Воронеж. 11.08.2014. ABIREG.RU – Аналитика – Битва за Донбасс, поток беженцев из Луганска и Донецка, западные санкции и ответные продовольственные санкции от президента России Владимира Путина затмили в региональной политике губернаторские выборы. Но, несмотря на явно дестабилизирующие факторы, в черноземных областях, согласно свежему исследованию фонда «Петербургская политика», сохраняется, за исключением традиционно отстающей Орловщины, максимальная (Белгород), высокая (Воронеж, Курск) или средняя (Липецк) устойчивость. Главный тренд сезона заключается в том, что одна из четырех парламентских партий, «Справедливая Россия», судя по всему, вытесняется из большой политики.
Избирательные кампании в четырех регионах Черноземья – Воронежской, Курской, Липецкой и Орловской областях – проходят по одному сценарию: врио главы региона, выдвиженцу «Единой России», противостоят представители двух-трех парламентских партий (так в российской политической системе называются партии, представленные в Госдуме) и кандидаты-спойлеры. Де-юре исключение составляет Орел, но не де-факто. Врио губернатора Вадим Потомский официально выдвинут КПРФ. Но одновременно его поддерживает «Единая Россия», так как он - креатура президента Владимира Путина.
ЛДПР участвует в выборах во всех четырех регионах; КПРФ, «Единая Россия» и «Справедливая Россия» - в трех (учитывая официальное выдвижение Вадима Потомского от коммунистов и неофициальное - от единороссов). Причем кандидата справороссов в Курской области едва ли стоит воспринимать серьезно. Константин Комков - политтехнолог. Во всех четырех областях у врио главы региона четыре оппонента.
Можно говорить о том, что партия, некогда претендовавшая на статус второй партии власти, сдает позиции. И наметившийся тренд уже фиксируют эксперты. «Состав большой четверки российских партий может измениться, - утверждает профессор МГИМО и политолог Валерий Соловей. - Место «Справедливой России» должна занять «Родина» вице-премьера Дмитрия Рогозина и его давнего соратника, депутата Госдумы от Воронежской области Алексея Журавлева. Такое положение вызвано тем, что в обществе на смену социал-демократическому запросу пришел государственно-патриотический. Планируется, что «Родина» станет второй по значению политической партией России после «Единой России». Пикантность ситуации в том, что в свое время именно «Справедливая Россия» по указке администрации президента поглотила «Родину». Так что бумеранг возвращается».
Именно поэтому важно отследить, как на фоне патриотического подъема ведет себя на губернаторских выборах «Родина» (ее лидер Алексей Журавлев не вылезал в ходе присоединения Крыма из Севастополя, был в Донбассе, является одним из бенефициаров так называемой «Русской весны»). Так вот, партия занимает, очевидно, сугубо конъюнктурную позицию, не особенно выделяясь, впрочем, на фоне коллег (те же «Единая Россия» и КПРФ вступили в Орле в альянс вокруг фигуры Потомского). В Липецке «Родина» бойкотирует губернаторские выборы. «Конституция гарантирует каждому гражданину (кроме недееспособных и заключенных) право избирать и быть избранным, - заявляет лидер реготделения партии Сергей Валетов. - Но Конституции, на мой взгляд, противоречит введение муниципального фильтра… Я не намерен участвовать в шоу нынешних губернаторских выборов и создавать иллюзию демократии, когда все в конечном счете определяет административный ресурс». В Воронеже реготделение партии поддерживает врио главы региона Алексея Гордеева (благодаря Гордееву Журавлев попал в 2010 году в Госдуму по спискам «Единой России» - по квоте Общероссийского народного фронта). А в Орле родинцы отозвали своего выдвиженца Сергея Исакова. «Мы поддерживаем Владимира Путина, а он поддержал врио губернатора коммуниста Вадима Потомского», - объяснил лидер орловского реготделения партии «Родина» Геннадий Парахин.
Спойлерами на губернаторских выборах в регионах Черноземья являются выдвиженцы Казачьей партии России, Партии возрождения России, Партии свободных граждан, Аграрной партии, Партии пенсионеров и «Патриотов России». О том, что они являются дублерами врио глав регионов, свидетельствует, например, новоиспеченный «казак» Михаил Чубирко, бывший глава воронежского Роспотребнадзора. На встречах с избирателями он позиционирует себя как член команды губернатора Алексея Гордеева.
