Воронеж. 31.07.2014. ABIREG.RU – Аналитика – Три крупнейших отечественных производителя мяса птицы базируются в Белгородской области. Здесь же со старой птицефабрики-банкрота начал свое развитие и сегодняшний безусловный российский лидер отрасли – холдинг «Приосколье». Его руководитель Геннадий Бобрицкий стал главным птицеводом страны с легкой руки губернатора Евгения Савченко, в свое время «распределившего» местных толковых управленцев по разным направлениям АПК. В эксклюзивном интервью «Абирегу» Геннадий Бобрицкий рассказывает о том, куда и как развивается предприятие сегодня.
- Производство мяса птицы в России за последние пять лет значительно увеличилось – не без вашего в том участия. Можно ли сказать, что задача импортозамещения практически решена?
- Можно. В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в последние годы Россия успешно минимизировала импорт замороженного куриного мяса и на 90% обеспечивает внутренний рынок мясом птицы отечественного производства.
- Куда расти дальше? Только ли за счет собственного строительства будет происходить расширение? Или, может быть, ваш холдинг планирует приобрести уже готовую компанию?
- Расширяться можно разными способами; будем смотреть по ситуации. В настоящее время основной задачей для нас является не столько наращивание объемов производства, сколько работа над повышением качества продукции, глубокой переработкой мяса птицы, созданием новых брендов и новых продуктов.
- Запущен ли в эксплуатацию завод по производству лизина? Какой объем продукции он выпускает сейчас и когда планируется достичь проектной мощности? Насколько этот бизнес рентабелен? И зачем российскому лидеру по производству мяса птицы брать на себя еще и производство лизина?
- Когда проект начинался, он просчитывался как рентабельный. Сейчас рынок упал, но мы надеемся, что в скором времени он все-таки восстановится.
Зачем вообще строить такой завод? Причин несколько. Хотелось создать серьезное высокотехнологичное производство. Очевидно, что как птицеводам нам проще сделать высокотехнологичный продукт, который нам понятен и нами же востребован. Из запланированных к производству 57 тыс. тонн лизин-сульфата в год до 9 тыс. тонн будут потреблять объекты группы компаний «Приосколье».
Другая причина – диверсификация бизнеса. Пробуем новое направление, что в какой-то мере тоже отвечает на вопрос, куда развиваться и что делать дальше. В России в настоящее время своего производства лизина нет, с середины 90-х годов лизин на отечественный рынок поставляют в основном западные производители. Наш завод сейчас на стадии завершения строительства. Уже функционируют элеватор вместимостью 50 тыс. тонн зерна, мельница, цех ферментации, крахмало-паточный цех и научно-исследовательская лаборатория. Официальное открытие планируем на осень текущего года.
- Существует еще ряд непрофильных активов, так или иначе аффилированных с «Приоскольем». Например, Краснояружская зерновая компания. Зачем они вам? Не планируете их перепродать?
- Зерновые компании – наш профильный актив. На 40% (а по некоторым позициям – и больше) ими закрываются потребности в кормах объектов агрохолдинга. Перепродавать их мы не планируем.
- «Приосколье» пробовало реализовать в Воронеже проект строительства крупного птицеводческого комплекса. Почему не получилось? Чем «переманили» вас тамбовские власти, где была запущена Инжавинская птицефабрика и строится Токаревская птицефабрика?
- Инвесторы и региональные власти должны быть одинаково заинтересованы в успешной реализации подобных проектов. В Тамбовской области было больше внимания, усердия, больше конкретики и больше заинтересованности лично губернатора и его команды. Нам обещали оказать поддержку – и все обещанное выполнили. Это самое главное. Со своей стороны, мы тоже выполнили все условия соглашения, построив в регионе комплекс производительностью 100 тыс. тонн мяса птицы в год. Сегодня Инжавинская птицефабрика – одно из самых современных предприятий в России, возведенных в рамках государственной программы «Развитие АПК». Строительство началось в 2010 году. Уже в сентябре 2011 птицефабрика выпустила первую продукцию под маркой «Тамбовский бройлер».
- «Приосколье» одним из первых начало реализацию своих проектов. Насколько государственные субсидии облегчили вам жизнь? И коснулись ли ваших предприятий задержки с выплатами субсидий?
- Мы начинали, когда государственная программа по стимулированию АПК уже была. Субсидированные кредиты получали, и в то время они послужили хорошим подспорьем. Без этого, наверное, ничего бы не состоялось.
