WorldClass

29 сентября 2024, 16:28
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский бизнес-журнал // Инвестиционный лифт

16.09.2014 17:52
С 2014 года национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России будет определяющим фактором для выделения федеральной финансовой помощи. Воронежской области обещана неплохая поддержка - регион предложен в качестве одного из пилотных для участия в рейтинге. В регионе создан благоприятный бизнес-климат. И амбициозная цель — вывести некогда отстающую по всем показателям столицу Черноземья в тридцатку лидеров — достигнута с лихвой.

С 2014 года национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России будет определяющим фактором для выделения федеральной финансовой помощи. Воронежской области обещана неплохая поддержка – регион предложен в качестве одного из пилотных для участия в рейтинге.

В регионе создан благоприятный бизнес-климат. И амбициозная цель — вывести некогда отстающую по всем показателям столицу Черноземья в тридцатку лидеров — достигнута с лихвой. Сегодня область — один из лидеров по социально-экономическим показателям и уровню инвестиционной привлекательности. О слагаемых успешной работы мы беседуем с главой региона Алексеем Гордеевым.

— Алексей Васильевич, миновало уже более пяти лет с тех пор как вы возглавили Воронежскую область. Все это время мы наблюдали за вашей активной работой по всем направлениям жизни региона. Какие из показателей наиболее ярко демонстрируют позитивные изменения?

— Думаю, здесь стоит в первую очередь остановиться на экономических показателях. Причем все эти цифры будет правильным сравнивать со статистикой в среднем по стране.

Так, валовой региональный продукт в 2008 году составлял 290 млрд рублей. За пять лет он вырос в 2,2 раза и по итогам 2013 года составил уже 620 млрд рублей. В целом в Российской Федерации ВРП за это время вырос в 1,6 раза, то есть экономика региона развивались примерно в полтора раза быстрее, чем экономика страны в среднем.

По темпам роста строительства за эти пять лет мы занимали в РФ седьмое место, по обороту розничной торговли — пятое место, по росту реальной заработной платы — шестое.

Если говорить о промышленности, то темпы ее роста были в девять раз выше, чем в среднем по России. За пять лет рост этого сегмента экономики составил 50 процентов. Напомню, что в 2012 году, впервые за новейшую историю, область заняла первое место среди регионов по темпам развития промышленного производства: у нас индекс составлял почти 130%, в целом по России тогда было 102,6%. Сегодня можно сказать, что по среднегодовым темпам роста Воронежская промышленность — одна из самых динамично развивающихся.

Производство сельскохозяйственной продукции возросло в 1,4 раза к уровню 2008 года, тогда как в среднем по России — на 12%. В 2012 году Воронежская область вошла — впервые — в пятерку крупных аграрных регионов по объему производимой продукции сельского хозяйства. Если даже сравнивать с периодом Советского Союза, когда область, в общем-то, была крупным аграрным регионом — это 1980 и 1990 годы — лучшее место ее было 12-м в рейтинге РСФСР.

Период бурного роста сопровождался рекордами, хотя мы к ним и не стремились. Впервые в истории региона получен рекордный урожай сахарной свеклы (7 млн тонн) и подсолнечника (1 млн тонн). По темпам прироста объемов производства молока область второй год подряд занимает первое место благодаря тому, что сельхозпроизводители преодолели пятитысячный рубеж по надою молока на одну корову в год. По темпам наращивания численности крупного рогатого скота, в том числе коров, у нас второе место в стране. К примеру, только один Лискинский район в прошлом году дал 100 тысяч тонн молока и более 105 тысяч тонн мяса. Ни в одном регионе нет такого сельскохозяйственного района, как наш Лискинский, который имеет рекордную выработку сельхозпродукции на одного работающего - свыше тонны мяса и тонны молока.

Сегодня уже можно говорить, что в Воронежской области впервые в стране создан уникальный мясной кластер, и мы приступаем к новому важному направлению, которое становится еще одним приоритетом в сельском хозяйстве, — формированию молочного кластера.

Доходы консолидированного бюджета увеличились, по сравнению с 2008 годом, в 1,6 раза и достигли в 2013 году почти 92 млрд рублей. По объему собственных доходов область занимает 26-е место в Российской Федерации. Наметилась тенденция сокращения зависимости от федерального бюджета.

Среднегодовой объем инвестиций за пять лет увеличился в 2,3 раза — с 94 млрд рублей в 2008 году до 217 млрд рублей в 2013-м. По этому показателю мы тоже являемся наиболее динамично развивающимся регионом, занимаем по темпам роста и привлечению инвестиций шестое место в РФ. Кстати, инвестиции — это не просто деньги, которые приходят в экономику. Благодаря им создаются дополнительные производства, новые рабочие места, развивается сфера услуг. В результате объем дополнительных налоговых поступлений лет от реализации тех или иных проектов составил за пять более 8 млрд рублей.

