимые, в том числе и за подделку документов (например, г-н Судкулло Азизов). Интересно, что на Кипре с требованием аннулировать незаконные доверенности, полученные под влиянием обмана в компании Tresestrellas, обратилась именно сторона Маевского, Шаулов же безмолвствовал. А с начала 2014 года к войне на стороне Шаулова подключилась А1, инвестиционное подразделение консорциума «Альфа-групп». Они же, кстати, контролируют «Росводоканал», на не выгодных для Воронежа условиях получивший водоканализационное хозяйство города.
В последние месяцы скандал вокруг «Юнитайла», казалось бы, поутих. Была вероятность, что стороны урегулируют конфликт миром. Тем более что велись соответствующие переговоры, и сторона Лазаря Шаулова уверяла, что намерена достичь компромисса с противником, впрочем, то и дело улучшая свои позиции в различных судах (то есть нанося ему удары в спину – за пару месяцев подано больше двадцати исков). В свою очередь, юристы Леонида Маевского предлагали Шаулову и Ко внушительные отступные. Но, соглашаясь на словах, сторона Шаулова продолжала активное противоборство. Леонид Маевский предполагает, что конечная цель Лазаря Шаулова - выжать как можно больше средств из проданного им де-факто «Юнитайла», зацепившись за контроль над акциями ростовского «Стройфарфора», и попытаться зайти на завод, чтобы, возможно, «растворить» в неизвестности склад с плиткой стоимостью больше 400 млн рублей. Оснований для таких рассуждений предостаточно: по странному стечению обстоятельств генеральным директором «Стройфарфора» по решению Лазаря Шаулова и генеральным директором «Керамик Трэйд групп» оказался один и тот же Илья Удовиченко. В свое время именно он руководил КТГ, которая, как говорится в официальном сообщении холдинга Unitile, не вернула компании «Юнитайл» больше 140 млн рублей, полученных от продажи керамической плитки. В июне Арбитражный суд Московской области признал этот долг и присудил право требования от КТГ от Unitile на первую часть просроченной задолженности размером больше 20 млн рублей. На того же Удовиченко поданы заявления в правоохранительные органы от лица руководителя «ЕвротайлДистрибьюшн» Александра Мацына – обвиняют г-на «директора» в мошенничестве.
Третьей стороной в конфликте естественным образом является ключевой кредитор - Сбербанк. В конце мая, увидев, что стороны далеки от компромисса, он поддержал свое ходатайство о расторжении мирового соглашения в арбитраже Ростовской области, и на «Стройфарфоре» была запущена процедура банкротства. Сейчас государственный банк выступает с г-ном Маевским одним фронтом: ему необходимо вернуть себе «долги Шаулова», и сделать это возможно только в сотрудничестве с другими кредиторами.
Не успокаивается и г-н Шаулов: при посредничестве уже не таджиков, а юристов компании с американской юрисдикцией «Уайт энд Кейс ЛЛК» он пытается в нарушение приказов окружного суда Лимассола оспорить легитимность директора «ЕвротайлДистрибьюшн» и назначить на его место юристов из управляющей компании «БордСолюшен». Видимо, для того, чтобы к контролю над «Стройфарфором» присовокупить и контроль над складами готовой продукции холдинга, его дистрибуцией. Однако успехи Шаулова и Ко весьма сомнительны. Ведь конечным владельцем этой компании (через «прокладку» в виде компании Tresestrellas) является Unitile Limited, а ее бенефициаром с долей больше 80% является… сам г-н Маевский. Получается, что вместе с «таджикскими директорами» на одном поле играют и американские юристы? Остается только предполагать, насколько такое поведение является типичным для иностранных юристов.
Кстати, у команды Шаулова уже возникли серьезные проблемы с правоохранительными органами. Одновременно расследуется три уголовных дела по фактам мошенничества и подделки документов, возбужденных по заявлениям представителей команды Леонида Маевского. В документах утверждается, что по приказу бывшего финдиректора «Юнитайла» Андрея Докучаева и с нарушением акционерного соглашения, без ведома акционеров компании от лица одной из головных компаний холдинга «Тресестреллас Лимитед» были выписаны доверенности нескольким гражданам Таджикистана, предоставляющие им право представлять интересы акционеров (в частности, Маевского, у которого, как говорили, больше 88% в кипрской «Юнитайл Лимитед»).Представители Маевского утверждают, что в ноябре 2013 года таджик Сидкулло Азизов, ранее судимый в России за подделку документов, используя липовую доверенность, провел в Подмосковье собрание участников «Евротайла», на котором вместо гендиректора Мацына был назначен Быстров. В тот же день и в то же самое время тот же товарищ из Средней Азии провел аналогичное мероприятие в ООО ТД «Воронежский керамический завод». Цель - перехватить контроль над управляющей компанией и банковскими счетами.
Кроме того, в ближайшее время ожидается передача в суд уголовного дела о предоставлении банкам двойных залогов, по которому проходят менеджеры из команды Шаулова - Игорь Неправда, Алексей Новиков и Сергей Кравченко. Их подозревают в хищении средств у Сбербанка, счет идет на миллиарды рублей.
Но все-таки главные события в конфликте двух бизнес-групп развиваются, как представляется, вокруг ценных бумаг «Стройфарфора». Пристав-исполнитель ФССП по Ростовской области Евгений Харченко с помощью весьма странных оценщиков определил рыночную цену 100% акций «Стройфарфора» в 7,193 млрд рублей в соответствии с заключением Межрегионального центра судебных экспертиз и оценки из Таганрога. Однако оценку ценных бумаг считают неадекватной как в окружении Маевского, так и независимые аналитики. При выручке за 2013 год в размере 2,7 млрд рублей, по данным «СПАРК-Интерфакса», рентабельности производства в 24%, краткосрочных и долгосрочных долгах в размере, соответственно, 2,1 млрд и 600 млн рублей очевидно, что долг «Юнитайла» сопоставим с выручкой. Поэтому, согласно заключению эксперта из инвестиционно-финансовой компании «Метрополь» Андрея Рожкова, керамический завод не может стоить более 1-1,5 млрд рублей. В ООО «Бизнес оценки» Леонида Маевского заявляют, что будут оспаривать оценку акций, проведенной Межрегиональным центром судебных экспертиз. Согласно закону об исполнительном производстве, после оценки должны быть назначены торги, но если акции не купят, их должны вернуть владельцу со снятием обременения. Между тем на Воронежском керамическом заводе, который тоже входит в «Юнитайл», идет процедура наблюдения, постепенно пополняясь все новыми требованиями кредиторов.