Однако даже более или менее серьезные кандидаты (как, скажем, коммунист Константин Ашифин в Воронежской области) не представляют собой угрозы для врио глав регионов. Они не обладают сопоставимой узнаваемостью с губернаторами, не имеют достаточного политического веса и ресурсного потенциала. Так что не то что в Черноземье, но и во всех 33 регионах страны, в которых 14 сентября пройдут выборы, нет ни одного, где бы повторился прошлогодний сценарий остроконкурентных выборов в Москве. Тогда врио столичного мэра Сергею Собянину противостоял яркий, пусть и неоднозначный, оппозиционер Алексей Навальный. «Кремль дал отбой конкурентным сценариям: страна после воссоединения с Крымом и Севастополем в состоянии мобилизации и противостояния с Западом, рейтинг президента заоблачный - так зачем же подвергать испытаниям вертикаль власти? - комментирует доктор политических наук Владимир Слатинов. - Тонкая игра не имеет политического запроса, да и персонажи, занимающиеся сейчас в администрации президента внутренней политикой, предпочитают простые решения и схемы».
Касательно черноземных регионов конкурентные сценарии изначально были возможны в Орле и Курске. Бывший спикер Орловского облсовета Иван Мосякин собирался бросить перчатку Вадиму Потомскому, а бывший вице-президент России и бывший же курский губернатор Александр Руцкой – Александру Михайлову. Но кандидатуру Мосякина отозвали «Патриоты России», а Руцкому («Демократическая правовая Россия») забраковали подписи. В Воронеже о своем желании участвовать в кампании заявляли депутат Госдумы Олег Пахолков («Справедливая Россия»), Андрей Зоткин (Российский общенародный союз), Юрий Хорошильцев («Народ против коррупции»). Не получив от губернатора ответ на просьбу о поддержке в преодолении муниципального фильтра, выдвигаться они не стали. Поэтому перспективы второго тура не просматриваются ни в одной из областей.
«Ход кампаний по губернаторским выборам не принес власти неприятных сюрпризов, - констатирует, в свою очередь, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. - Относительно перспективные кандидаты выдвигались от непарламентских партий и большей частью были вынуждены сойти с дистанции. А парламентские предпочли не идти на обострение, подчеркивая свое пребывание в де-факто сложившейся провластной межпартийной коалиции и не желая нести серьезные расходы ради призрачных шансов на победу. По разным причинам не оправдались ожидания острой борьбы даже в столицах – на выборах губернатор Петербурга и депутатов Мосгордумы. Возможности интриг связаны в основном со слабой информированностью избирателей о выборах. Кроме того, завышенные ожидания отдельных глав регионов о результатах голосования (а порой и явки) порождают феномен спускаемых в муниципалитеты планов по итогам выборов и явке, в том числе труднореализуемых и чреватых срывами. Однако названные риски снижаются дефицитом оппозиционных игроков, жестко настроенных на слом инерционного сценария».
Михаил Виноградов отмечает, что тему выборов в региональной повестке дня вытесняет влияние западных санкций и отечественных продовольственных контрсанкций. Как говорится в свежем исследовании фонда «Петербургская политика», наблюдается рост негативных ожиданий вокруг предприятий черной металлургии в связи с возможностью резкого повышения импортных пошлин на их продукцию, что, в частности, касается Липецкой области (градообразующим для нее является, как известно, Новолипецкий меткомбинат). Западные санкции также могут ощутить Воронеж и Тамбов, где находятся предприятия оборонного концерна «Созвездие».
Другой важный политический фактор, меняющий повестку дня, - беженцы из Донецка и Луганска. Но более всего – «антитеррористическая операция» Киева на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Соответственно, более актуальными, чем выборы, становятся другие вопросы.
Что касается политической системы, то она не отвечает той поляризации мнений, которая существует в обществе. К примеру, за Донбасс, а соответственно, против Киева, или наоборот. За путинские контрсанкции и развитие отечественного сельхозпроизводства или за пармезан и хамон на прилавках. «Наша политическая система устроена так, что идеология должна подстраиваться под курс политического общенационального лидера, - комментирует политолог Егор Холмогоров. - И, соответственно, если он делает какие-то идеологические маневры, то все более или менее должны маневрировать вместе с ним. Проблема в том, что люди, у которых есть идеология, практически не могут выйти на избирателя. На избирателя выходят централизованные партийные машины, которые категорически зачищают людей с определенными политическими принципами, оставляя чисто функционеров. Такова политическая реальность, и пока она изменению не поддается».
Симптоматично в указанном ключе как раз отсутствие на выборах социал-патриотов от «Родины», представляющих национально-патриотический лагерь («Единая Россия» монополизировала государственно-патриотический дискурс, за исключением спойлеров, которые не меняют ничего), и либералов, хотя они, как показывает практика, занимают в украинском кризисе враждебную РФ сторону. В результате избирательные кампании не дадут эффекта выброса пара населения, став, по определению Слатинова, «организацией голосования граждан по одобрению населением кандидатуры врио главы региона».