29 ноября 2024, 01:37
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Председатель Совета директоров ЗАО «Центрально-черноземная плодово-ягодная компания» (Воронеж) Валерий Литвиненко: «Сок NewTone – для нас сейчас скорее имиджевый продукт»

29.09.2014 14:10
Автор:
Эксклюзив - Введенные Россией ответные санкции на ввоз отдельных продуктов питания по логике вещей должны были мобилизовать российских сельхозпроизводителей на новые подвиги. Основных конкурентов убрали - расширяй производство и наращивай выручку. Особенно радостно было за наших яблочников: с рынка наконец ушло дотируемое вполовину государством польское яблоко. Но все оказалось не так просто.

Воронеж. 29.09.2014. ABIREG.RU – Эксклюзив – Введенные Россией ответные санкции на ввоз отдельных продуктов питания по логике вещей должны были мобилизовать российских сельхозпроизводителей на новые подвиги. Основных конкурентов убрали – расширяй производство и наращивай выручку. Особенно радостно было за наших яблочников: с рынка наконец ушло дотируемое вполовину государством польское яблоко. Но все оказалось не так просто. Чем обернулись санкции для российских производителей яблок, чего ждать от рынка, чем, собственно, отличается натуральный яблочный сок от всех остальных и каково региональному бренду выживать среди транснациональных монстров, в эксклюзивном интервью «Абирегу» рассказал председатель совета директоров ЗАО «Центрально-черноземная плодово-ягодная компания» (производитель соков NewTone) Валерий Литвиненко.

- Уже можно сделать какие-то первые выводы – насколько серьезное влияние оказали на вашу компанию введенные санкции?

- В августе, в тот момент, когда санкции только были введены, мы почувствовали небольшой ажиотажный спрос. Но потом все пришло в норму. Никаких изменений мы сейчас не ощущаем: как было год-два-три назад, так и осталось. Сейчас порядка 15-20 тыс. тонн яблок ежегодно идет в торговые сети. Я бы даже сказал, сейчас продажи в сетях несколько упали. Но связано это скорее с обычными сезонными предпочтениями: в это время года лучше покупают капусту, картошку, морковку. Сейчас также в ходу арбузы. Как только закончатся арбузы, люди начнут покупать яблоки.

- На стоимости санкции отразились?

- Нет. Сейчас стоимость держится на уровне сентября прошлого года.

- Воронежская область способна прокормить себя яблоками сама, несмотря на санкции?

- Без сомнения. И еще поможет близлежащим регионам. По крайней мере до конца сезона, то есть до конца апреля точно. Главное, чтобы импорт не пускали сюда.

- Но все же объем польских яблок, который ушел с нашего рынка, надо чем-то компенсировать? Вы планируете эту высвободившуюся нишу заполнить?

- Ее так быстро не заполнишь. Яблоню нужно посадить и три-пять лет вкладывать немалые деньги в нее, прежде чем она начнет плодоносить. И это мы еще не учитываем фактор погоды – град, заморозки... Санкции введены на год, и за год мы точно не сможем прибавить 1-1,5 млн тонн яблок.

Что касается Польши, там производителей на протяжении 10 лет государство очень плотно поддерживало: не только сами посадки, государство компенсировало порядка 70-80% от себестоимости. При такой поддержке, конечно, вся Польша стала яблоневым садом. В прошлом году польские производители были основными поставщиками на рынке – завезли в Россию порядка 800 тыс. тонн яблок.

Но вот ввели санкции. Здорово! Хотя это, конечно, надо было делать раньше. Но первый вопрос: санкции введены на год, а что дальше? Во-вторых, польские яблоки не ушли с нашего рынка. Сейчас, как нам говорят наши клиенты, Москву завалили польскими яблоками – их ввозят через Беларусь. И даже есть польские сайты, которые пишут, что Белоруссия в три раза увеличила закупки яблок в Польше и Молдавии в сравнении с прошлым годом. Но мы все прекрасно понимаем, что Белоруссия столько яблок не съест.

- Все же если польские яблоки уйдут, на их место придут другие страны. Какие?

