WorldClass

29 сентября 2024, 16:20
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

АиФ-Черноземье // Экономический консультант Евгений Гаврилов: «Зачем нам быть столицей?»

17.09.2014 18:15
Об амбициях и мечтах, реалиях и возможностях центра Черноземья За пару десятилетий Воронеж изменился до неузнаваемости. территории заводских корпусов заняли офисы и торговые центры. между старинными домами выросли зиккураты в десятки этажей. Новое место Воронежа на карте страны в преддверии Дня города мы попытались отыскать вместе с Евгением Гавриловым, экономическим аналитикам. Культура и финансы - Евгений Игоревич, пожалуй, сегодня мало кто из областных городов-соседей согласится признать Воронеж столицей Черноземья.

Об амбициях и мечтах, реалиях и возможностях центра Черноземья

За пару десятилетий Воронеж изменился до неузнаваемости. территории заводских корпусов заняли офисы и торговые центры. между старинными домами выросли зиккураты в десятки этажей. Новое место Воронежа на карте страны в преддверии Дня города мы попытались отыскать вместе с Евгением Гавриловым, экономическим аналитикам.

Культура и финансы

- Евгений Игоревич, пожалуй, сегодня мало кто из областных городов-соседей согласится признать Воронеж столицей Черноземья. Какие у них основания оспаривать это звание?

- Я не уверен, что у этого термина вообще осталась ценность. Сейчас регионы стремятся сформировать свои бренды на федеральном и даже международном уровне для развития туристической, инвестиционной привлекательности. Что может сказать жителю Новосибирска статус «столица Черноземья»? Это вопрос: «кто первый занял кухню в коммунальной квартире» на фоне строящихся рядом небоскрёбов. Реальность такова: есть «более успешная тройка» - Воронеж, Липецк, Белгород. И «менее успешная» - Тамбов, Орёл, Курск. Стоит положить вопрос «столичности» на верхнюю полку и начать заниматься более перспективными вещами. На мой взгляд, тот же статус «миллионника» и семизначные городские номера - более ценное приобретение.

- Может ли Воронеж считаться экономическим центром Черноземья или же он превратился исключительно в культурную столицу?

- Экономическим центром - не может: нет абсолютного лидерства по экономическим показателям по сравнению с двумя другими флагманами региона. У Воронежа сильный потенциал финансовой столицы, у нас всё-таки штаб-квартиры макрорегионов трёх крупнейших банков - Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка. Но этого мало. Нужен полноценный, как сейчас модно говорить, финансовый кластер. Нужны консультанты, аудиторы, брокеры, причём с федеральными и международными именами. А вот с этим пока слабовато, поскольку потенциальные заказчики - крупные компании - решают вопросы напрямую в Москве, а средний и малый бизнес не создаёт достаточный спрос на такие услуги. Но, повторюсь, потенциал есть.

Воронеж - несомненно, культурная столица. Белгород традиционно «разрывался» в культурно-досуговом плане между Харьковом и Воронежем (дорога в оба города с учётом границы занимает три часа). Теперь же, на фоне известных событий на Украине, Воронеж укрепил свои позиции. Главная отличительная черта развития нашей культуры, на мой взгляд, - разновекторность. Камерный театр и Платоновский фестиваль - это явления федерального масштаба, но я бы не преуменьшал и значимость концертов в Event-Hall - уровень приезжающих исполнителей настолько высок, что «переваривается» как раз всем Черноземьем.

И снова оборонка?

- Способен ли город претендовать на возвращение статуса крупного промышленного центра? Особенно с учётом курса на повышение обороноспособности страны?

- Способен. Не уверен, что нам для этого хватит хорошего местного менеджмента - нужны серьёзные федеральные якорные проекты. Я делаю ставку на ускоренное развитие импортозамещающих производств за счёт средств резервного фонда. Воронежу точно должен перепасть свой кусок - мы слишком хорошо логистически расположены, чтобы не использовать это преимущество. Плюс - всё еще сохранился кадровый потенциал. А в условиях, когда результат нужен гарантированно быстрый, это не последний фактор. Одним из «якорей» машиностроения может стать оборонка. И по ней уже принято однозначное решение. На фоне позиции ЦБ РФ не поддерживать курс рубля интервенциями за счёт резервов, у меня есть надежда, что эти самые резервы пойдут на долгосрочное целевое кредитование машиностроительных производств.

- Сегодня долг города равен половине его бюджета. Снижаются расходы на ремонт дорог. Систему ЖКХ сотрясают скандалы. Возможен ли в этих условиях прогресс в сфере городского хозяйства ? Или коммунальный кризис будет нарастать?

- Могу высказать крамольную мысль - сильная местная власть имеет смысл, когда у неё есть избыточные фонды. Что я имею в виду? Сейчас бюджет города очень жёсткий, дефицитный - в нём едва хватает средств на поддержание обязательных коммунальных процессов. Никакого «жирка» для финансирования проектов развития нет. В этих условиях нет пространства для каких-то долгосрочных целей и интересных проектов. Власть, хочет она того или нет, вынуждена зацикливаться на ежедневном латании дыр, а любые законодательные инициативы городской Думы ограничены размером субсидий из областного бюджета. Но руководство региона несёт ответственность не только за город, а за всю область. Я не вижу в среднесрочной перспективе решения коммунальных проблем без действий на государственном уровне. Их, скорее всего, может быть два. Первое политически неверно, но эффективно - отпустить тарифы, что сделает рынок коммерчески привлекательным, появятся инвесторы даже из числа местных бизнесменов. Второе -«дать домашнее задание» подконтрольным государству крупным компаниям в виде подшефных регионов, где будут произведены долгосрочные, а возможно, и не-возвращаемые вообще, инвестиции.

Грани комфорта

- Многие жалуются на некомфортную городскую среду: пробки, плохой общественный транспорт, загазованность, мусор. Влияет ли это на деловую активность в городе?

- В какой-то мере влияют все перечисленные минусы города. Но я бы не придавал им критического значения. Налоговые льготы, доступность земельных участков с подведёнными коммуникациями, качественные трудовые ресурсы при разумной стоимости, рынки аренды коммерческой и жилой недвижимости и аутсорсинга услуг - эти факторы всё-таки перекрывают транспорт и мусор. Не могу не отметить значение развитой сферы услуг для инвестиционной привлекательности. И как раз с ней всё в порядке - рестораны, кафе, театры выделяют Воронеж из ближайших городов-аналогов.

- Когда-то Воронеж считался городом инженеров, центром прикладной науки. Сегодня много говорится о создании малых инновационных предприятий. Есть ли основания считать, что город вернёт утраченные позиции?

- Есть, причём одно другому не противоречит. Малые инжиниринговые компании могут иметь якорных заказчиков из числа компаний приоритетных региональных отраслей и продавать свои услуги на экспорт. Более того, такие компании могут сознательно «отпочковываться» от крупных предприятий с целью выхода на рынок аутсорсинга. В этом случае вчерашний центр затрат станет центром прибыли.

Досье

Евгений Гаврилов родился в 1982 г. в Воронеже. Окончил ВГУ. Экономический консультант. Руководил проектами ГК «Основа», ТД «Копейка», Белгородского хладокомбината и других компаний.

Беседовал Юрий Голубь
Аргументы и факты – Черноземье, №38, 17 сентября 2014 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0