В настоящее время, к сожалению, по выплатам субсидий отечественным сельхозпроизводителям у государства имеется большая задолженность (в частности, перед холдингом «Приосколье» на 1 июля 2014 года – 584,279 млн рублей). Хочется надеяться, что в обозримом будущем взятые на себя обязательства правительство все же выполнит.
- Как отразилось на деятельности «Приосколья» вступление России в ВТО?
- Сначала это негативно отразилось на отрасли в целом – рынок упал. На складах у производителей стали расти остатки продукции, приходилось снижать цены… Нас это тоже коснулось. Однако постепенно ситуация стала меняться к лучшему.
Компании «Приосколье» на адаптацию к новым правилам много времени не понадобилось. У нас высокотехнологичное и высокоэффективное предприятие. В данный момент, считаю, мы способны составить успешную конкуренцию западным компаниям.
- Птицеводческие проекты реализуются далеко не только «Приоскольем». Конкуренция на этом рынке достаточно жесткая. Чем, кроме объемов, «Приосколье» завоевывает рынок?
- Собственной дистрибуцией. Мясо бройлеров под брендом «Приосколье» пользуется устойчивым покупательским спросом. Через собственные торговые представительства и официальных дистрибьюторов производимая продукция реализуется как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Что касается экспортных поставок, то основными нашими зарубежными партнерами являются Казахстан, Белоруссия, Китай и Вьетнам. Безусловно, эти свои позиции надежного производителя и поставщика качественной продукции на отечественный и международный рынки мы стараемся постоянно укреплять.
- Практически у всех российских производителей есть большие претензии к работе ритейлеров. У вас какие с ними проблемы? И что, по-вашему, надо изменить в работе российской торговли на сегодняшний момент?
- Я бы не сказал, что взаимодействие с ритейлерами для нас проблема. Интересы – да, разные: торговые сети хотят заработать на производителях-поставщиках, сами производители и переработчики – пытаются получить прибыль. Это нормальная ситуация, с которой ежедневно приходится иметь дело. И, конечно, нужно уметь договариваться друг с другом. Законодательно для этого сделано все. А практически, повторюсь, нужно не жаловаться, а ежедневно над этим работать и уметь находить компромиссные решения.
- К сожалению, качество выпускаемой продукции (речь не только о птице) сейчас в России оставляет желать лучшего. Есть птица «хлорированная», накормленная антибиотиками или какими-нибудь увеличителями роста и т. д. Как контролируются подобные вопросы у вас на предприятиях? Вы можете гарантировать, что ваша продукция безвредна для организма, экологически чистая?
- Препараты хлора в технологическом процессе убоя птицы на наших производственных объектах не используются.
Наша ветеринарная служба отвечает не только за качество мяса птицы, но и за здоровье курицы-несушки, и здоровье бройлера – все процессы контролируются сегодня тремя лабораториями, созданными на предприятии. Кормовая лаборатория контролирует комбикормовую промышленность, входные ингредиенты, комбикорма и т. д. Производственная – отслеживает все физиологические и эпизоотические параметры цыпленка от яйца до финального убоя. И, соответственно, пищевая лаборатория оценивает готовую тушку, мясо птицы в биологическом отношении.
Контроль качества заключительной дезинфекции птичников также осуществляет ветеринарная служба. Цыплят своевременно прививают. Врачи площадок гарантируют, что птица на перерабатывающий завод поступает здоровая. Кроме того, каждая партия мяса проверяется в собственной аттестованной пищевой лаборатории, а в качестве госконтроля – в государственной санэпидстанции. Подтверждением качества выпускаемой продукции является ветеринарное удостоверение, которое выписывает госветслужба после специального контроля и заключения государственной ветеринарной лаборатории о безопасности продукции. Только после этого мясо поступает на хранение в холодильники, а затем – в продажу.
Что касается антибиотиков, то сегодня во всем мире их применение сокращается и идет поиск альтернативных решений для защиты здоровья родительских и бройлерных стад. В частности, в повседневную практику внедряется новое поколение биологических препаратов. В декабре 2012 года в сотрудничестве с французской фирмой Filavie – известным европейским производителем вакцин – мы начали тестирование новой профилактической программы. На основе биологических решений, разработанных специалистами Filavie, были созданы ветеринарные препараты, адаптированные под нужды именно нашего птицекомплекса.
