Речь идёт о похоронном деле
Самый прибыльный мировой бизнес, согласно данным учёных из Университета ООН, – это строительство туалетов. Однако в России есть отрасль, которая может поспорить с этим утверждением.
Существующая система организации похорон в нашей стране не изменилась с советских времён. Даже федеральный закон «О погребении…» датируется далеким 1996 годом. Тогда же в каждом муниципальном образовании для реализации муниципальных услуг были созданы МУПы, функционирующие и по сей день. Отличие состоит лишь в том, что раньше кладбища содержались и обслуживались за бюджетные деньги, а затем в похоронном деле образовалась коммерческая составляющая. Хочешь получить для близкого родственника хорошее место или место на престижном кладбище – будь готов расстаться с определенной суммой. Суммы «вознаграждения» за дополнительные услуги растут ежегодно, а ситуация на кладбищах так же быстро ухудшается: выделенные под захоронения участки переполнены, изыскать новые совсем непросто, а о содержании кладбищ и инфраструктуре не приходится и говорить.
На федеральном уровне обсуждается несколько вариантов решения «кладбищенской» проблемы, в том числе – создание единого администратора кладбищ, организация полностью частных некрополей и строительство крематориев. И ещё одно обязательное условие – наличие контролирующего органа, а то и двух (государственного и общественного), поскольку, по мнению экспертов, удлинение «взяткоёмкой вертикали» заставит притормозить заказчиков, склонных переплачивать за «особые условия».
Все предложенные варианты решения проблем актуальны и для воронежской сферы ритуальных услуг. Однако не все они выгодны тем, кто сейчас имеет прибыль от деятельности «условно муниципального» МУП «Спецкомбинат» – городской специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Проверка, проведенная Контрольно-счётной палатой Воронежа, раскрыла некоторые удивительные особенности оказания ритуальных услуг в нашем городе. Оказывается, сам спецкомбинат отвечает только за непосредственно захоронение (рытьё могилы, подвоз тела и так далее), а все остальные услуги (весьма многочисленные и гораздо более дорогостоящие) оказывают сторонние организации. С одной стороны, по закону так и должно быть: фиксированный гарантированный перечень услуг – само собой разумеется, а пожелания заказчиков (от скромного венка до элитного катафалка) – за дополнительную плату.
С другой же стороны, деньги и за основные, и за дополнительные услуги заказчик платит в кассу спецкомбината. Получается, что муниципальное предприятие является посредником, и с каждого перечисленного рубля имеет свою прибыль, и немалую. Согласно бухгалтерской отчетности, например, за организацию VIP-захоронения в свою пользу комбинат удерживал 25-30 процентов от общей стоимости услуги (а это около 13 тысяч рублей), за поиск клиентов на установку памятников – 10 процентов. Поразительно, насколько щедрыми могут оказаться совершенно сторонние коммерческие организации…
Однако сторонними они являются только на первый взгляд. Фактически же, согласно данным из Единого госреестра юрлиц, учредителями и директорами крупнейших похоронных фирм – ООО «Ритуал-Сервис», ООО «Мемориал-Сервис», ООО «Энтада», ООО «Фирма «Ритуал» – на протяжении ряда лет были сотрудники спецкомбината: от заместителя директора до водителя. Не оставалось в стороне от доходного бизнеса и руководство МУПа, – учредителями двух фирм являются сын и дочь бывшего директора. И это, конечно, далеко не полный список близких к комбинату частных контор.
Размеры безосновательного обогащения без проведения соответствующего расследования представить себе сложно, можно только констатировать, что поступления всего от трёх фирм за полтора года перевалили за 20 миллионов рублей (из них комбинату «осталось» почти 4,5 миллиона). По опыту ведения бизнеса в нашей стране, такой масштаб предполагает наличие надежного «тыла», который позволяет безоблачно существовать в любую погоду в обмен на какие-либо ответные услуги.
Странно было бы предположить, что у богатого похоронного дела не окажется крепких «тыловиков». Нехитрый поиск аффилированных структур дал любопытные результаты. Из источника, близкого к МУП «Спецкомбинат», стало известно о существовании ритуальных компаний, непосредственное отношение к которым скорее всего имеют депутаты городской Думы Фёдор Ковалев и Галина Кудрявцева: ООО «Вертикаль» и ООО «Гранит-Сервис».
И действительно, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, предприятия зарегистрированы по адресу: улица Лебедева,6, офис 106, владельцем которого является директор ООО «Базис-К», депутат гордумы Фёдор Ковалев.
ООО «Базис-К» – не единственное предприятие Ковалева, на сайте Воронежской городской Думы он обозначен как директор ООО «Воронежская экологическая компания» (виды деятельности – обработка отходов и их продажа), расположенного на улице Лебедева, 2а, где зарегистрирована общественная организация «Блок Галины Кудрявцевой», активным членом которого является Фёдор Ковалев.
И, наконец, последнее левобережное совпадение: в этом здании зарегистрирована ещё одна фирма «Вертикаль», занимающаяся организацией похорон. Фамилия самого громогласного и правдолюбивого воронежского депутата в этом списке оказалась неслучайно. Изучив материалы о ситуации на воронежских кладбищах, опубликованные в средствах массовой информации за последние пару месяцев, авторы обнаружили единственного противника ликвидации МУП «Спецкомбинат» – пламенного борца с коррупцией Галину Кудрявцеву. На страницах печатных и электронных СМИ Галина Александровна резко высказывалась против продажи муниципальной земли (которую никто и не собирается продавать) и против создания «похоронного» бюджетного учреждения (судьба которого также пока не определена).
Между тем, законодательство на сегодняшний день ясно прописывает обязанности муниципалитета по участию в похоронном деле: создать специализированную организацию, которая будет заниматься захоронением безродных и других категорий граждан, оказывая при этом определенный государством перечень услуг. При этом, дополнительные услуги вправе оказывать коммерческие фирмы – на конкурсной основе, то есть честно проходя через процедуру торгов и предлагая наиболее выгодное для заказчика сочетание «цена-качество».
Первое условие в Воронеже, в общем, соблюдено – МУП худо-бедно существует. А вот в круг лиц, допущенных к коммерческой сверхприбыли, посторонних не допускают. И единственный выход из этой ситуации – не просто учредить организацию или принять нормативный акт, а «власть имущим», как говаривал персонаж любимого фильма, «не путать свою личную шерсть с государственной».
Валерий Скворцов
Время Воронежа, 11 августа 2014 года, 18:00.