Смогут ли воронежские производители прокормить область?
После введения правительством РФ продовольственных контрсанкций в отношении стран, прежде всего, из Евросоюза, у некоторых отечественных производителей появился реальный повод для оптимизма. Дескать, мы сейчас как возьмем, да как понапроизводим! Однако радость эта очень быстро сменилась трезвым расчетом: а сумеем ли?
Имеется ли сегодня у российских (прежде всего – воронежских) аграриев и переработчиков возможность заменить своей продукцией импортную? И есть ли перспективы сделать это в ближайшие год-два?
Лукавые цифры
Для начала немного цифр. В настоящее время, по информации департамента аграрной политики Воронежской области, регион производит в год 340 тыс. тонн хлебобулочных изделий при потребности в 245 тыс. тонн. Сахара воронежские заводы выдают 555 тыс. тонн (при потребности 70 тыс.), растительного масла – 264 (при потребности 28). Овощей мы производим на уровне 117% от потребностей, мяса – в 2,2 раза больше, чем нужно, картофеля – того, вообще, в 6 раз больше, а молока – ровно 100% от потребностей. Единственное, в чем проблема, так это в плодово-ягодной продукции (примерно 70% от потребности), которую все же необходимо компенсировать поставками из других регионов и стран. Возможно, в отрицательную статистику могла бы попасть и рыба, но за счет достаточного количества рыбхозов этот показатель в «минус» не попал: статистике неважно, карп ли продается в торговой сети, или семга. Так что, если верить цифрам, область сегодня имеет все необходимое для обеспечения себя продовольствием. Однако цифры имеют свойство лукавить.
Не вызывает никаких сомнений объективность данных по сахару и растительному маслу – в этих сегментах Воронежская область давно является одним из лидеров в стране. Мы долгие годы имеем славу экспортеров данных продуктов, и санкции на сложившейся ситуации отразятся вряд ли. С хлебом тоже все более-менее понятно.
А вот с картофелем уже возникают некоторые вопросы. По словам генерального директора группы компаний «ЛОГУС» Игоря Алименко, только 17% всех произведенных в Воронежской области клубней приходятся на сельскохозяйственные предприятия и, соответственно, идут в торговую сеть. Остальной урожай выращивается в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах, которые собственно на продажу определяют только незначительную его часть. Плюс – сельскохозяйственные предприятия не всегда имеют нормальные условия для хранения выращенного картофеля. Соответственно, ближе к зиме в регионе возникает естественная необходимость в завозных (часто – импортных) клубнях.
Верните наши денежки!
Не все так просто и по мясу. Перепроизводство в 2,2 раза, естественно, во многом основывается на работе в области предприятия «ЛИСКО Бройлер», входящего в десятку крупнейших российских комплексов по производству мяса птицы. А одной лишь птицей сыт не будешь. В производстве же свинины и говядины Воронежская область пока что далека от лидерства, хотя в региональном правительстве уверены: темпы в этих подотраслях животноводства весьма неплохие.
– С 2008 по 2013 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах области выросло на 36%, – говорит врио заместителя председателя облправительства – руководитель департамента аграрной политики Анатолий Спиваков. – А поголовье свиней увеличилось в два раза. Только по итогам первых семи месяцев 2014 г. мы добавили 4% в общей численности КРС. Такую же прибавку ожидаем по итогам года в производстве мяса.
Впрочем, если вести речь об импортозамещении, то 4% – это очень и очень немного. Ведь думать в таком случае придется об обеспечении мясом не только Воронежской области, но и многих других регионов, где в принципе невозможно массовое развитие животноводства.
По мнению руководителя ООО «Спецхоз «Вишневский» Антона Пермякова, в Воронежской области реально всего лишь за один-два года нарастить производство мяса на 20-25%. И для этого не нужно изобретать ничего нового.
– Во-первых, необходимо выдать животноводам те деньги в рамках федеральных субсидий, которые нам обещают уже два года, – говорит Антон Геннадиевич. – Во-вторых, оплатить все положенные расходы, связанные с созданием инфраструктуры. Оплатить, даже если что-то еще не достроено. Производители гарантируют, что моментально пустят эти деньги в расширение производств, увеличение площадок для откорма.
