Дилер транспорта – о рынке пассажирских перевозок Воронежа
Торгово-сервисный центр «Русский автобус» известен на воронежском рынке нестандартными подходами в решении вопросов перевозчиков. Каким его руководитель видит весь рынок? Читайте во взгляде директора компании Растислава БЕРДНИКА.
«Потребитель не готов платить за комфорт 15 рублей? Это миф»
— За время работы в Воронеже я успел хорошо познакомиться с транспортной системой в соседних городах: Белгороде, Курске. То, что Воронеж реально отстает от большинства соседей, понимают все. И все знают, что один из главных факторов — это тариф. Он у нас самый низкий не только в Черноземье, но и во всей Центральной России. К примеру, в Нижнем Новгороде тариф 20 рублей и скоро будет увеличен до 24-25 рублей. Это позволило полностью отказаться от использования устаревшего подвижного парка. В соседнем Белгороде тариф 15 рублей, и там вы не увидите на улицах автобусов старше семи лет. В Курске тариф дифференцированный: проезд в большом автобусе — 13 рублей, в малом — 15. У этого решения есть своя логика: кто хочет быстрее и с комфортом — платит больше. Однако с точки зрения улучшения качества перевозок существенно оно ничего не дает, скорее влияет на распределение пассажиропотоков. Курск не может быть для нас примером. По городу там ездят старые автобусы. У нас же большая часть перевозчиков стараются покупать новые машины. Однако современные модели у нас представлены недостаточно. Не может город, находящийся на федеральной трассе, близко к Москве, с населением более миллиона, не думать о хорошем транспорте. Тариф 15 рублей позволит только начать решать проблему обновления парка. Я знаю, люди готовы платить больше за проезд уже сейчас. То, что воронежцы будут терпеть старые, неудобные, грязные автобусы, лишь бы сэкономить 2-3 рубля, — миф.
«Только автобусы большой вместимости мотивируют людей отказаться от личного транспорта»
— По количеству подвижного парка город добился результата, а вот с качеством работу надо продолжать. Кроме тарифа нужны еще более усиленный контроль и рычаги воздействия на сферу. Следующий этап — внедрение эффективного контроля на системной основе: рейды за соблюдение интервала движения, чистоту и исправность автобусов нужно устраивать чаще.
Основную ставку, безусловно, нужно делать на автобусы большой вместимости. Одна такая машина — это 3 ПАЗа, 6 «Фордов» или 9 «ГАЗелей»! А есть машины особо большой вместимости, «гармошки», еще в полтора раза больше. По маршруту ВГУ — «Град» они вполне могли бы ходить. Чтобы добиться цели — улучшения транспортной ситуации в городе, уменьшения вредных выбросов, повышения безопасности движения, нам нужны именно большие автобусы, комфортные, с кондиционерами и достойным отоплением в зимний период. В таком случае есть шанс, что люди, которые с окраин ездят на работу в центр города на личных автомобилях, станут пользоваться общественным транспортом.
«Топливо для современного городского транспорта — природный газ»
— Сейчас везде активно внедряется газомоторная техника на сжатом метане. Но в Воронеже при освоении этого вида топлива возникает вопрос сродни известному: что было раньше — курица или яйцо? Газовики говорят: «Купите сначала автобусы, и мы построим заправки», а транспортники отвечают: «Постройте заправки, тогда мы купим автобусы». На мой взгляд, к вопросу могут подключиться власти: скоординировать действия, позволяющие к определенному моменту иметь достаточное количество заправок и автобусов, чтобы все это работало с прибылью. Рассчитать этот момент очень сложно, но к этому надо стремиться. На такой город иметь всего 2 метановые заправки будет недостаточно, на мой взгляд, надо взвешенно и грамотно подходить к этому вопросу. В некоторых городах до 80% городского транспорта ездит на природном газе. Это выгодно и экономически обоснованно. У нас областное ПАТП перевело многие автобусы на метан и экономит значительные средства. В Белгороде приняли в прошлом году решение закупить 120 автобусов на газу, экономичных, ультрасовременных. Часть профинансировали сами, часть средств привлекли по федеральной программе субсидирования покупки автобусов на природном газе. Было бы здорово, если бы Воронеж вошел в такую программу.
