Неизвестный инвестор скупает акции «Агрокультуры», шведского агрохолдинга с российскими активами. Компания подозревает, что это «Продимекс», но крупнейший российский производитель сахара это отрицает
Менеджмент «Агрокультуры» борется против недружественного, как он считает, поглощения: 26,8% ее акций выкупил неизвестный инвестор, и теперь компания планирует допэмиссию с целью размыть его долю.
«Агрокультура» (бывшая Alpcot Agro) была основана в 2006 г., а с 2007 г. ее бумаги торгуются на Стокгольмской бирже. Офисы компании находятся в Стокгольме и Лондоне, а производственная база — в России и на Украине, где она занимается растениеводством и разводит крупный рогатый скот. По данным консалтинговой компании BEFL, она входит в топ-30 крупнейших владельцев сельхозземель в России.
14 июля «Агрокультура» сообщила, что 13,9% ее акций в результате нерыночной сделки приобрел «неизвестный покупатель» по 3,75 шведской кроны (362,2 млн крон, или $52,5 млн за весь пакет). Несмотря на «значительную премию к текущей рыночной цене» (на тот момент максимальная котировка составляла 3,07 кроны), цена покупки была ниже, чем в последнем отчете о балансовой стоимости акций — 6,8 кроны, обращала внимание «Агрокультура». Справедливая стоимость активов компании выше ее капитализации, согласен управляющий директор BEFL Владислав Новоселов.
Акции продал австралийский фонд Hunter Hall, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Агрокультуры» Стивен Пикап. Позднее «Агрокультура» сообщила, что, «по неподтвержденной информации», также вне рынка ее акции продали еще два фонда — Schroders и Two Eye Fund Ltd. В сумме три проданных пакета составляют 26,8% акций «Агрокультуры».
Сначала «Агрокультура» предположила, что покупатель всех трех пакетов — российский агрохолдинг «Продимекс» или стоящий за ним инвестор, делающий «значительные инвестиции в земли рядом с российскими активами «Агрокультуры». Сам «Продимекс» отрицает участие в скупке акций, но на него указали фонды-продавцы, объясняет Пикап.
«Продимекс» — крупнейший в России производитель сахара: в 2013 г. на его заводы, по данным Союзроссахара, пришлось 19% всего произведенного в стране сахара. Одновременно «Продимекс» — один из крупнейших землевладельцев: компания контролирует 560 000 га, выращивая на них сахарную свеклу, пшеницу, ячмень, рожь, кукурузу, подсолнечник и сою, рассказывал в июне ее гендиректор Виктор Алексахин журналу «Агроинвестор». По данным BEFL, земель у «Продимекса» чуть меньше — 480 000 га, но, даже если так, он второй по объему земельного банка после казахстанского «Иволга-холдинга» (распоряжается 550 000 га в России). В последние годы угодья холдинга расширялись на 20 000−50 000 га в год, такими же темпами он планирует развиваться еще пять лет, говорил Алексахин.
У «Продимекса» 15 сахарных заводов, и семь из них — в Воронежской области (всего в этом регионе девять сахарных заводов), где больше всего земель у «Агрокультуры». Сахарная свекла — основное сырье для производства сахара — не позволяет длительную транспортировку, поэтому заводы, как правило, перерабатывают свеклу, собранную в 50-70-километровой зоне вокруг. В Курской области есть сахарные заводы «Разгуляя», «Иволга-холдинга» и компании «Моснефтегазстройкомплект».
В пятницу «Агрокультура» сообщила, что, по ее сведениям, покупателем ее акций стал офшор Steenord Ltd. (Британские Виргинские острова) и он контролирует примерно 27,5% акций. Если все пакеты проданы одной структуре, это делает ее крупнейшим держателем акций «Агрокультуры», отмечает Пикап, но оговаривается: связь между «Продимексом» и Steenord не установлена, так как связаться с офшором по этому вопросу «Агрокультуре» пока не удалось.
В «Продимексе» знают о подозрениях «Агрокультуры», но настаивают: компания ни при чем. «Мы не имеем отношения ни к скупке, ни к этому офшору», — заявил «Ведомостям» Алексахин.
Наличие у акционера 30% или даже 27% компании позволяет рассматривать его как де-факто контролирующего, если остальные ведут себя пассивно, констатирует руководитель корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Ситников. Кроме того, по шведским законам акционер, собравший 30%, обязан сделать остальным держателям предложение о выкупе всего бизнеса, говорит Пикап и подтверждает Ситников.
«Мы не против продажи компании, но по хорошей цене», — говорит Пикап. Он опасается, что новый акционер сменит совет директоров и менеджмент, а затем предложит остальным держателям акций продать бумаги по заниженной цене. «Наша цель — соблюсти интересы всех акционеров», — подчеркивает Пикап.
Обязанности продавать акции у миноритариев в любом случае нет, успокаивает Ситников: если предложение о выкупе поступит, совет директоров проинформирует акционеров о его существенных условиях, чтобы те могли принять взвешенные решения.
Тем временем совет директоров «Агрокультуры» назначил на 14 августа внеочередное собрание акционеров, где должен решиться вопрос о допэмиссии 20,9 млн акций (это около 14,5%) «с отступлением от преимущественных прав акционеров». «Речь о том, чтобы предложить пакет дополнительных акций одному из нынешних акционеров», — пояснил Пикап. Какому именно, решит совет директоров, но это должен быть акционер, поддерживающий стратегию совета.
Если инвесторы проявят интерес, то «Агрокультура» вправе увеличить уставный капитал, не дожидаясь внеочередного собрания, — правда, не более чем на 5% (выпустить до 7,2 млн акций), следует из информации, опубликованной на Стокгольмской бирже.
Очевидно, «Агрокультура» намерена размыть пакет нового акционера (эмиссия 14,5% акций сокращает пакет с 27,5 до 24,1%. — «Ведомости») и увеличить долю тех владельцев, которые на стороне менеджмента, рассуждает Новоселов из BEFL. Но маловероятно, что это удастся сделать: скорее всего новый акционер будет либо блокировать решение о допэмиссии, либо требовать права на приобретение пакета как минимум пропорционально своей доле, говорит Ситников из Goltsblat BLP.
Если за покупателем стоит переработчик сельхозпродукции или трейдер, то возможная цель покупки — обеспечение себя сырьем, рассуждает Новоселов. В таком случае «Агрокультура» будет работать с низкой маржей, а большая часть прибыли достанется переработчику или трейдеру.
С 1 июля акции «Агрокультуры» на Стокгольмской бирже резко пошли в рост и к 28 июля достигли отметки в 4,1 кроны за бумагу. В последний раз такая цена была в апреле 2013 г. Очевидно, противоборствующие стороны скупают акции, чтобы увеличить свои пакеты, плюс появилась информация о цене сделки, которая значительно выше котировок, считает Новоселов.
Запросы «Ведомостей» в фонды, продавшие акции, остались без ответов. Связаться с представителем Steenord Ltd. не удалось.
Мария Кунле
Анфиса Воронина
Ведомости, 04.08.2014.