Одно из главных экономических событий этого года, связанных с бизнесом из районов Воронежской области, - это покупка «ЛИСКо Бройлера» мясной империей Игоря Бабаева. По оценкам «Инвесткафе», Николай Белоконев мог получить от сделки около 5,5 млрд рублей. Что ждет одного из крупнейших производителей мяса птицы России после перехода из ежовых рукавиц «красного директора» к группе «Черкизово»?
«Лиски два процента»
По разным данным, «ЛИСКо Бройлер» ежегодно производит более 2% от общероссийского объема куриного мяса (весь рынок — примерно 4,3 млн тонн в год). Именно эта «прибавка» позволила «Черкизово», как утверждают в холдинге, выйти на первое место в стране по объемам производства мяса птицы. Группа со своим производством 400 тыс. тонн курятины в год занимала около 10% рынка, уступая только «Приосколью». По итогам 2014 года «Черкизово», похоже, обгонит конкурента и в целом выйдет на производство 0,5 млн тонн мяса птицы в год. За счет чего новые собственники хотят этого достигнуть?
— Только увеличение объемов производства, причем за счет технологических показателей. Увеличение среднесуточного привеса и, как следствие, получение большего количества мяса с квадратного метра птичника. Чем больше произведем, тем ниже будет себестоимость, — считает исполнительный директор «ЛИСКо Бройлера» Дмитрий ГРИШИН, возглавивший предприятие с приходом нового инвестора.
По словам топ-менеджера, большинство птицеферм, с которыми ему приходилось работать, были построены в 60-70-е годы. Формат производства со всей инфраструктурой там еще советский, и применять современные зоотехнические технологии к тому формату не всегда получается. В Лисках же, по его словам, все построено с учетом новых зоотехнических и ветеринарных технологий. Генетический потенциал птицы вырос за 20-30 лет многократно. Если раньше 37 граммов суточного привеса считались выдающимся достижением, то теперь 60 граммов — норматив, говорят на предприятии.
Есть ли на чем расти?
Прежде «ЛИСКо Бройлер» по объемам производства занимал 8-е место среди российских производителей птицы. Однако за пределами региона наш бренд был относительно малоизвестен. Означает ли, что с заявленным увеличением объемов производства увеличатся и продажи?
Примечательно, что лискинская продукция уже реализуется в других регионах. Правда, под другой маркой холдинга — «Куриное царство». Но первые результаты, по словам руководителя компании, говорят о том, что «продажи выросли».
— Преимущества вхождения компании в холдинг есть. «Черкизово» имеет сильные национальные бренды, и продажи «ЛИСКо Бройлера» пойдут вверх, — полагает директор Института аграрного маркетинга Елена ТЮРИНА. — Насколько я знаю, в планах компании приобретение еще нескольких активов. Здесь я вижу четкую ориентацию на усиление рыночных позиций, увеличение продаж, усиление бренда. Недавно была проведена мощная рекламная кампания «Петелинки», выросла узнаваемость продукции потребителями. Плюс «Черкизово» имеет собственную розничную сеть, которую будет тиражировать в другие регионы России. Однако не спят и ближайшие конкуренты. «Приосколье», «Белая птица», «Мираторг» активно вкладывают инвестиции в свои птицеводческие активы в Черноземье.
Среди ресурсов агрохолдинга не только мощная торговая сеть, но и растениеводческое подразделение, которое обеспечивает птицеводов кормами зерновой группы. Дмитрий Гришин отмечает, что с таким кормовым ресурсом Воронежская область могла бы иметь несколько подобных комплексов. Все корма, которые входят в рацион птицы, растут буквально под боком: пшеница, подсолнечник, кукуруза, соя.
— На последних публичных мероприятиях «Черкизово» сообщало о том, что ближайшие инвестиции будут направлены как раз на отрасль птицеводства. В первую очередь шла речь о других кластерах — к примеру, в Липецкой области. Но вполне возможно, что и Лиски получат инвестиции, — считает аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Даниил ХОТЬКО. — Предприятие достаточно современное, эффективное. Почему бы еще не расширить его производственные мощности?
По оценкам эксперта, Воронежская область уже добилась перепроизводства куриного мяса, а вот московский рынок по-прежнему не насыщен.
Есть ли куда расти?
Раньше стратегия продаж местной компании предполагала развитую розничную сеть во всех районах области. Лискинцам удавалось выигрывать конкуренцию, реализуя мясо чуть дешевле, чем то же «Черкизово». Однако теперь птицефабрика вынуждена подгонять цены под общую планку холдинга, и неизвестно, как отреагирует на это потребитель. Ведь и до этого продажи шли по-разному. На предприятии рассказывают, что, например, в Россоши продукция сразу пошла на ура, а вот в Борисоглебске торговая точка никак не даст прибыль.
Эксперты и руководство предприятия называют для него 3 новых возможных рынка сбыта.
Дальние регионы России. Несмотря на распространенное мнение, что Россия обеспечила себя мясом птицы, есть и дефицитные регионы. Причем это не только Север и Дальний Восток, но и Поволжье, и даже часть ЦФО. Транспортное плечо у охлажденных продуктов — 1-1,2 тыс. км, а у замороженных ограничений по дальности перевозок практически нет.
— Центр России заполнен продукцией из регионов, где зафиксировано перепроизводство мяса птицы, — Белгородской, Липецкой, Ленинградской областей, поэтому, скорее всего, «ЛИСКо Бройлеру» стоит искать новые рынки сбыта далеко от дома, — считает Тюрина.
