ЕС уговорит Бразилию? Вопрос ненаучной фантастики
Евросоюз собирается отговорить Бразилию и Чили от поставок сельхозпродукции в Россию и присоединиться к антироссийским санкциям, написала сегодня газета Financial Times.
Как отмечает издание, воодушевление, с которым некоторые производители в Латинской Америке встретили запрет России на импорт сельхозпродукции из ЕС, вызвало озабоченность в Брюсселе.
«Мы будем вести переговоры со странами, которые потенциально будут заменять наш экспорт в Россию, чтобы обозначить наши ожидания, что они не будут извлекать недобросовестную выгоду из нынешней ситуации», — заявил официальный представитель ЕС на брифинге по ситуации на Украине, подчеркнув, что «сложно будет оправдать дипломатические инициативы стран по замещению продукции».
Газета «Время Воронежа» поинтересовалась у аналитика рынков Елены Чуфриновой, что грозит российскому рынку и Воронежской области в частности, если ЕС уговорит Латинскую Америку?
- Начнём с того, как это у них может выйти? Для этого Латинская Америка должна присоединиться к санкциям. Ведь там же не могут запретить своим бизнесменам продавать свою продукцию нам, поэтому присоединение к санкциям - единственный вариант. Но, учитывая, мягко говоря, непростые отношения нынешних латиноамериканских правительств с США и Европой, сценарий этот скорее из раздела ненаучной фантастики. Страна Латинской Америки, которая более-менее идёт в фарватере американской политики - это Колумбия, приблизительно также – Перу. Остальные все - против. Аргентина, Бразилия и Чили прогибаться не станут. Для того чтобы их уговорить, надо предложить что-то взамен. А чем может пожертвовать Европа? Практика показала, что там очень прижимистые переговорщики.
- Насколько вообще Россия нуждается в замещении продукции из Европы?
- С голоду здесь никто не умрёт, но по той же свинине у нас зависимость - 30, а то и 40 процентов, по говядине и рыбе те же 30-40 процентов. Понятно, что мы себя обеспечиваем курятиной, зерновыми. А по фруктам мы никогда себя не будем обеспечивать по климатической причине.
- И, например, Аргентина или Бразилия, могут покрыть те самые 30-40 процентов?
- Цена зависит от того, насколько быстро удастся перестроить логистические поставки. Каждые сто километров стоят сколько-то долларов. Это, во-первых. Во-вторых, если мы договорились с одним заводом, он прошёл все санитарные контроли и так далее и поставляет тысячу тонн чего-то, то, прежде чем его заменит другой завод тот тоже должен пройти тот же санитарный контроль. Мгновенно это не делается. В-третьих, есть позиции, которые Латинская Америка не закроет никогда, те же сыры экзотические.
- Если говорить непосредственно о Воронежской области, ведь у нас же логистику по мясу из Аргентины ещё при губернаторе Кулакове как будто налаживали…
- Всё равно всё это идёт через один порт, через С-Петербург и дальше на Москву. Напрямую в Воронеж ничего не попадает. Надо дотащить до России, разгрузить и довезти до конкретного места. А из Европы значительная часть того же мяса возится просто рефрижераторами. В общем, всё это, конечно, препятствие преодолимое, но время и деньги это всё сожрёт. И на цене это отразится. Вопрос ещё в том, насколько длительные будут санкции? Полгода, год? Ведь там спустя три месяца допускается пересмотр…
Виктор Ганик
Время Воронежа, 12 августа 2014 года, 14:42.