Воронеж. 06.10.2014. ABIREG.RU – Аналитика – В Воронеже наделала много шума история с продажей земли в Семилукском районе куратору антитеррористической операции на Донбассе и олигарху Юрию Косюку, являющемуся первым заместителем главы администрации Петра Порошенко. К скандалу подключился депутат Госдумы, лидер воронежского реготделения «Справедливой России» Олег Пахолков, направивший запросы на предмет изучения ситуации руководителю следственного комитета Александру Бастрыкину и генпрокурору Юрию Чайке. Однако небольшое расследование показывает, что скандал рожден на пустом месте и едва ли приведет как к пересмотру сделки, так и к оргвыводам в отношении чиновничества.
От спирта к курице
Для начала представим героя нашего исследования, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Дело в том, что в 2008 году бывший президент Виктор Ющенко присвоил Юрию Косюку звание Героя Украины с вручением ордена Державы. Мотивация Ющенко по российским меркам более чем любопытна: «за выдающиеся личные заслуги перед Украинским государством в развитии аграрной отрасли, внедрение современных высокоэффективных технологий в производство и переработку сельскохозяйственной продукции». Но свою карьеру будущий олигарх (его состояние журнал Forbes оценивает на уровне в 1,3 млрд долларов) начинал отнюдь не в аграрной или пищевой сфере.
В 1992 году Юрий Косюк, выпускник Киевского института пищевых технологий и недавний брокер на Киевской товарной бирже, учредил совместное польско-украинское предприятие ЛКБ (позже - «Рода»). Фирма специализировалась на продаже на Украине мебели из Польши, а также производила кухни. В 1995-м Косюк основал ЗАО «Бизнес-центр пищевой промышленности», занимался торговлей зерном, мукой и спиртом. Собственно говоря, шел традиционным путем первоначального накопления капитала для всего российского и украинского бизнеса после его появления вследствие, как мы знаем, распада Советского Союза и перехода постсоветской экономики на рыночные рельсы.
А в 1998-м Юрий Косюк основывает холдинг «Мироновский хлебопродукт» (основная торговая марка - «Наша Ряба»). И до недавнего времени планы у олигарха были наполеоновские, если бы, видимо, не второй Майдан 2013-2014 годов, не февральский государственный переворот в Киеве и не нынешний кризис в украинской экономике. Во всяком случае, Косюк заявлял, что собирается стать крупнейшим производителем мяса птицы в Европе к 2015 году. Известно, что в 2012-м «Мироновский хлебопродукт» запустил первую линию Винницкого птицекомплекса. Проект стоимостью 1,5 млрд долларов - крупнейшая инвестиция Юрия Косюка. Заявленная мощность птицекомплекса - до 220 тыс. тонн курятины, что, для сравнения, всего вдвое меньше, чем годовое производство белгородского агрохолдинга «Приосколье» бизнесмена Геннадия Бобрицкого. Так что по всему выходит, что Белгород Косюк к Европе не относит.
Выход на российский рынок
В связи с тем что на Украине олигарху не хватало собственной кормовой базы для птицекомплекса, летом 2013 года Юрий Косюк (особо подчеркнем: задолго до второго Майдана и антитеррористической операции на Донбассе) приобрел у «Русгрэйн Холдинга» бывшего президента биржи РТС Ивана Тырышкина ООО «Воронеж Агро Холдинг». В результате земельный банк «Мироновского хлебопродукта» вырос на 14% - до 325 тыс. га. Цена вопроса, как говорил Косюк украинским медиа, составила 100 млн долларов.
Уже до конца 2013-го МХП вложил в приобретение сельхозтехники «Воронеж Агро Холдинга» до 9 млн долларов. В основном средства пошли на покупку тракторов John Deere. В новой компании, как заявляли в холдинге Косюка, внедряются новые технологии по выращиванию зерновых и масличных культур. А в структуре посевных площадей на российских землях будут доминировать две культуры - кукуруза и подсолнечник. Планировалось реконструировать сушильное оборудование двух элеваторов, в том числе Латненского в Семилукском районе Воронежской области. И действительно, инвестор сдержал слово. В Семилукской райадминистрации отмечают, что вложения МХП только в воронежские активы составили около 300 млн рублей (больше половины из 40 тыс. га земель ООО «Воронеж Агро Холдинга» находятся в Семилукском районе).