Тема федеральных субсидий, к слову, рассматривалась не так давно в ходе заседания Госсовета, прошедшего под председательством президента РФ Владимира Путина 18 сентября. Во время его проведения губернатор Воронежской области Алексей Гордеев отметил, что одни лишь животноводы нашего региона недополучили в части обещанных субсидий из федерального бюджета порядка 140 млн руб. Можно только представить, какими суммами исчисляются убытки каждого из них и есть ли у них желание увеличивать производство и надеяться на обещания властей.
Тем более, банковские структуры тоже не спешат помогать аграриям в их работе по импортозамещению. Так, на совещании по развитию аграрного комплекса, прошедшем в конце августа в Анне, о проблемах с финансово-кредитными организациями в один голос твердили представители ООО «Заречное», мясокомбината «Бобровский» и даже холдинга «Молвест». Причем, проблемы эти носили сугубо технический характер, а от их решения напрямую зависело увеличение производства мясной и молочной продукции в области.
Угроза роста
Впрочем, увеличению производства продукции животноводства зачастую мешают и иные факторы, не связанные с финансами. Например – проблема африканской чумы свиней.
– Сегодня в России на современных защищенных предприятиях производится только четверть всей потребляемой в стране свинины, – говорит председатель совета директоров ООО «АГРОЭКО» Владимир Маслов. – Еще четверть мы завозим из-за границы, четверть производим в ЛПХ и четверть – на старых, незащищенных предприятиях. И такая ситуация ставит под угрозу свиноводство как отрасль вообще. Мы могли бы нарастить поголовье свиней с сегодняшних 650 тыс. голов до 1,3 млн, но угроза АЧС заставляет нас осторожничать.
Однако есть в регионе предприятия, которые, сталкиваясь с проблемами, все равно планируют расширять производство. Только справедливости ради стоит отметить, что расширения эти они планировали задолго до введения российским правительством санкций против европейских и американских поставщиков продовольствия. Например, тот же «ЛИСКО бройлер» предполагает за 2,5 года инвестировать в производство 1,3 млрд руб., за счет чего увеличить показатели на 25 тыс. тонн мяса птицы в год. ООО «ЭкоНиваАгро», по словам главы Лискинского района Виктора Шевцова, может также нарастить производства молока – на аналогичную величину.
Здесь, говорит Виктор Васильевич, важен вопрос реализации произведенной продукции. Если, например, тот же «Молвест» испытывает проблемы с сырьем, то предприятие их закроет, но сбыт должен быть гарантированным.
Сетевой аспект
Сбыт сегодня – как раз тот самый фактор, который сдерживает местное производство значительнее, нежели отсутствие федеральных субсидий или проблемы с банками. Например, по словам Игоря Алименко, фермер сейчас не имеет даже теоретической возможности войти со своей продукцией в торговую сеть.
У этого факта есть достаточно прагматичное объяснение. Как говорит советник отдела развития потребительского рынка департамента промышленности, предпринимательства и торговли Воронежской области Нина Колтакова, сети и фермеры используют разные системы налогообложения. И, приобретая продукцию у КФХ, сеть сразу же сталкивается с потерей 5% прибыли, которые ей никто не компенсирует.
Но и у крупных компаний в общении с сетями тоже не все так просто. Входные бонусы, отсрочка платежа, возвраты – все это снижает рентабельность производства, делая ее иной раз близкой к убыточной.
Руководитель управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации Воронежа Любовь Паршина признает: хотя законодательством различные бонусы запрещены, но у сетей имеется механизм обхода подобных запретов. Впрочем, в ходе прошедшей на днях конференции «Импортозамещение как стратегия развития продовольственного рынка Воронежской области» представители власти задавались вопросом: почему производителям обязательно идти в сети? Ведь они сегодня занимают всего 21% всего рынка продовольственных товаров!
Ответ лежит на поверхности: реальный положительный эффект от контрсанкций на сегодняшний момент почувствовали только те производители продукции, требующей импортозамещения, которые хорошо работают с сетями.
– Санкции – это хороший шанс для нас, – говорит исполнительный директор ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» Андрей Бокарев. – Да, есть небольшие проблемы с сырьем – орехами, миндалем, – но мы где-то меняем поставщиков, где-то – само сырье. Но могу сказать, что сегодня мы идем с ростом на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Большинству же производителей и переработчиков сейчас не до расширения – продать бы уже произведенное…
Юрий Бабаян
Берег, №106, 26 сентября 2014 года.