Когда приходит время платить по счетам, чиновники дают обратный ход
В последние годы в Воронеже остро стоит проблема с доступным жильём. Молодые семьи часто не могут себе позволить даже малометражную однокомнатную квартиру на окраине. Между тем, десятки семей ждут много лет своей очереди на переселение из аварийного жилья. Федеральные, региональные и муниципальные программы оптимистично звучат только в теории, на деле же они не работают. Удастся ли Воронежу исправить ситуацию, эксперты прогнозировать не берутся. Эти и другие проблемы в преддверии дня строителя обсудили представители отрасли за круглым столом. Мероприятие организовало агентство бизнес информации «Абирег», вчера, 5 августа.
Государственные программы не работают – власти не исполняют обещания
По словам президента ВГАСУ, главы комитета по труду и социальной защите населения Воронежской областной думы Игоря Суровцева, после того, как в майских указах президент обозначил проблему переселения из аварийного жилья, регионы резко кинулись решать задачу. Однако видимого результата это так и не принесло. Дело с мёртвой точки не сдвинулось.
- Площадь аварийного жилья в России возросла с 11 миллионов квадратных метров до 27. Не хочу называть цифры по Воронежу. Достоверную информацию можно найти с большим трудом. Это неурядицы областного правительства, - рассказал Игорь Степанович. – Продолжать строить пентхаусы – это преступление. Если мы не начнём строить доступное жильё, особенно для молодых семей, то у нас уменьшаться и демографические показатели. Россия – вымирающая страна, а Воронежская область по этим показателям регион депрессивный. Я много разговариваю с молодёжью. У нас в регионе за год на сто браков приходится 70 разводов. Нередко причиной является проживание с тёщей или свекровью. А ипотека сейчас только растёт. Банки повышают процентные ставки, хоть и говорят об обратном.
Правда, генеральный директор финансовой компании «Аксиома» Иван Кандыбин отметил, что сейчас в основном строится экономное жильё, потому что остальное продаётся тяжело и медленно. В основном акцент делают на малогабаритные квартиры. В целом под элитными сейчас понимают дома, которые находятся в центре города. При этом комфортность и площадь не учитываются. Если речь идёт о маленькой однушке на площади Ленина, то она уже считается элитной. Другой вопрос, что даже эконом-класс по цене не всегда доступен, в особенности, если учитывать себестоимость квартир.
- Что касается аварийного жилья, то существует огромное количество программ, которые в основной массе не работают, - подчеркнул Иван Владимирович. – Инвесторы готовы браться за эту работу. Городскую программу, которая существует с 2010 года, приняли как декларацию. Все понимали, что она сырая, что непонятны многие моменты, а строители не найдут механизмов для её реализации. Теперь, спустя четыре года, пытаются выяснить, почему так произошло. Несколько вице-мэров по строительству из-за этого уволили.
Примером несостоятельности власти может послужить ситуация со строительством детских садов. Региональное правительство пообещало, что после того, как здания будут простроены, с компаниями рассчитаются. Когда же подошло время отдавать деньги…
Причём сейчас за исполнение программы выдают отдельные действия инвесторов, которые по своей инициативе взялись за строительство без какой-либо социальной поддержки. Речь идёт о случаях, когда частники выкупают квартиры в аварийных домах за свой счёт. Конечно, застраивать свободные территории выходит дешевле, но они скоро кончатся.
Кроме того, законодательство диктует политику ценообразования. Получается, что застройщик загнан в узкие рамки. При высокой себестоимости квартир и низкой конечной цене компании едва ли смогут, получит желаемый доход. Получается, что сейчас строительный бизнес уже не так выгоден, как было раньше. К слову, это влияет и на качество возводимых объектов, так как при строительстве социального жилья используются не дорогие материалы. В конечном итоге из-за условий, которые диктует рынок недвижимости, уродуется город.
Изношенность коммуникаций бьёт по застройщикам
Собравшиеся обратили внимание и на проблемы коммунальной сферы. Если правительство нагружает социальной ответственностью строительные компании, то муниципальные предприятия, напротив, освобождает. Проще говоря, изношенные коммуникации также становятся головной болью застройщика. На гнилые трубы невозможно насаживать новые объекты. Таким образом, компании платят большие деньги за то, чтобы провести к дому электроэнергию, тепло и воду.
- Пользуемся мы, например, водозабором. Старинным, в центре города. Там установлены ещё свинцовые трубы, дореволюционные. Говорят, что дубовые даже есть со времён Петра I, - шутит Игорь Суровцев.
По словам генерального директора ООО «Инвестиционно-строительная компания «Финист»» Сергея Лукьянова, инфраструктуру строителям приходится делать практически самостоятельно, к примеру, создавать отдельные котельные.
- В своё время власти попросили нас вынести за город завод. Сказали, что город поможет. Мы вынесли, запустили, нам не помогли. Все сети завода обещали отдать – не отдали. Мы заплатили около 30 миллионов рублей. Сети сделали самостоятельно, - рассказал Сергей Лукьянов. – Запустили две котельные, также сами.
Чтобы наладить инфраструктуру компании тратят немалые деньги: теплообменники, приборы учёта и так далее. Плюс к этому цены повышаются с каждым днём. Получается, что строить жильё эконом-класса дело неблагодарное, себестоимость зашкаливает. По мнению Сергея Лукьянова, такие дома лучше возводить в отдалённых районах, а в центре акцентироваться на бизнес-классе.
- Я не думаю, что у кого-то из застройщиков получится построить эконом-класс. Построить-то получится, но получить прибыль не получится, потому что её съест инженерия, - продолжил генеральный директор.
Застройка создаёт транспортные коллапсы
К слову, участники круглого стола отметили и проблему градостроительства в целом. Воронеж застраивается по максимуму. Появляются всё больше и больше высоток. Это в свою очередь приводит к бесконечным пробкам и заторам. Особенно это ощутимо в Северном районе. Там каждый день происходит настоящий транспортный коллапс. С учётом этого строители уходят в сторону Новой Усмани, пока там земли достаточно.
К примеру, сейчас бывший полигон ВПИ собираются застраивать высотками. Площадь около 20 гектар. Сейчас там в основном частный сектор. То, что посреди малоэтажной застройки появятся громадины – полбеды. Но что в таком случае делать с транспортными развязками, которых нет?
Таким образом, собравшиеся пришли к выводу, что градостроительная политика в целом хромает. Буквально через несколько лет город просто «задохнётся». Глядя на сложившуюся ситуацию, в ВГАСУ создали новую специальность, окончив которую, выпускники будут нацелены на решение этих проблем.
Пока же предположить, как дальше будет развиваться ситуация сложно. Невозможно определить, с чем мы столкнёмся уже в сентябре, поэтому загадывать на несколько лет вперёд смысла нет.
Евгения Полухина
Время Воронежа, 6 августа 2014 года, 17:27.