Липецк. 12.09.2014. ABIREG.RU – Аналитика – ЗАО «Липецкий станкозавод «Возрождение», должен, по замыслу региональных властей, стать одной из точек возрождения станкостроительной отрасли в регионе. О том, что завод представляет собой сегодня, какие у него проблемы и надежды, рассказал «Абирегу» заместитель гендиректора предприятия Анатолий Лукьянов.
- Я хочу подчеркнуть, что ЗАО «Липецкий Станкозавод «Возрождение» организовали те люди, которые работали на ОАО «Липецкий станкозавод» после того, как он обанкротился в 2007 году. Мы сохранили номенклатуру прежней продукции, товарный знак, техническую документацию и модельную оснастку липецкого станкозавода. Мы выпускаем металлорежущие станки и взаимозаменяемые с аналогами фирм INA, Schneeberger и ТНК линейные опоры качения и линейные направляющие качения. Но хвалиться, особенно по сравнению с тем, что было, сегодня нечем. Мы ведь когда-то выпускали без малого по 3 тыс. металлообрабатывающих станков. Про закупки продукции станкостроения по импорту никто почти и не слышал. А сейчас предприятия Липецкой области, по крайней мере еще пару лет назад, отдавали по 1,5 млрд рублей за импортные станки. У нас сегодня мощности небольшие. В прошлом году мы выпустили продукции всего на 44 млн рублей. Ожидаем, что по 2014 году выручка будет миллионов 50.
- Сколько вы инвестируете в развитие производства?
- Мы развиваемся только за счет собственных средств. Это всего несколько миллионов рублей в год - в пределах 4-5 млн. В основном средства идут на закупку нового оборудования. Причем по причине своей малобюджетности мы вынуждены покупать его на вторичном рынке. А оснастку, например, приходится делать собственными руками. Мощности, конечно, растут, но тоже не так, как бы хотелось. Каждый год мы вырастаем где-то на 10-15%. Мы могли бы и инвестировать больше, и больше выпускать. Спрос на станочную продукцию сейчас растет. В связи с действием Постановления правительства 12/24 от 2014 года явно стали расти заказы оборонных предприятий. И даже при нынешнем уровне спроса, в принципе, мы могли бы выпускать больше продукции, но негде.
- У вас не хватает производственных площадей?
- Не хватает. Мы ведь ушли оттуда, где раньше был станкозавод. Там сейчас магазины и офисы, а мы переехали на ул. Алмазную. Рядом с нами ЖБИ, и у нас нет пространства для расширения производства. Сидим ждем, когда соседи оптимизируются. У них производство в одном месте, а компрессорная станция у нас под боком землю трясет. Вот мы надеялись, что они станцию перенесут и мы возьмем у них участок земли под свое производство.
- Но у нас же в Лебедяни есть индустриальный парк.
- Да, в Лебедяни на «Строймаше» хороший индустриальный парк. Можно было бы перенести часть производства туда. Но нас сдерживают возможные проблемы с логистикой и управлением лебедянским участком.
- И что вы планируете делать?
- Я надеюсь, что в рамках инвестпрограммы, которую озвучил Станкопром мы наконец-то сможем решить свои проблемы и возродить станкостроение в Липецке. Как обещают в Станкопроме, станкостроителям выделят какие-то средства, и мы сможем построить новый производственный корпус, закупить необходимое оборудование и т. д.
- А вы-то уверены, что процесс сдвинется с мертвой точки и станкостроение начнет развиваться?
- Я пока не слышал никаких конкретных предложений. Но, насколько я знаю, сейчас в области работает много госпрограмм и предприятия за счет них успешно развиваются. Но нам нужны будут не только деньги, но и люди. Вот сейчас с поддержкой государства строят в области молочные комплексы. Но им проще. Там мужик с вилами пришел, кинул силос коровам и ушел. А у нас, чтобы токарь делал нужные детали с нужной точностью, его надо три-пять лет учить. Конструктора после института тоже нужно учить несколько лет.
- Но говорят, что вы сохранили кадры липецкого станкозавода.
- Мы сохранили тех, кто может научить, как делать станки.