- В продолжение экологической темы… Насколько серьезна для Белгородской области, где сосредоточены лидеры по производству мяса птицы и свинины, проблема утилизации органических отходов? Биоэнергетические проекты, реализуемые в том числе и при участии «Приосколья», позволят ли решить эту проблему?
- Еще 20 лет назад речь шла бы только об утилизации. Сегодня же существуют возможности из этого сырья получать высококачественную продукцию. Компанией «Приосколье» созданы два полигона, на которых ведется переработка куриного помета в органические удобрения. Готовый продукт не токсичен и при внесении в почву заметно улучшает ее агрохимические свойства. Более того, с апреля 2013 года на базе ЗАО «Приосколье» работает котел на биотопливе – подстилочно-пометной массе. Это первая в стране котельная, производящая пар для технических нужд завода по убою и переработке птицы. Сжигание 1 т подстилочного помета позволяет вырабатывать до 3 т пара, экономя порядка 270 куб. м природного газа. Паропроизводительность котла – 1 т/ч. В настоящее время ведутся пусконаладочные работы котла производительностью 8 т насыщенного пара в час; общая производительность новой котельной – 30 т насыщенного пара в час. Следующий этап – получение перегретого пара для выработки электроэнергии.
Перерабатывая боенские отходы, мы получаем высокобелковые товарные продукты – мясную, кровяную, перьевую муку и жир. Из яиц, которые из-за нестандартной формы или массы не пригодны к инкубации, но пригодны в пищу, вырабатывается сухой пищевой меланж. Яичная скорлупа перерабатывается в обогатитель минеральный кальциевый – как понятно из названия, готовый продукт содержит значительное количество кальция. В соответствии с рецептурой его используют при изготовлении комбикормов. Все перечисленные продукты мы не только используем сами, но и продаем за пределы холдинга. То, что у нас их охотно покупают, лишний раз доказывает высокое качество продукции и эффективность применяемых технологий переработки.
Даже сточные воды очищаются специальными установками и не наносят ущерба окружающей среде. По сути, наше производство является безотходным.
- Александр Кириллович Соловьев, до недавнего времени возглавлявший ЦЧБ Сбербанка, отвечая на вопрос, в чем секрет успешности проектов в АПК, реализованных при участии банка и успешно работающих в современных рыночных условиях, всегда отвечал, что каждый проект держится на конкретных людях. Несомненно, имея в виду и вас. Тем не менее, как принято это говорить, вы выросли в старой формации. Построить комплекс – полдела. Необходимо было научиться продавать продукцию. Тяжело ли вам пришлось перестраиваться на рыночный лад?
- Тяжело. Одновременно со строительством производственных мощностей мы занимались созданием собственной дистрибуции. Денег и нервов на это потратили очень много. В каждом регионе покупали участки, строили холодильники, подбирали штат сотрудников, которых требовалось обучить технологиям продаж… Это все делалось параллельно. Задача «сегодня произведем, а завтра будем учиться продавать» не стояла вовсе. Сначала мы, может быть, даже учились продавать. А параллельно с этим – производить продукцию из мяса птицы в промышленных объемах. На сегодня она представлена более чем в 70 регионах нашей страны – от Калининграда до Владивостока. Такая широкая география позволяет поддерживать оптимальный уровень продаж даже при не очень хорошем рынке, вне сезона.
- На данный момент какие проблемы беспокоят «Приосколье» и вас как руководителя огромного холдинга? Как собираетесь их решать?
- Для уже выстроенного и состоявшегося бизнеса нужны высококвалифицированные кадры. Именно от них зависят дальнейшие успехи предприятия, именно им предстоит развивать и улучшать начатое нами.
В настоящее время мы серьезно включились в реализацию дуального обучения в системе среднего профессионального образования. Соответствующие договоры о сотрудничестве предприятием заключены с учебными заведениями Новооскольского и Чернянского районов Белгородской области. По окончании обучения выпускникам гарантированы трудоустройство, достойная заработная плата и весь пакет социальных гарантий.
- В нескольких словах можете подвести итоги 10-летней деятельности компании?
- За 10 лет деятельность компании «Приосколье» получила высокую оценку коллег, партнеров, руководства Минсельхоза РФ, и самое главное – наших потребителей. У нас работают профессионалы, ведущие специалисты птицеводческой отрасли страны, которым созданы все условия для реализации творческого потенциала. Во всех сферах производственного процесса эффективно внедряем самые новые разработки. Наша продукция востребована. Все это важно, чтобы успешно развиваться и двигаться вперед.