Власти Орловской области переписали инвестиционное законодательство
Пакет законопроектов об инвестиционной деятельности приняли депутаты Орловского облсовета по просьбе регионального правительства. Фактически на Орловщине установлены другие правила работы с инвесторами, для которых предусмотрены и новые преференции.
Особенностью стало введение сразу нескольких льготных режимов налогообложения. Один из них коснулся налога на имущество организаций — его «привязали» к объему вложений и масштабу района, на территории которого реализуют проект. Введена четкая шкала: при объеме инвестиций в диапазоне от 100 до 250 миллионов рублей срок льготного периода увеличен до трех лет, от 250 миллионов до трех миллиардов — до пяти, и свыше трех миллиардов рублей — до семи лет. При этом размер среднемесячной зарплаты в организации должен быть не ниже двух с половиной величин регионального прожиточного минимума. Для инвесторов, действующих в районах с населением менее 10 тысяч человек, а таковых в области восемь, — диапазон еще меньше.
Депутаты также приняли закон о понижении ставки налога на прибыль организаций, разработанный правительством. Он тоже предусматривает градацию, но в данном случае уровень снижения ставки и срок льготного периода налогообложения привязали к сумме капитальных вложений предприятия в течение первых трех лет со дня включения инвестпроекта в региональный реестр. Шкала варьируется в зависимости от рода деятельности, и впервые преференция предоставлена предприятиям пищевой промышленности.
— Для применения пониженной налоговой ставки организация обязана соответствовать одновременно нескольким требованиям, — пояснил руководитель облдепартамента экономики Юрий Есипов. — Она не должна иметь задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам, находиться в процессе ликвидации или реорганизации, являться участником консолидированной группы налогоплательщиков и получать субсидии из облбюджета в период, на который установлена льгота.
Минимальное снижение налоговой ставки составит 1,5 процента, максимальное — 4,5. Больше нельзя, поскольку предел установлен Налоговым кодексом. Период действия льготного режима варьируется от двух до семи лет. Власти считают, что это повысит инвестиционную привлекательность региона и увеличит приток внешнего капитала. К этому уже готовятся – в районах, включая малонаселенные, начали создавать инвестиционные площадки.
- Такая работа идет во всех муниципальных образованиях, — рассказал Юрий Есипов. — Уже поданы предложения по 54 земельным участкам и 23 производственным площадкам. Также планируется расширение формата проведения форумов с широкой презентацией потенциальных возможностей как Орловской области в целом, так и отдельных предприятий.
В облправительстве отмечают, что введение преференций поможет модернизировать имеющееся производство. Ведь чем больше организация вложит средств в переоборудование, тем существеннее для нее будет снижение налоговой ставки. Конечно, казна недосчитается каких-то средств. Авторы законопроектов считают, что все окупится.
Жаркие споры вызвал еще один свежий законопроект — о перечислении в казну части прибыли, получаемой государственными унитарными предприятиями. По данным облправительства, в регионе действуют 12 ГУПов, в которых трудятся около 1,9 тысячи человек. Десять из них прошлый год завершили с прибылью, сообща заработав без малого 49 миллионов рублей. Два получили убыток — около 3,6 миллиона. По местному закону, ГУПы обязаны отчислять 30 процентов прибыли в областную казну.
— Зачислению в бюджет подлежит 14,7 миллиона рублей от чистой прибыли, полученной в прошлом году, — сообщил начальник облуправления госимущества Владимир Макарчук. — А 70 процентов остаются в распоряжении предприятий.
Власти проанализировали, как ГУПы тратят прибыль. Выяснилось, что лишь около трети средств идет на материально-техническое обновление производств. Остальное тратят, как правило, на поощрение сотрудников. Суммы и должности тех, кто их получает, члены облправительства разглашать не стали. Однако речь идет о весьма щедрых бонусах — в дополнение к зарплатам, которые тоже зачастую значительно выше средних.
— В связи с этим был разработан законопроект, предусматривающий увеличение нормы отчислений чистой прибыли ГУПов в бюджет с 30 до 70 процентов, — сообщил Владимир Макарчук. — По нашему мнению, это позволит увеличить доходы областного бюджета и обеспечить рациональное использование средств государственными унитарными предприятиями.
Однако часть депутатов встала на защиту ГУПов, заявив, что те и так перечисляют в бюджет большой процент прибыли. А то, что остаток идет на поощрение, по их мнению, только мотивирует работников. Вспомнили и о том, что общая прибыль ГУПов не так велика, чтобы заметно пополнить бюджет. Чиновники возразили, заявив, что федеральный центр тоже настаивает на увеличении норм отчисления прибыли ГУПов, а «лишние» деньги регионы должны пустить на сокращение госдолга.
Законопроект все же приняли в первом чтении и отправили на доработку. Кроме того, парламентарии решили поинтересоваться мнением руководителей ГУПов, ведь оно в ходе обсуждения так и не прозвучало.
Денис Передельский
Российская газета, №156, 15 июля 2014 года.