WorldClass

29 сентября 2024, 14:15
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

De Facto // Удастся ли воронежскому бизнесу заработать на мойках самообслуживания?

03.10.2014 15:28
Вслед за проектом сети моек самообслуживания «Мой-ка!» в Воронеже начали появляться другие такие же — сеть «Аквадрайв», отдельные объекты частных инвесторов... Пока к помывочным пунктам выстраиваются очереди автомобилистов, эксперты высказывают сомнения — места в сегменте хватит не всем. «Воронеж сошел с ума» Многим автолюбителям Воронежа знакома проблема: вечером буднего дня с ходу попасть на мойку бывает очень сложно — почти все места расписаны.

Вслед за проектом сети моек самообслуживания «Мой-ка!» в Воронеже начали появляться другие такие же — сеть «Аквадрайв», отдельные объекты частных инвесторов... Пока к помывочным пунктам выстраиваются очереди автомобилистов, эксперты высказывают сомнения — места в сегменте хватит не всем.

«Воронеж сошел с ума»

Многим автолюбителям Воронежа знакома проблема: вечером буднего дня с ходу попасть на мойку бывает очень сложно — почти все места расписаны. Новую нишу на воронежском рынке первыми обнаружили авторы проекта «Мой-ка!». Они подсмотрели формат моек самообслуживания в США и 2 года назад запустили сеть подобных объектов в нашем городе. Пошло на ура: возле моек нередки огромные вереницы машин, где можно прождать своей очереди до 1 часа, выход на ростовский и подмосковный рынки со своей франшизой, планы по запуску новых объектов в Воронеже и т. п. Пример вдохновил других предпринимателей: мойки самообслуживания открываются на окружной (ул. Героев Сибиряков), на выезде из Воронежа в сторону Москвы (неподалеку от спорткомплекса «Олимпик»), компания «Чистый город» в июне стартовала со своим проектом на Волгоградской.

Автомойка самообслуживания представляет собой сооружение из нескольких (как правило, 4-7, реже 2-3) постов — моечных мест. Автолюбителям здесь предлагается приобрести не определенный вид услуги, как на мойке классического типа, а время пользования оборудованием. Обычно самостоятельная мойка автомобиля занимает 6-8 минут, стоимость минуты аренды в Воронеже — 12,515 рублей.

Заместитель гендиректора «Мойки!» Анна Авилова оценивает вложения в одну мойку самообслуживания в 12-12,5 млн рублей (не учитываются расходы на земельный участок). 20% от выручки (ее участники рынка не раскрывают) уходит на оплату ресурсов — воды и электроэнергии. 2 года работы «Мой-ки!» на рынке помогли руководителям выявить типовые сложности и ошибки: если на старте проекта временной промежуток между началом строительства и открытием очередной мойки составлял 6-7 месяцев, то сейчас можно уложиться и в 2.

— Воронеж сошел с ума! — оценивает развитие сегмента Авилова. — 15 моек такого формата — это предел для города, по нашим расчетам. Но предложение все растет: в интернете несложно найти объявления о продаже оборудования для таких объектов. Как утверждают поставщики, спрос на товар очень высок, и некоторые инвесторы планируют запускать по несколько моек.

Надули пузырей

Эксперты рассказали DF о причинах бума в сегменте.

Причина 1. Основная аудитория проектов — владельцы бюджетных авто, их в Воронеже много. Если традиционная мойка кузова обойдется в 200-250 рублей, то средний чек по Воронежу на мойках самообслуживания колеблется в пределах 100-120 рублей.

— Наши потребители — это не владельцы автомобилей премиум- или среднего класса. Среди наших клиентов много коммерческого транспорта, автобусов, маршрутных такси и бюджетных автомобилей, — говорит Анна Авилова.

По данным «Автостата», в первом полугодии 2014-го лидерами продаж на рынке новых легковых авто Воронежа стали как раз Lada (1,7 тыс. машин), KIA (1,1 тыс. штук) и Volkswagen (800 штук).

