WorldClass

29 сентября 2024, 16:27
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // Что нам стоит все застроить

05.09.2014 13:36
В Воронеже разработаны зоны охраны исторического центра Под занавес минувшей недели прошло расширенное заседание воронежского отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры», на котором обсуждалась ситуация с охраной исторических зданий. По мнению собравшихся, она далека от идеала - уже разработаны зоны охраны для многих строений, а в центре города по-прежнему ведется безобразная застройка, и готовым документам полгода не дают хода.

В Воронеже разработаны зоны охраны исторического центра

Под занавес минувшей недели прошло расширенное заседание воронежского отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры», на котором обсуждалась ситуация с охраной исторических зданий. По мнению собравшихся, она далека от идеала - уже разработаны зоны охраны для многих строений, а в центре города по-прежнему ведется безобразная застройка, и готовым документам полгода не дают хода.

Он же памятник

Ситуации этой, заметила председатель местного отделения общества Лилия Баскакова, немало лет. Сначала активисты боролись за сохранение улиц Платонова и Свободы от современной застройки, потом вышли на новый уровень (с их подачи в генплан включили исторические памятники), затем безуспешно - а могло ли быть иначе? - судились с областной администрацией, пытаясь обязать ее разработать охранные зоны (в конце концов Алексей Гордеев сделал это добровольно в 2013 году). Наконец, был создан воронежский филиал. Баскакова особо отметила трудности в создании общественной организации - дешевле зарегистрировать политическую партию.

- Сейчас в государственной инспекции историко-культурного наследия области лежат разработанные воронежскими, липецкими и ростовскими специалистами документы по 108 памятникам, но хода им не дают, - заявила председатель. - Памятники не имеют зон охраны, которые не позволили бы строить рядом здания ненадлежащего типа. Памятники уничтожаются, с начала 2000-х не ставятся на учет новые. Строители лоббируют, чтобы не утверждали эти зоны. Это может кончиться тем, что наш город просто выведут из списка исторических городов России.

Звучит несколько апокалиптически, но ситуация и впрямь требует разбирательства.

Заместитель начальника воронежской инспекции историко-культурного наследия Андрей Домбровский сказал, что почти во всех областных центрах центральной России - Воронеж в это большинство не входит - зоны охраны есть в том или ином виде, но заметил, что это «драматичная, но не трагичная история». Первый региональный закон о зонах охраны приняли в 1992 году, а в 1996-м «по процедурным моментам» отменили; в 2001 - 2002 годах закон пытались скорректировать, но не получилось; в 2013-м глава региона лично поручил заняться вопросом. При этом складывается двоякое отношение к зонам охраны. С одной стороны, в них видят панацею («но это не так»), с другой они жупел: город прекратит развиваться, любое строительство остановится. Что тоже не соответствует действительности.

- Это юридический инструмент, который позволяет строить в цивилизованных рамках, - пояснил Домбровский. - Он регулирует не только высотность застройки, но по регламенту есть также требования к архитектурной стилистике и даже функциональному назначению новых зданий. Всего таких инструментов по защите исторических городов три: сами зоны, статус исторического поселения и создание достопримечательных мест.

Памятников в Воронеже немало, условно территорию можно разделить на три части: регулярный город, древний город и Акатово. И потому работу доверили сразу трем разработчикам: воронежское ООО «Параметр» (куда больше о компании скажет имя краеведа Ларисы Кригер) занимается Акатовом; государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области - древним городом; государственное автономное учреждение культуры Ростовской области «Донское наследие» - регулярным.

Точечная работа

Лариса Кригер пояснила, что каждый объект культурного наследия должен иметь территорию и зоны охраны. Территория - участок, на котором нельзя ничего строить - можно лишь воссоздавать утраченные элементы, например крыльцо. Зоны охраны, в свою очередь, делятся на охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зону охраняемого природного ландшафта. В охранной зоне ничего строить нельзя. Во второй зоне строить можно, но ограниченно: регулируются высота, стилистика, цветовая гамма. Третья зона обычно связана с природой - в нее может попасть, например, Кольцовский сквер. Часто здесь тоже нельзя строить - допустимы разве что инженерные сооружения для сохранения объекта.

Для каждого памятника размер и количество зон устанавливаются индивидуально: какой-то может оказаться всего в одной зоне, для какого-то оформляют все три сразу. Факторов тут множество, один из них - федерального или регионального значения данный памятник культуры. Последние, легко догадаться, имеют меньшую зону.

Зоны охраны разрабатываются на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия.

- Для каждого памятника описание занимает порядка 130 страниц текста с чертежами и картинками, - рассказала Кригер. - Исследуется фактически вся территория, откуда виден памятник. Фотографируется со всех точек - например, для Акатово была пошаговая съемка с моста. В итоге видно, что даже самый маленький домик сильно давит на Акатов монастырь. Очень четко приходится прописывать регламенты застройки, чтобы не было двоякого толкования. Это даже смешно, но мы пишем, что запрещены яркие крыши, указываем конкретные цвета: желтый, красный и так далее.

В ходе разработки получилось, что зоны охраны памятников часто пересекаются, так что в итоге выйдет одна большая зона, где строить либо вовсе нельзя, либо можно строить ограничено.

Пробелы в защите

Однако ряд проблем все же возникает.

Заместитель начальника Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области Наталья Ивашова заметила, что защитить всю территорию невозможно:

- По закону мы работаем не с определенной территорией, а по каждому объекту отдельно - в итоге не всегда зоны домов пересекаются. К тому же объяснить частнику, что нельзя строить, очень сложно. Любой застройщик спросит, чем ограничено право. И если мы не найдем конкретную строчку в регламентах и документах, он пойдет в суд и докажет, что имеет право строить, как хочет.

Плюс ко всему имеются уже построенные или строящиеся здания: если разрешение дано, его не отменить (цитируя один популярный сериал, «то, что мертво, умереть не может»).

- Градостроительный кодекс говорит, что объекты, не соответствующие регламенту, должны быть приведены в порядок, - рассказала Лариса Кригер. - То есть, если уже стоящее высотное здание будут реконструировать, нужно будет сносить верхние этажи.

По мнению Натальи Ивашовой, эта мера не поможет: частные лица, которых будут выселять, чтобы обеспечить нужный визуальный вид, пойдут в суд защищать собственность и свои права отстоят.

Ну и, конечно, сама волокита. Заместитель председателя комитета по культуре и историческому наследию Воронежской облдумы Николай Булавин сказал, что его комитет долго бился над самим разрешением разработкой зон охраны, а строительство того же отеля Marriott так и не смог запретить:

- Депутаты прекрасно понимали эту ситуацию, но ни один из них не возразил, кроме нас. В скором времени будем подавать в суд, чтобы таким способом попытаться запретить стройку.

На столе, за которым сидели активисты, лежала внушительная стопка документов. Это уже готовые зоны охраны для 108 объектов. Активисты то и дело поминали строительное лобби, которое не дает им хода. Но им еще предстоит разработать 111 объектов (51 будет готов в сентябре, остальные - к концу года). При всем неуважении к застройщикам и уважении к защитникам исторического центра запускать в действие только половину объектов представляется немного нелогичным. Надо все-таки довести дело до конца.

Александр Прытков
Воронежский курьер, №69, 5 сентября 2014 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 4