Претендовать могут Mondelez, Nestle и Mars, но только после окончания военных действий
Недавнее заявление исполнительного директора инвесткомпании Rothschild & Cie, сообщившего в интервью радио «Свобода», что его компания завершает процедуру подписания контракта со структурами Петра Порошенко об участии в продаже его активов (и прежде всего, кондитерской корпорации Roshen), породило волну слухов.
Например, часть СМИ сделала вывод, что покупателями бизнеса украинского президента станет непосредственно семья Ротшильдов, хотя ее специализация — подготовка и проведение подобных сделок исключительно в качестве посредника. Ряд СМИ указал, что Ротшильды будут продавать также и другие активы президента Украины, например, его аграрную компанию «Укрпродинвест» и завод «Ленинская кузня».
Ранее
Что воруют у компаний Порошенко
Впрочем, как выяснили «Вести», дом Ротшильдов будет заниматься исключительно продажей Roshen, и поможет ему в этом украинский партнер — компания «Инвестиционный капитал Украина». Ее основателем и главным собственником до назначения председателем Национального банка была Валерия Гонтарева, которая считается чуть ли не личным инвестбанкиром Порошенко.
До мировых лидеров не дотягивает
Что представляет собой Roshen сейчас? Объем выпуска продукции корпорации достигает 450 тыс. т ежегодно, а в ее состав в Украине входят Киевская, Кременчугская, Винницкая кондитерские фабрики (последняя владеет двумя производственными площадками) и масломолочный комбинат «Бершадьмолоко». За пределами страны «Рошен» владеет Липецкой кондитерской фабрикой в России, Клайпедской — в Литве, и компанией Bonbonetti Choco Kft в Венгрии.
Все это делает корпорацию средней по размерам международной кондитерской компанией, которая, в соответствии с рейтингом Candy Industry Top 100, занимает двадцатое место в мировом рейтинге производителей сладостей с выручкой $1,02 млрд. по итогам прошлого года. При этом по сравнению с лидерами указанного рейтинга детище Порошенко выглядит «малышом»: например, у лидера Candy Industry Top 100, американской корпорации Mars, продажи в прошлом году были в 17 раз больше. Более солидными объемами может похвастаться и бизнес производителей, занимающих в мире второе и третье место — корпораций Mondelez и Nestle: $15 млрд. и $12 млрд., соответственно.
Предыстория
Бизнес президента Порошенко продадут Ротшильды
Даже на территории СНГ Roshen не является лидером, его опережает российская корпорация «Объединенные кондитеры», оборот которой в $1,7 млрд. долларов позволил ей занять 16 строчку в мировом рейтинге. Но в Украине компания Порошенко — бесспорный лидер. Ей, по различным оценкам, принадлежит около 25% рынка, а ее ближайшие преследователи — «Конти» Бориса Колесникова и «АВК» Александра Авраменко и Валерия Кравца, даже совокупно не владеют такой долей (их обороты в прошлом году достигли лишь $520 млн долларов и $275 млн соответственно).
Только после окончания войны
Сколько может стоить Roshen? Корпорация Петра Порошенко не проводила IPO (первичное публичное размещение акций), ее акции и депозитарные расписки не котируются на международных биржах, и определить ее рыночную стоимость сложно. Приходится довольствоваться лишь приблизительными оценками экспертов. По их подсчетам, она сейчас варьируется от $300 млн (такой является капитализация сопоставимых по обороту с украинской компанией азиатских кондитерских корпораций Crown Confectionery и Bourbon Corp.) до $1,5 млрд (такие оценки делали украинские инвестбанкиры в прошлом году).Скорее всего, истина находится где-то посередине, и рыночная цена Roshen не превышает $1 млрд.
Если Петру Порошенко удастся выручить такие деньги за свою компанию, это можно будет считать большой удачей, с учетом обрушения экономики в Украине и потери Roshen главного внешнего рынка сбыта — России.
Компания Ротшильдов за свою долгую историю имела опыт сопровождения сделок с участием крупнейших корпораций — таких, как ABN AMRO, Scottish & Newcastle, Lafarge, Areva, Allianz и многих других. Как выяснили «Вести», Ротшильды также имели опыт и сделок в кондитерской отрасли Восточной Европы: несколько лет назад они помогали Cadbury (британская «дочка» Mondelez) приобрести в Румынии производителя шоколада Kandia-Excelent. Сделка обошлась покупателю более чем в 100 млн евро, но ее вряд ли можно было считать успешной, поскольку уже в 2010 г. Kandia-Excelent была перепродана британскому фонду Oryxa Capital.
В Украине никто из представителей крупного бизнеса Ротшильдов для продажи своего бизнеса еще не привлекал. Очевидно, именно поэтому разбираться с тонкостями ведения дел в нашей стране им будут помогать локальные партнеры по консорциуму из уже упомянутой компании «Инвестиционный Капитал Украина».
В тему
Все секреты Петра Порошенко
Круг потенциальных приобретателей Roshen в данный момент не раскрывается. Впрочем, очевидно, что ими точно не станут украинцы (у «Конти» и «АВК», чьи ключевые фабрики находятся в охваченном войной Донбассе, нет таких возможностей), и россияне: им Порошенко не может позволить продать свое детище ни при каких обстоятельствах по политическим мотивам.
Не исключено, что покупателем станет кто-то из первой тройки мировых кондитеров: те же Mondelez и Nestle давно ведут бизнес в Украине и не прочь расширить свое присутствие в нашей стране. А для Mars поглощение Roshen было бы отличным шансом в одночасье стать лидером на рынке одной из крупнейших стран Восточной Европы. Однако ни одна из этих компаний не согласится переплачивать за президентский актив в ситуации, когда в Украине фактически идет необъявленная война с Россией, парламент распущен, а доходы населения стремительно падают. Поэтому наиболее вероятно, что процесс продажи крупнейшей кондитерской компании Украины затянется как минимум до тех пор, пока в стране не наступит хоть какое-то подобие стабильности.
Василий Мышкин
Вести.Бизнес, 27 августа 2014 года, 16:51.