Причина 2. Качество классических моек перестало устраивать некоторых потребителей. Как поясняет руководитель общественной организации «Экологическая служба безопасности» (мониторит в т. ч. деятельность моек в Воронеже) Оксана Малета, автовладельцы начали уставать от постоянных очередей на мойках классического типа: если машину надо помыть оперативно, все равно придется ждать. Впрочем, некоторые эксперты критикуют мойки самообслуживания за то же самое: бум моек самообслуживания проявился еще и через большие очереди на них. Так что эту проблему предпринимателям еще предстоит решить.

— Для расчета реальной стоимости мойки необходимо учитывать и время, потраченное на нее. Если человек с часовым доходом в 300 рублей тратит тот же час на поездку до мойки или ожидание в очереди, то для него конечная цена будет как минимум на 300 рублей выше той, что указана в прайс-листе, — говорит основатель сети безводных моек Fast & Shine Олег Герасимов.

Причина 3. Потребитель ожидал «интерактива» на мойках. 40% потребителей, по данным «Мой-ки!», не готовы доверить качество мойки стороннему человеку.

Причина 4. Более низкая в сравнении с классическими мойками расходная часть.

— Допустим, мы построили обычную мойку на 7 постов. Одна смена — 7 мойщиков плюс администратор. Четыре смены. Итого одну мойку обслуживает 32 человека. На мойке самообслуживания нужен только оператор. 4 человека на 4 смены. Кроме того, на обычной мойке 30-35% от заказа составляет оплата мойщика, 10% получает администратор, — приводит расчеты Малета.

Причина 5. Приемлемый срок окупаемости проекта. По разным данным, это 16-18 месяцев при численности населения города от 200 тыс. человек. Такой срок участники рынка считают хорошим.

Налить до краев

Вместе с возможностями для развития проектов в сегменте эксперты называют и 3 ключевых вопроса, которые решить сразу удастся, пожалуй, далеко не всем игрокам.

Вопрос первый. Выстраивание маркетинговых коммуникаций. Об этом говорит директор «Мастерской маркетинга» Владимир Букреев. По мнению эксперта, сетям в этом плане легче, поскольку нагрузка на каждую отдельную точку не столь велика.

— Сегодня основными каналами распространения информации являются сарафанное радио и интернет, и эти формы коммуникаций нужно использовать, — говорит Букреев.

По наблюдениям за сферой можно отметить: далеко не все вложились в маркетинг.

Вопрос второй. Земли под мойки почти нет. Еще в 2008-2009 годах предприниматели говорили, что Воронеж растащили на куски: выгодные земельные участки перешли в частные руки, и если и продавались, то очень задорого. Депутат воронежской Гордумы Федор Ковалев говорит, что сегодня ситуация не улучшилась. Отсюда, по словам экспертов, и расцвет нелегального бизнеса в сфере автомоек. По данным Ковалева, по стандартам сейчас работает лишь 20% объектов.

Вопрос третий. Взаимоотношения с властью. Этот вопрос вытекает из предыдущего. Давление надзорных органов на участников рынка периодически нарастает. Так, Оксана Малета считает, что всех мойщиков «надо заставить работать в правовом поле»: наложить обязательства платить экологический налог, грамотно оформлять въездные зоны на мойках и пр. Поэтому в таком бизнесе нужно всегда быть наготове.

Выходит, что больше шансов на укрепление позиций в сегменте имеют представители сетевых компаний. Им и с властью договориться проще, и за землю, если нужно, переплатят, и на маркетинг хорошие ресурсы найдут. Впрочем, запускать новые объекты будет все сложнее и сложнее всем. А плюсы и минусы развития бизнеса через сеть — это, пожалуй, уже тема для другого разговора.

Справка

Как считают представители сегмента моек самообслуживания, регулярная помывка машины снижает стоимость услуги для потребителя. Первая мойка обычно обходится примерно в 120 рублей, а последующие — уже в 80-100 рублей.

Никита Мельников
De Facto, 11:30, 3 октября 2014 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0