Присутствие в различных рейтингах - один из показателей успешности работы вуза. О том, зачем нужна рейтинговая система оценки деятельности вуза и какие перспективы открываются перед университетами, занимающими высокие позиции, рассказывает ректор ВГУ, доктор экономических наук, профессор Дмитрий Ендовицкий.
- Дмитрий Александрович, что же такое рейтинговая оценка вузов и почему она так важна?
- Рейтинговая система - достаточно сложная и многоуровневая. Ректоры многих российских вузов первоначально не придали большого значения ее внедрению в систему образования, воспринимая рейтинги как некую игру. Ситуация изменилась в 2012 году с выходом «майских указов» президента России Владимира Путина, где перед университетами была поставлена задача войти в топ-100 главных международных рейтингов. Рейтинги сегодня действительно задают вектор развития системы высшего образования. Например, самый известный Академический рейтинг ведущих университетов мира, так называемый шанхайский рейтинг, был изначально создан для того, чтобы показать миллиардному населению Китая наиболее известные и престижные вузы мира, где можно получить образование.
- Какие показатели работы вуз должен улучшать в первую очередь, чтобы попасть в престижные рейтинги?
- Рейтинги - это комплексная оценка работы вуза. В каждом из рейтингов закладывается собственная система критериев. Например, в шанхайском рейтинге учитывается количество нобелевских лауреатов, работающих в вузе, количество обладателей премии Филдса среди математиков, признание работодателей. В рейтинге британской компании QS учитываются показатели публикационной активности, цитируемости работ преподавателей и соответствующего индексирования в научных базах данных, таких как Web of Science (WOS) или Scopus. Также очень важна академическая репутация вуза, которую оценивают по итогам проведения мировых экспертных опросов. Еще один важный показатель - взаимодействие с работодателями. И речь здесь идет, конечно же, не о малом или среднем бизнесе, а о взаимодействии университетов с крупными транснациональными международными компаниями.
- На совещаниях Союза ректоров России неоднократно поднимался вопрос о низких рейтингах российских вузов в международных рейтинговых агентствах. Как вы думаете, с чем это связано?
- Пока системы ранжирования вузов в России и на Западе различаются. Однако сегодня национальные рейтинги постепенно адаптируют к международным. Мы только начинаем входить в глобальное образовательное пространство. И узнаваемость наших вузов - та самая академическая репутация - находится на достаточно невысоком уровне. Например, МИФИ (Московский инженерно-физический институт) - это национальный исследовательский ядерный университет. Он действительно обладает колоссальными возможностями, прекрасными учеными, но раньше вуз был закрытым, и о нем мало кто знает, допустим, в Бразилии или в Австралии. Поэтому работа над академической репутацией, над продвижением бренда университета очень важна. Кроме того, наши ученые публикуются много, но, к сожалению, в основном только в национальных журналах. А чтобы вуз узнавали, необходимо публиковаться и в зарубежных изданиях.
- Насколько необходимо, на ваш взгляд, участие именно в международных рейтингах? Может быть, достаточно создать российские рейтинговые агентства, которые бы максимально объективно оценивали отечественные вузы?
- Одно другому не мешает. Своеобразный прорыв был сделан агентством Интерфакс, когда оно разработало рейтинг университетов стран СНГ. Важно не забывать: международные рейтинги делают российские вузы привлекательными для иностранных студентов, партнеров и работодателей. Недавнее участие ВГУ в глобальной образовательной выставке в Сан-Диего продемонстрировало, что наш вуз известен на мировом образовательном рынке, но лишь потому, что мы на достаточно высоких позициях вошли в шанхайский рейтинг и рейтинг QS. Это определенный сигнал для нас. И в условиях демографической ямы, которую мы сейчас переживаем, конечно же, нам необходимо привлекать абитуриентов из других стран. Для них рейтинги являются как раз критерием успешности вуза.
- Какие возможности и перспективы открываются перед вузом, занимающим высокие позиции в международных рейтингах?
- С одной стороны, это приток студентов из-за рубежа, с другой - более легкое вхождение в международные программы и проекты, а также привлечение дополнительного финансирования, в том числе зарубежного.
- Насколько в ВГУ развито международное сотрудничество? Ездят ли студенты на практику или обучение в зарубежные вузы?