«Муниципальный транспорт должен стать законодателем качества»
— Доля муниципального транспорта должна быть не менее 30%. Например, сейчас еще ощущается большая нехватка троллейбусов. Несколько линий вообще не используется. Совсем отказываться от муниципального транспорта, я считаю, было бы в корне неправильно. Его существование — залог стабильности транспортной системы города, своего рода страховка от неблагоприятных влияний на нее извне. Кроме того, это еще и серьезный фактор конкуренции, стимул для других перевозчиков. Муниципальный транспорт должен задавать планку качества. Троллейбусы нужны не для выгоды, а для престижа города. 5-6 лет назад к нам привезли несколько новых троллейбусов с Wi-Fi. Приезжие, когда видели это, говорили: «Современный город!» Лишь на 2-3 троллейбусных предприятиях России перевозчики получают какую-то прибыль. Энергозатраты большие, а количество техники недостаточное. И чем меньше ее будет, тем больше будут убытки. К тому же у нас ходят троллейбусы старого образца. Сейчас есть намного более современные и экономичные машины. Я думаю, если их закупка произойдет, то и убытки можно будет сократить.
«Укрупнять рынок можно, но осторожно»
— Об укрупнении перевозчиков говорят уже давно. Но тогда муниципального транспорта нужно уже 40% рынка. Все предприниматели, осуществляющие перевозки, должны быть обеспечены пунктами технического обслуживания, медпунктами. Иначе, если представить ситуацию, когда в один момент автобусы крупной частной компании по какой-то причине не выйдут на линию, муниципальный транспорт может и не справиться.
«Нельзя все время делить рынок, пора его изменять качественно»
— Вот вводят предприятия форменную одежду для водителей. Некоторые сначала противились, но потом поняли, что, когда водитель надевает рубашку и брюки, к компании начинают по-другому относиться. То же самое надо делать и по другим направлениям: менять мышление перевозчика. Например, убирать дублирующие маршруты, где автобусы гонятся друг за другом. Это не тот случай, когда высокая конкуренция приводит к росту качества. Качество будет возможно, когда люди поймут, что такое сервис. Это не просто определенный этап, это мировосприятие человека. Если предприниматель борется за сервис, у него и качество будет лучше, и он будет более конкурентоспособен. Рынок перевозок у нас как большой пирог, который поделили, и все. Но если вымыть автобус, проверять техническое состояние, состояние салона, внешний вид сотрудников, объявлять остановки — это уже сервис. Пирог пора уже не делить, а украшать и помнить, что он везде разной толщины.
«Предъявлять требования к перевозчику в таких условиях некорректно»
— В треугольнике «потребитель — перевозчик — городская власть» все понимают интересы друг друга и, пожалуй, видят конечную цель. Как они к ней придут — решится в ближайшие 1,5 года. Предъявлять требования к перевозчику можно только после того, как будет установлен приемлемый тариф. Иначе это будет бизнес на грани выживания. Если они уйдут, на их место никто не придет. Я знаю перевозчика, который меняет машины каждые 5 лет. Он заботится о своем имидже. А если будет другой тариф, это позволит ему закупить более современные автобусы.
Все стороны должны понимать, что им нужно пойти на какие-то ограничения. Мы — дилеры — работаем в таких же условиях и тоже испытываем трудности. Не все перевозчики спешат обновлять автопарк, ожидая, какие условия им будет диктовать рынок. Любой бизнес — это решение каких-то проблем. Кому-то придется модернизироваться, кому-то объединиться. Понимание, что нужна новая техника, у перевозчиков уже есть, теперь нужны условия.