Белгородские бизнесмены начали разводить рыбу ценных пород
В Белгородской области начато строительство комплексов для разведения рыбы ценных пород. К реализации масштабных проектов в этой сфере практически одновременно приступили несколько предприятий. Общими усилиями они намерены поставлять на рынок более 3,6 тысячи тонн форели и 650 тонн — осетровых рыб и продуктов из них. При этом основную прибыль хозяйства будут получать за счет икры: в планах—производство 36 тонн черной и 70—форелевой.
До последнего времени разведением рыбы в Белгородской области занимались только мелкие фирмы. Профильные комбинаты специализировались на прудовых породах, небольшими партиями поставляли продукцию на местные рынки, и редко кто помышлял о том, что производство можно сделать масштабным и высокотехнологичным.
—Аквакультура—интересный бизнес,—отмечает белгородский губернатор Евгений Савченко.— Норвегия производит два миллиона тонн продукции из лосося, и ей завалены все наши рынки. Однако надо понимать, что эта рыба там производится в искусственных условиях.
Глава региона уверен, что белгородские производители могут потеснить импортную продукцию на полках магазинов.
—По импортозамещению у наших компаний огромные перспективы,—отмечает чиновник.— Сегодня отрасль, в основном, формируют традиционные хозяйства, которые занимаются производством прудовой рыбы. Причем общий ее объем—около пяти тысяч тонн—это уровень советского периода. Но есть проекты и современнее. К примеру, крупное хозяйство в Новом Осколе и множество мелких, локальных, где разводят рыбы ценных пород.
Однако тенденции меняются: в регионе аквакультурой стали заниматься и крупные агроходцин-ги. Так, известный производитель свинины уже приступил к строительству комплекса по производству и переработке осетровой рыбы.
— Мы будем получать шесть тонн черной икры и порядка ста тонн осетра, — заявил глава группы компаний Владимир Зотов. Он отметил, что для этого рядом с существующим мясоперера-батывающим заводом будет построен специальный комплекс площадью восемь тысяч квадратных метров, а реализация конечного продукта пойдет, в первую очередь, через торговые сети агрохолдинга под собственным брендом. Общая стоимость проекта составит, по его словам, примерно 600—700 миллионов рублей.
Еще одна компания к 2018 году планирует производить 20,4 тонны осетрины, 100—прудовой рыбы и тонну черной икры. Инвестор не скрывает, что проекты будут окупаться в основном за счет продажи последней: выручка от ее реализации, по предварительным подсчетам, составит примерно половину общей суммы.
Значительная часть средств, вложенных в отрасль, будет взята в банках. Впрочем, бизнесмены рассчитывают и на господдержку, хотя она будет невелика. В рамках региональной программы развития аквакулътуры и ценных пород рыб до 2020 года предусмотрено лишь два миллиарда рублей. Причем о специальных налоговых льготах для новой отрасли, которые в области установлены, к примеру, для тепличных хозяйств, речь пока не идет.
Отметим, что тем, кто взялся развивать производство рыбы ценных пород и икры в Белгородской области, приходится преодолевать немало барьеров. Как оказалось, отсутствие собственной кормовой базы сыграло не последнюю роль в деятельности первого масштабного предприятия по производству форели, расположенного около города Новый Оскол. Здесь планировали производить по четыре тысячи тонн этой рыбы в год, а потом заняться выпуском осетровой икры. Но малейшее нарушение в системе функционирования предприятия приводило к гибели рыбы. Так произошло два раза, и в конце концов хозяйство признали банкротом.
Впрочем, по данным Евгения Савченко, теперь там сменился собственник, и в будущем году в Новом Осколе произведут уже четыре тысячи тонн форели. Он подчеркнул, что новый хозяин предприятия сам занимается производством комбикормов для рыбы, тогда как прежнему приходилось закупать их в Европе по баснословным ценам. Известно, что компания тратила по 260 тысяч рублей за тонну.
Другой проблемой начинающих рыбоводов является отсутствие современных технологий, адаптированных к российским условиям. В их поисках, по словам Владимира Зотова, специалистам агрохолдинга пришлось немало поездить по Европе.
—Мы посмотрели аналогичные производственные комплексы в Голландии, Болгарии, Венгрии и даже Армении, —рассказывает он.—Узнали, что можно приобрести рыбоматок в пятилетнем возрасте и получить икру не через семь лет, а через два. Поставки таких особей обойдутся в сто миллионов рублей, но ускорят процесс окупаемости самого проекта. При этом зарубежные технологии позволят получить икру, не загубив саму рыбу.
Помимо объективных барьеров для развития отрасли эксперты называют и совершенно неожиданные. Так, по мнению руководителя региональной корпорации «Развитие» Михаила Савченко, главной сложностью для инвесторов был и остается психологический фактор.
— Пока в регионе нет достаточно успешных и масштабных примеров такого бизнеса, —отмечает он.—Отрасль только начинает развиваться, а потому предприниматели не всегда готовы рисковать. Но этот процесс — совершенно естественный. Вспомните: свиноводство в Белгородской области развивалось так же. Сначала никто не верил в успех, а потом, когда первые современные комплексы стали приносить прибыль, в этот бизнес пошли инвестиции.
Анна Скрипка
Российская газета, №162, 22 июля 2014 года.