- Сербия, Аргентина, Чили. Они присутствовали и до этого на рынке. Но это дорогие яблоки - от 100 рублей. В Китае яблоки достаточно специфические – они очень сладкие. Кроме того, они используют какие-то минудобрения – был уже случай, когда в Хабаровске дети отравились китайскими яблоками. Но в последние несколько лет китайцы начали есть яблоки сами.

- Чтобы гнаться за Польшей, наверное, для начала надо российским производителям подтянуть уровень господдержки?

- Господдержка есть – по закладке молодых садов, по уходным работам. Плюс компенсируется процентная ставка по кредитам – это касается топлива, запчастей на технику. Но этого, конечно, недостаточно.

Сейчас наш премьер озвучил, что на растениеводство суммы господдержки будут увеличиваться – в следующем году на 28 млрд рублей. Но как они будут распределяться, хватит ли денег на это в бюджете, мы не знаем. Все это будет известно только где-то в феврале 2015 года.

- Какова площадь ваших садов? И намерены ли вы ее увеличивать в ближайшей перспективе?

- У нас сейчас 1,6 тыс. плодоносящих га, и 1,7 тыс. га молодых садов. Все они расположены в Новоусманском районе. И прежде чем расти дальше, нужно эти сады довести до нормального уровня. Вообще, выращивание яблок – самое затратное направление в растениеводстве. Сад посадить – полдела. В наших российских реалиях молодой сад нужно сохранить, ведь даже на охрану мы тратим очень приличные деньги. А охраняем мы сады круглогодично. Садоводство – это ручной труд. Сбор урожая, обрезка деревьев – все это осуществляется вручную. И главное – каждый сезон неизвестно, чего ждать от погоды: град, заморозки. А есть еще вредители и болезни. С яблоком очень сложно работать.

Тем не менее расширение садов мы планируем. Конечная точка, которой мы хотим достичь лет через шесть-семь, - собирать около 50 тыс. тонн яблок (сейчас это около 20-22 тыс. тонн). Во время засухи в 2010 году мы собрали урожай вообще 10 тыс. тонн. Тогда мы и решили серьезно увеличить площадь садов. Думаю, в следующем году еще посадим новые сады.

- Большие инвестиции вы вложили за эти последние три года в расширение своих садов? Вообще, можно озвучить финансовые показатели компании за прошлый, позапрошлый годы?

- Посадить один гектар сада стоит 400-500 тыс. рублей. За последние три года мы вложили около 300 млн рублей.

Что касается финансовых показателей, нашей компании 12 лет. И начинали мы в 2002 году с выручки в 30 млн рублей. В 2012 году выручка составила 560-570 млн рублей. В 2013-м собрали поменьше урожай, поэтому выручка составила порядка 400 млн рублей. В этом году пока сложно прогнозировать итоги.

- Во внедрение новых технологий тоже надо, наверное, вкладываться?

- Единственная технология – это бескислородное хранение. У нас таких холодильников пока нет. Хотя планы по их строительству есть. Пока мы решили пойти по пути расширения садов. Когда поймем, что у нас урожай увеличивается из года в год, тогда построим. Это процесс достаточно быстрый: за полгода холодильник вполне реально построить. Думаю, мы к этому проекту придем года через три.

- А чем ваши яблоки отличаются от зарубежных?

- Простой пример: берете импортное и берете наше яблоко, разрезаете пополам, минут через пять наше яблоко потемнеет, импортное не станет темнеть. Они там работают химией, которая у нас запрещена.

- Широкой публике вы известны как производители сока NewTone...

- Нет, в России мы известны все же как производители яблок. Сок на сегодняшний день – это скорее имиджевый продукт. Потому что он действительно настоящий. Он действительно прямого отжима. В нем нет ни грамма воды. Но, чтобы значительно увеличить объем производства сока, нужны серьезные инвестиции. И даже при серьезных инвестициях нужно входить в рынок. Чтобы войти в рынок, снова нужны деньги. На сегодняшний день у нас три производителя в стране, которые контролируют отечественный рынок соков, - это «Кока-кола», «Пепси-кола» и (единственные, кого еще не купили) «Сады Придонья». Бороться с ними практически невозможно. Там очень большие бюджеты на рекламу, на покупку полочного пространства. Просто так в сеть не войдешь. Кроме того, сеть никогда не гарантирует, что этот сок будет продаваться. То есть зайти в сеть и поставить сок на полку – надо заплатить. Плюс каждый месяц ретробонусы, каждый месяц какие-то деньги на продвижение товара внутри сети, радио внутри сети, какие-то листовки. И когда посчитаешь – прослезишься. Так что мы пока продаемся только в Воронеже. Можно считать, что это эксклюзивный продукт для воронежцев.