- Да, ездят, и очень активно. Мы реализуем целую линейку разнообразных образовательных программ в бакалавриате и в магистратуре. Это и полноценное образование, когда наши студенты получают двойные дипломы (обучаются несколько лет у нас, потом уезжают за рубеж), и включенное образование, то есть временное пребывание студента в зарубежном высшем учебном заведении. У нас есть факультеты, где до 40% студентов обязательно уезжают на стажировку в зарубежные страны.
- ВГУ представлен более чем в десяти различных национальных и международных рейтингах. Представительство в каких из них является наиболее значимым?
- Самый престижный - шанхайский рейтинг. В настоящий момент в него вошли лишь семь российских университетов. Не менее важен рейтинг QS и вхождение в топ-100 ведущих университетов стран BRICS (Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки).
- В Академическом рейтинге лучших университетов мира ВГУ занял позицию 500+. Этот рейтинг характеризует исследовательскую значимость и научный потенциал вуза. А каковы приоритетные направления научных исследований в ВГУ?
- Университет в первую очередь славится школами, как бы на меня ни обижались гуманитарии, естественнонаучного цикла. Это физика (где сегодняшние ученые продолжают традиции выпускника нашего вуза, нобелевского лауреата Павла Черенкова), ядерная физика, междисциплинарные исследования в области физики и химии, радиоэлектроника, область нанотехнологий. Очень серьезные работы ведутся в сфере фундаментальной медицины, в сфере биоинженерии. Это действительно прорывные направления. Есть в ВГУ целый пул факультетов, которые занимаются исследованиями в области IT-технологий. Но и о гуманитарных науках не следует забывать. Правда, у гуманитариев по вполне понятным объективным причинам публикационная активность меньше ориентирована на западные журналы. Поэтому за рубежом о наших гуманитарных исследованиях знают гораздо меньше.
- Что мешает ВГУ занимать в рейтингах самые высокие позиции? С какими проблемами сталкивается вуз?
- Пожалуй, самая главная проблема всех времен - финансирование. Дело в том, что с 2012 года действует программа «5 топ-100», разработанная Минобрнауки. Согласно этой программе к 2020 году не менее пяти российских вузов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов. В результате конкурсного отбора определены 15 российских университетов, которые получают специальную субсидию на реализацию мероприятий, способствующих продвижению вузов в международных рейтингах. Эти вузы получают от государства до миллиарда рублей ежегодно! К сожалению, ВГУ не вошел в эти 15 университетов. Но по всем международным рейтингам половина этих топовых вузов находится ниже ВГУ. Нам удается демонстрировать высокие результаты даже без целевого финансирования. Хотя дополнительный бюджет позволил бы еще эффективнее развивать международную активность, приглашать больше известных ученых, в том числе с нобелевскими степенями, привлекать зарубежных партнеров. И я могу уверенно сказать, к 2018 - 2020 годам ВГУ смог бы войти по крайней мере в топ-200 ведущих университетов мира.
- Как влияет распространение информации об успехах ВГУ в различных рейтингах на ход приемной кампании?
- Очень активно. Для многих это является абсолютным приоритетом. Здесь стоит, конечно, упомянуть о факторе стоимости обучения. Есть в нашем регионе вузы, которые просто демпингуют на образовательном рынке. Но эти вузы работают на другом качественном уровне и вряд ли смогут удовлетворить высокие запросы абитуриентов, рассчитывающих на современное образование, соответствующее мировым стандартам, и успешную карьеру в будущем. Кстати, недавно мы вошли в национальный рейтинг вузов по подготовке представителей элиты государственного управления. Наши выпускники участвуют в управлении страной, это о многом говорит.
- Дмитрий Александрович, как председатель Совета ректоров вузов Воронежской области, какие тенденции приемной кампании - 2014 в целом вы можете выделить?
- Далеко не всем вузам удается проводить приемную кампанию на уровне предыдущих лет, ведь количество выпускников школ уменьшилось. На ход кампании оказывают влияние и события на Украине. В этом году в нашей области больше абитуриентов из Крыма и Украины. Но надо сказать, что в целом вузы расширяют географию своих студентов. Меня радует, что в ВГУ приблизительно 40% от общего количества поступивших - выпускники школ из других областей и регионов. Уже 74 субъекта Федерации - практически вся страна! - прислали детей к нам в университет. Кстати, во многом это возможно благодаря активному продвижению вуза в интернете и оперативному информированию глобального сообщества пользователей о наших достижениях. Это позволяет нам успешно конкурировать с самыми престижными столичными и зарубежными университетами.
Любовь Матвеечева
Воронежский курьер, №59, 1 августа 2014 года.