— Выстроенная в регионе модель работы с инвесторами получила высокую оценку Министерства экономического развития. На ваш взгляд, каков потенциал дальнейшего инвестиционного развития в регионе?

— Действительно, по итогам 2012 года Воронежская область заняла первое место среди регионов с высокой базой развития. И сегодня инвестиционный потенциал достаточно высокий: мы привлекаем до 200 млрд рублей — и частных, и иностранных средств.

Очевидно, что потенциал этот недоиспользован. И госаппарат, и власть на муниципальном уровне, прямо скажем, недостаточно активно работают на поддержку и развитие предпринимательства и защиту российского бизнеса. А ведь именно бизнес создает материальные блага, улучшает бюджетные возможности, за счет которых мы развиваем регион, перераспределяем доходы в пользу социально незащищенных слоев населения, создаем необходимую инфраструктуру.

Кроме того, с 2014 года национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России будет определяющим фактором для выделения федеральной финансовой помощи. Такую задачу поставил президент России в своем ежегодном послании. Наша область предложена в качестве одного из пилотных регионов для участия в общероссийском рейтинге. В этой связи один из приоритетов нашей работы (я имею в виду и депутатский корпус, и исполнительную власть) — обеспечить создание развитой инфраструктуры как главного условия инвестиционной привлекательности региона.

Я напомню: цель, которую я поставил пять лет назад, — создание благоприятной среды для жизни и деятельности бизнеса и простого человека. Поэтому нам предстоит еще серьезно поработать для того, чтобы мы подняли планку наших инвестиционных возможностей.

— Что включает в себя понятие «благоприятная среда для жизни человека»? Какие шаги сделаны в этом направлении?

— Создание благоприятной среды проживания заключается в том, чтобы все то, с чем человек сталкивается каждый день, было комфортным. Это хороший общественный транспорт и дороги, скверы и парки, адекватная система ЖКХ.

Мы обеспечили в Воронеже бесперебойную подачу воды. Когда в 2009 году я пришел в Воронежскую область, то был поражен, что днем вода отключается на шесть часов и более. Для большого современного города в XXI веке это нонсенс!

На водоснабжение сельских районов области совместно с федеральным центром было затрачено порядка 5 млрд руб. В результате вода подана в 122 населенных пункта, и подготовлена проектно-сметная документация еще для 33 населенных пунктов.

На газификацию вместе с ОАО «Газпром» было затрачено 6,5 млрд рублей, причем большая часть средств — областные. Построено 6 тысяч км газовых сетей, подан газ более чем в 500 населенных пунктов. За пять лет уровень газификации по области возрос с 73% до 86,5%, при среднем уровне по России 64,4%.

Мы сумели приступить к созданию современной социальной инфраструктуры в сельских районах, были построены интернаты для ветеранов, для людей пожилого возраста.

Если помните, одним из первых объектов благоустройства в областном центре стал Кольцовский сквер. Несмотря на сложный 2009 год, мы нашли на это средства. Среди других объектов — перинатальный центр, Зимний театр, новый корпус центра «Парус надежды», парк «Алые паруса» и другие. Восстановлены музей Веневитинова и усадьба Сталь фон Гольштейна. Общими усилиями мы достроили Благовещенский кафедральный собор.

Введены в эксплуатацию такие достаточно крупные и важные объекты дорожного хозяйства, как Чернавский мост, набережная Массалитинова и улица Антонова-Овсеенко. Большая работа проводится по обустройству сельских территорий: благоустраиваются парки и скверы, возводятся современные физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные площадки, дома культуры, больницы, поликлиники и так далее. Одна из важнейших задач областной власти — сделать так, чтобы не только городские, но и сельские жители чувствовали себя комфортно и не стремились покидать родные места.

Во многом преображение нашей земли состоялось благодаря активной поддержке жителей региона. И главное для меня в работе — не сухие цифры отчетности, а настроение людей. Поэтому мне бы хотелось поблагодарить всех воронежцев, которые активно поддержали наши предложения и участвовали в благоустройстве наших городов, сельских населенных пунктов. Нам удалось восстановить многие скверы, парки, в том числе и дворовые территории. Отдельное большое спасибо каждому!

— Но ведь для комфортного проживания человека, помимо среды, необходимы еще и другие факторы: достойная заработная плата, возможность получать квалифицированную медпомощь, образование и многое другое...

— Безусловно. Отмечу, что и уровень жизни населения в регионе за последние пять лет заметно вырос. По оценке экспертов рейтинговых агентств, опубликованной в 2013 году, наш регион занял седьмое место по качеству жизни среди субъектов РФ.

Когда я пришел на этот пост, меня удивило, что Воронежская область по статистике на 2009 год входила в число самых бедных регионов РФ и занимала 71-е место по уровню бедности населения. Это явно не соответствовало потенциалу региона — промышленному, научному, образовательному, да и природно-климатическому. В 2013 году мы заняли уже 18-е место.

Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 42%. Если сравнивать, то в целом по России — на 18%.

Если говорить об образовании, то за эти пять лет построено 15 объектов дошкольного образования, проведен капремонт в 104 детских садах, было введено 16,5 тысячи мест. Охват услугами дошкольного образования детей от трех до семи лет составил 88 процентов. Сейчас стоит задача за два года полностью ликвидировать очередь.

Был реализован комплекс мер по модернизации системы общего образования. Построено 11 школ на 4150 мест. Проведена реконструкция и капитальный ремонт 312 школ, 735 школ было охвачено текущим ремонтом. Важен итог: полностью ликвидирована ветхость и аварийность всех общеобразовательных учреждений. Неловко об этом говорить, но еще несколько лет назад 25% школ не имели теплых туалетов и воды — мы наконец-то создали эту инфраструктуру во всех школах.

Кроме того, за пять лет построено и реконструировано 202 спортивных объекта. Доля населения, вовлеченного в регулярные занятия спортом и физкультурой, выросла практически в два раза.

На модернизацию системы здравоохранения мы потратили более 7 млрд рублей. В результате мы продвинулись вперед с высокотехнологичной медицинской помощью. Однако сказать, что произошел перелом в качестве услуг, пока нельзя. Это еще остается проблемой.

— Какие проблемы, которые не удалось решить, вы бы отметили?

— Как я уже говорил, свою работу я оцениваю на четыре с плюсом. Первая, и, наверное, главная из проблем — мы не наладили работу в сфере ЖКХ. Над этим мы активно работаем. Сейчас федеральный центр взялся за изменение законодательства. В частности, оно касается лицензирования управляющих компаний.

Остро стоит проблема проведения новой промышленной политики. Сегодня необходимо внедрять систему кластерного подхода, что-то мы уже начали делать, и для этого нужен серьезный стратегический подход.

Еще одна тема касается транспортного и дорожного хозяйства. Сюда входят и вопросы дорог, и вопросы работы общественного транспорта. Ну и, конечно, как я уже отметил, — здравоохранение.

— Все пять лет мы наблюдаем, как меняются главы районов, руководители департаментов... Можно ли сегодня сказать, что удалось выстроить кадровую политику в регионе?

— Кадровая политика — это тоже одна из проблемных точек. Процессы, которые проходили в нашем обществе в постперестроечное время, особенно ярко отразились на системе государственного управления. Сегодня очень и сложно найти профессиональные, инициативные и при этом порядочные кадры. Напомню, что на муниципальном уровне за это время обновилось 60% руководителей. Приходилось действовать системно, спокойно, но в то же время жестко. В результате 3 в ряде проблемных ранее районов сегодня работают люди, I = которые смогли за короткий срок кардинально изменить I 5 ситуацию к лучшему.

Но, к сожалению, приходится констатировать, что проблема уровня профессиональной подготовки и вообще ментальности руководящего звена, которое у нас работает во всей системе управления государственной и муниципальной власти, остается.

— Задача первой «пятилетки» выполнена. Какой, на ваш взгляд, должна быть дальнейшая стратегия развития области?

— Теперь перед регионом стоит задача качественного роста. Кроме промышленности и сельского хозяйства, надо уделить внимание использованию нашего научного потенциала. И в первую очередь — модным сегодня инновациям.

Они подразумевают возможность и умение создавать те новые продукты, которые уже явно пользуются спросом на рынке и имеют конкурентные преимущества. А для этого, прежде всего, нужен человеческий капитал. Используя систему образования, научные кадры, нужно сделать так, чтобы он был существенно выше среднего по России.

Сегодня вся талантливая, самодостаточная молодежь работает либо в Москве, либо за границей. Надо сделать все, чтобы эти кадры оставались здесь.

Ну и, конечно, необходимо работать над решением всех проблем, о которых я сказал выше.

— Что стало важным итогом работы в регионе лично для вас?

— Помимо социально-экономических показателей, это прежде всего — возвращение доверия населения к региональной власти. За пять лет число наших земляков, которые положительно оценивают деятельность губернатора и органов исполнительной власти, увеличилось в три раза и составляет сегодня почти 6о процентов. По этому показателю Воронежская область занимает седьмое место среди регионов РФ.

Работать и служить Воронежской земле — это для меня был серьезный выбор, реальное испытание и проверка, смогу ли я состояться в регионе.

Я вам скажу банальную вещь: начальству понравиться всегда легче, чем тому народу, которому ты служишь. Для меня было очевидно: если люди будут губернатора оценивать плохо, не будет динамики в доверии, то и смысла работы никакого нет. И то, что сегодня люди в целом поддерживают все начинания и дают позитивные оценки, притом что остается немало проблем и трудностей, — для меня главное.

Воронежский бизнес-журнал, №9, 2014.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0