Выход под брендом «Куриное царство», по ее мнению, указывает на то, что «ЛИСКо Бройлер» будет в первую очередь увеличивать объемы замороженной продукции.
Экспорт. Не исключено, что приобретение «ЛИСКо Бройлера» было сделано с целью усиления экспорта холдинга. «Черкизово» уже присутствует на экспортном рынке, но пока это не самые большие объемы.
— Они на 3-м месте после «Приосколья» и «Ресурса». Пункт назначения большей части экспорта — Китай. Куриные субпродукты у нас ценятся мало, а там это довольно популярная вещь, — говорит Даниил Хотько.
По данным ИКАР, экспорт куриного мяса из России за полгода — это где-то 16 тыс. тонн и еще столько же во входящий в Таможенный союз Казахстан.
Елена Тюрина наибольшие перспективы для экспорта куриного мяса видит в странах Средней Азии, Казахстане, Закавказье, в меньшей степени в Белоруссии. Однако этот момент, по мнению эксперта, наступит только после полного отказа от импорта, объем которого сейчас составляет 400-500 тыс. тонн в год. Причем импортозамещение должно происходить за счет самой дешевой продукции не самого высокого качества.
Руководитель «ЛИСКо Бройлера» считает, что выход на внешние рынки — вопрос не этого года.
Переработка. С октября прошлого года предприятие приступило к выпуску колбас и полуфабрикатов из куриного мяса. В мае запущена линия по производству деликатесной продукции: копченостей, рулетов. Сейчас идет стадия становления и расширения, а также разработки новых видов продукции в глубокой переработке. На предприятии ожидают, что цех будет перерабатывать от 15% до 30% собственной курятины. Продукцию глубокой переработки тут до сих пор реализовывали ниже себестоимости, чтобы привлечь спрос к новому продукту. Но долго так продолжаться не могло, и теперь пришла пора отбивать затраты.
Однозначного ответа, насколько рентабельна глубокая переработка для предприятия, нет. Конкуренцию на рынке куриного мяса на «ЛИСКо Бройлере» оценивают как достаточно высокую. В сегменте готовых изделий она еще выше. Однако менеджмент компании считает, что ниша производства колбас и деликатесов именно из мяса кур, без добавления других компонентов, пока не занята полностью. Куриное мясо традиционно считается демократичным продуктом, но «ЛИСКо Бройлер» намерен выйти на рынок с продукцией разных ценовых сегментов. Если есть комбинаты, которые закупают охлажденную птицу и занимаются ее копчением, то почему бы не делать это со своей птицей, говорят на предприятии.
Однако не все эксперты разделяют этот оптимизм.
— Если готовые мясопродукты относятся к среднему или доступному ценовому сегменту — переработка перспективна. А если это премиальный сегмент, то тут спрос сейчас снижается, и делать на него ставку проблематично, — считает Елена Тюрина. — Готовая продукция из мяса птицы — более узкий сегмент, чем натуральные полуфабрикаты и тушка.
По оценке директора Института аграрного маркетинга, доля куриного мяса в колбасном производстве очень высока, но не всегда производитель делает акцент на том, что это продукция из мяса птицы. Есть очень неудачные примеры, когда крупный производитель вошел в производство полуфабрикатов и готовых изделий из птицы, но при этом не смог обеспечить качество.
Тень отца Гамлета
Исполнительный директор «ЛИСКо Бройлера» принадлежит к следующему по отношению к прежнему руководителю поколению, чье становление прошло уже в постсоветское время. Новый менеджер не привез в Лиски свою команду. Гришин признает, что система управления в холдинге немного другая, тем не менее в своей работе он намерен опираться на сложившийся костяк управленческих кадров, резонно полагая, что вопрос качества — это ответственная работа всего коллектива, а не отдельных людей.
Для многих стало неожиданным, когда основатель предприятия Николай Белоконев решил расстаться с налаженным, перспективным бизнесом, который создал с нуля и которым лично руководил. Однако накануне продажи в интервью DF инвестор признался, что заняться птицеводческим бизнесом его вынудила сложная ситуация, в которую попал завод «Лискимонтажконструкция», возглавляемый Белоконевым с конца 80-х. Вероятно, для Белоконева свою сверхзадачу бройлерное производство выполнило.
Авторитет прежнего руководителя на предприятии огромен. Пообщавшись с сотрудниками предприятия, мы не услышали каких-либо отрицательных отзывов о нем. Да, стиль управления Белоконева был авторитарен, признают на птицеводческом комплексе. Но победителей не судят. Белоконев пришел в этот бизнес, сам стал птицеводом, научил других и оставил новым владельцам достаточно развитое современное предприятие. Смена собственника, безусловно, взволновала, но не испугала коллектив. Возможно, основания для таких волнений есть. Например,. некоторые эксперты считают, что «Черкизово» может и «подрезать» производство.
— В АПК собственник нередко сокращает объемы выпуска продукции, чтобы новый актив логично вписался в географию производства и поставок, — говорит вице-президент международной программы развития птицеводства Альберт ДАВЛЕЕВ.
Есть ощущение, что новый собственник все-таки не будет убивать курицу, несущую золотые яйца. Но, пожалуй, перспективы развития актива будут зависеть не столько от завоевания новых рынков, сколько от того, насколько безболезненным будет внедрение на созданном «красным директором» предприятии западных моделей управления, характерных для ряда вертикально интегрированных холдингов.
Андрей Филоненко
De Facto, сентябрь, 2014.