23 ноября 2024, 23:43
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Воронежский художник Арсений Жиляев: «Воронежу не хватает грамотных управленческих кадров и людей, способных вкладывать деньги в культуру»

03.10.2014 19:30
Автор:
Светская хроника - Недавно воронежский художник Арсений Жиляев попал на верхушку рейтинга журнала The Art News Paper «Самые перспективные молодые художники». Рейтинг составлялся на основе мнения экспертов в области современного искусства и онлайн-голосования в Facebook. Арсений Жиляев рассказал «Абирегу» о чувствах победителя, современном искусстве и его развитии в Воронеже. - Арсений, недавно вы попали на верхушку рейтинга «Самые перспективные молодые художники».

Воронеж. 03.10.2014. ABIREG.RU – Светская хроника – Недавно воронежский художник Арсений Жиляев попал на верхушку рейтинга журнала The Art News Paper «Самые перспективные молодые художники». Рейтинг составлялся на основе мнения экспертов в области современного искусства и онлайн-голосования в Facebook. Арсений Жиляев рассказал «Абирегу» о чувствах победителя, современном искусстве и его развитии в Воронеже.

- Арсений, недавно вы попали на верхушку рейтинга «Самые перспективные молодые художники». Как вы оцениваете сам рейтинг? Кого из современных русских художников вы могли бы выделить?

- Об итогах рейтинга я узнал совершенно случайно из Интернета несколько дней назад. Если честно, стараюсь в последнее время держать дистанцию по отношению к отечественному художественному сообществу. Каждый рейтинг – это катализатор всех дремучих комплексов и скелетов, хранящихся в шкафах. В случае с The Art News Paper ситуация усугублялась вопиющим непрофессионализмом его авторов. На месте главного редактора я бы просто не стал выпускать материал такого уровня. Из сведений о художниках можно узнать много нового даже самим художникам. Например, в моем случае указывается, что я сотрудничал с «Галерей 21», хотя я никогда в жизни не участвовал ни в одной их выставке. Зато единственная галерея, с которой мы работали – «Риджина», за выставку в которой я получил «Инновацию», – не указывается вообще. Когда фоторедактор обратился ко мне с просьбой предоставить фото для портрета и работы, я ответил отказом. Но не буду лукавить: факт, что коллеги по цеху и эксперты высоко оценивают мою деятельность, мне приятен и тешит самолюбие.

Что касается всего списка в целом, то в нем нет нескольких важных художников, с которыми я нахожусь в диалоге и которых считаю очень сильными. Но они не попали из-за условностей составителей. В целом радует, что беспрецедентно много воронежцев. И я думаю, это только начало.

- Вы уже давно живете в Москве, там публика от воронежской значительно отличается и открытостью, и любовью к экспериментам, в Воронеже все иначе. Как вы считаете, почему воронежцы такие консервативные?

- Нет никого более консервативного, чем автор произведений современного искусства. Просто это консерватизм иного рода, строящийся на поддержании иных ритуалов. И вообще консерватизм – это здоровая критическая позиция. Не стоит верить всему, что говорят художники. Процент качественного современного искусства не отличается от процента качественных кинолент. Что касается публики, то мне кажется, что все с точностью до наоборот. Я, например, перенес все свои проекты этого года в Воронеж именно потому, что здесь такая замечательная публика. У людей горят глаза. Да, возможно, не все понимают сразу, но зато мы находимся в диалоге. Поверьте, в Москве на приезжих интеллектуальных звезд собирается народу меньше, чем в Воронеже на лекции Ильи Долгова или Николая Алексеева. Немаловажна и поддержка дискуссии со стороны региональной прессы, которая уделяет культуре значительно больше внимания, чем вечно кризисная столичная.

- Руководитель галереи Х.Л.А.М. Алексей Горбунов в одной из бесед рассказал, что одна из целей современного искусства и современных художников — причинить зрителю дискомфорт (примером послужило творчество Ивана Горшкова). А как вы считаете? Для чего или кого творите вы?

- Думаю, Алексей Юрьевич лукавит. Нет художника, более связанного с комфортом и удовольствием, чем Иван Горшков. Просто это специфичное удовольствие, удовольствием трех-четырехлетнего мальчика копающегося в весенней луже или же строящего замки из мокрого песка на морском побережье. В целом же я считаю творчество чудесным механизмом диалога человека с самим собой и с миром, бытием, если хотите. Причем, чем открытее, честнее этот диалог, тем неожиданнее и мощнее его результаты. По поводу своей цели скажу, что окончательные ее контуры только проступают. В наиболее претенциозном варианте сегодня я бы ее сформулировал так: создание искусства будущего – в форме музея, который смог бы выразить наши самые сокровенные надежды. Если же говорить без пафоса, то мне просто интересно идти за логикой своего художественного языка.

- Сейчас в Воронеже началась своеобразная «культурная революция», которую с собой принес Эдуард Бояков. Как вы относитесь к его деятельности?

- «Революция» и ее первые зарницы появились намного раньше, когда начал формироваться круг художников ВЦСИ — в первой половине 2000-х, более 10 лет назад. К концу прошлой декады мы уже имели художников-лауреатов госпремий. Просто об этом мало было известно. И здесь важный институциональный поворот произошел с приходом губернатора Алексея Васильевича Гордеева и его супруги Татьяны Александровны Гордеевой. Они были зачинателями новой культурной политики региона. Здесь важнейшим решением была ставка на местные таланты. Эдуард Бояков придал этому процессу масштабности и публичности за пределами профильных СМИ. Я с большим уважением отношусь к его деятельности и считаю его настоящим сподвижником позитивных культурных трансформаций. Единственное, как мне кажется, Эдуард пока настороженно относится к ВЦСИ, хотя мы соседствуем с его академией. В своих проектах современного искусства он делает ставку на москвичей круга «сатурналий», которые, при всем уважении, даже в столице являются довольно специфичной и пока еще только оформляющейся художественной группой. Но это вопрос вкуса и доверия. Уверен, со временем сотрудничество будет более тесным.

- Как вы оцениваете современную воронежскую сферу искусства (Платоновский фестиваль, фестиваль «Чернозем», галереи, выставки, художники)?

- Я бесконечно рад за родной город. Все из перечисленного я очень ценю. Уверен, это только начало. Уже в ноябре начнет работу культурный центр Сергея Кочурина. Надеюсь, в следующие годы мы узнаем о Воронежском биеннале экологического искусства. В общем, процесс идет. Лучше скажу о том, чего не хватает. А прежде всего — грамотных менеджерских кадров и людей, способных вкладывать деньги в культуру, людей, готовых любить искусство и понимать, что будущее, по крайней мере его образ, зависит от того, каким его сегодня создадут люди творческого труда.

- Планируете ли вернуться в Воронеж?

- Художник физически живет в местах, где создает свои проекты. Родина всегда в моем сердце, хотел бы этого или нет. Я только что с поезда, приехал из Москвы. Там два дня назад в знаменитых залах РОСИЗО открывал персональную выставку молодого воронежского живописца Кирилла Гаршина. Через два дня в Воронеже открываю выставку замечательного ростовского художника Сергея Сапожникова. Сразу после уезжаю в Ереван готовить воображаемый Музей истории будущего. Искусство не знает границ. В этом смысле из Воронежа я и не уезжал.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0