- Получается, что ваш сок почти единственный натуральный на рынке?

- Не почти, а он единственный...

- Для производства такого сока требуется какое-то навороченное оборудование?

- Нет, совершенно. Единственная разница – все другие производители разливают соки нахолодную. У нас сок разливается горячим при температуре 85 градусов и сразу заворачивается крышкой, то есть у нас создается вакуум. Простой пример, как отличить настоящий сок от ненастоящего: берете любой сок (премиум или другой), открываете его и оставляете в тепле; то же самое делаете с соком «Ньютон». В соке «Ньютон» дней через пять появятся грибы – только в натуральном продукте они могут появиться. А обычный сок будет стоять месяц, и ничего с ним не станет.

- Неужели на рынке нет потребности в качественном продукте?

- Очень долгое время нашего потребителя приучали пить сок в тетрапаке, разведенный водой. И 99% нашего населения пьют такой сок. Людям сейчас очень сложно доказать, что этот сок настоящий. Это практически невозможно.

- Все-таки каким-то образом менялось настроение потребителя за последние несколько лет? Люди быстро привыкают к хорошему. Неужели не увеличивается количество людей, которые хотят употреблять натуральный сок?

- Наш сок в Воронеже продается от 65 до 75 рублей. Я думаю, что не каждый человек сможет себе позволить купить себе сок за 75 рублей, потому что есть более дешевые соки - и по 20, и по 15 рублей. В Европе тоже нет сока прямого отжима. Чтобы наш сок давал более или менее нормальную прибыль, мы его должны продавать по 100 рублей. На сегодняшний день отпускная цена со склада - 50 рублей. При этом мы работаем напрямую, без дистрибьютеров.

- Не знаю, как сейчас, но одно время ваши соки продавались на рынке. Предпринимался с вашей стороны такой тактический шаг. Оправдал себя?

- Да, мы продавали так не только сок, но и яблоки. Таким образом мы пробовали довести продукт до прямого потребителя. Но это оказалась вещь очень затратная – расходы превысили доходы. И в итоге мы отказались от этого эксперимента.

- Так на полку лечь – расходы гораздо больше.

- В тех магазинах, в которых есть наш сок, мы денег не платим. Это «Центрторг», «Пятью пять». То есть мы присутствуем в региональных сетях. В этом смысле нам помощь оказал департамент потребрынка облправительства, пролоббировав наше присутствие на полках воронежских магазинов.

- Федеральные сети тоже слушают наш департамент?

- Эти не слушают.

- Вам достаточно такого присутствия?

- Мы выращиваем и продаем яблоки. Это самое главное для нас сейчас. Если мы будем входить в сети, нам нужен будет дополнительный объем сока. Для этого нужен будет дополнительный бюджет. Где мы его возьмем?

- В кредит...

- Мы кредитуемся в Сбербанке на текущие потребности. Большего нам пока не надо.

- Мне кажется, вы теряете огромную прибыль – тот же рынок детского питания...

- У нас рынок так построен... Сейчас все стремятся получить большую прибыль при минимуме издержек. Вы, например, знаете, что гранатовый сок делается из яблочного? Берут яблочный концентрат – это бесцветная, безвкусная жидкость, разбавляют водой, добавляют вкусовые ароматизаторы и что-нибудь для цвета.

- Почему вы выпускаете сок в стеклянной таре? Это принципиально?

- Это дорого. Но это принципиальный момент. Потому что в тетрапаке срок хранения был бы максимум 12 месяцев, поскольку все равно доступ воздуха туда есть. Наш сок сделан по ГОСТу, все остальные соки по ТУ – техническим условиям, которые производители придумывают сами.

- Надо менять законы. А для этого надо идти во власть.

- Я человек, далекий от политики. Мне и тут хорошо...

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 7