Трехрублевые земли
Таков бэкграунд нашей истории. А сам скандал, связанный в том числе и с запросом депутата Госдумы, справоросса Олега Пахолкова генпрокурору и руководителю следственного комитета, разгорелся в Воронеже вокруг новой сделки, осуществленной совсем недавно. Фирма «Русгрэйн Ленд», на 100% подконтрольная «Воронеж Агро Холдингу», купила в районе села Малая Верейка 10 га за 300 тыс. рублей. Собственно, из-за них весь сыр-бор. Претензии у местной оппозиции, финансирующей газету «Семилукский вестник», следующие. Во-первых, сделка осуществлена в момент, когда Юрий Косюк уже курировал карательную операцию на Донбассе в ранге первого заместителя главы администрации Петра Порошенко, то есть нес ответственности за тысячи мирных жизней и сотни тысяч беженцев, оставшихся без крова. Во-вторых, земля приобретена по смехотворной цене - три рубля за квадратный метр. Ну и в-третьих, сделка не могла бы состояться без одобрения главы администрации района Ирины Кокоревой. Соответственно, она как бы подельница олигарха в его преступлениях против человечества на Донбассе.
Пафос, в общем, понятен. Большинство населения России, особенно с учетом соответствующей пропаганды на российских телеканалах, как представляется, его разделяет. Но разделяют его и в руководстве Семилукской администрации, с которым мне удалось пообщаться. Чиновники объясняют, что ООО «Русское поле», входящее в «Воронеж Агро Холдинг», обрабатывает на территории муниципалитета 25 тыс. га земель сельхозназначения. Часть участков приобреталась фирмой в процессе скупки земельных долей у граждан, получивших паевые наделы в ходе реорганизации колхозов и совхозов в 1990-1996 годах. Так что к ним администрация уж точно отношения не имеет.
Вместе с тем на территории района действовала областная целевая программа «Оформление невостребованных земельных долей на территории Воронежской области в 2012-2014 годах». В результате 30% невостребованных долей отошли в собственность тех поселений, на территории которых они расположены. А в соответствии с федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в РФ распоряжение такими землями относится к полномочиям администрации сельских поселений, что и сделала администрация Землянского сельского поселения, а именно - выставила земельный участок площадью 10 га на торги. Да, как признают семилукские чиновники, цена три рубля за квадратный метр смешная. Но так устроено российское законодательство, что, так как никто другой на участок не претендовал, он ушел по начальной стоимости. Юридических претензий к Землянской и тем более к Семилукской администрации быть не может.
Антикарательное право
Зато моральные претензии, пожалуй, можно и нужно предъявлять. Но не к конкретным местным чиновникам, а скорее уж - ко всей вертикали власти. Известно ведь, что в начале сентября госсовет Крыма объявил о начале национализации активов другого украинского олигарха – Игоря Коломойского, считающегося одним из ключевых финансистов карательных операций. Естественно, возникает вопрос двойных стандартов. Если российские активы можно отбирать у Коломойского, значит, Воронежская областная дума должна инициировать аналогичный процесс против Юрия Косюка. Во всяком случае, если мы живем в правовом государстве, нужны единые подходы к вопросам собственности.
Впрочем, есть нюанс: в Крыму имеются претензии относительно законности приватизации имущества, принадлежащего Коломойскому, в Семилуках их вроде бы нет. Интересно также отметить, что российский бизнес, несмотря на деятельность, скажем так, Коломойского, продолжает с ним сотрудничество. В частности, «Бинбанк» (основными его бенефициарами выступают Микаил Шишханов и Михаил Гуцериев) относительно недавно приобрел московскую «дочку» «Приватбанка» Коломойского – «Москомприватбанк» - в тот момент, когда она могла лишится в России лицензии. Как утверждают аналитики, банк был конкретно запрессован и реальная его цена должна была бы быть минимум с 30-процентным дисконтом. Тем не менее Шишханов и Гуцериев приобрели банк на хорошем рыночном уровне. Возможно, из-за его довольно приличной клиентской базы.
Российско-украинская олигархическая война
Вообще, получается, что такая мелкая, казалось бы, тема, как 10 га в селе Малая Верейка Семилукского района, выводит нас на взаимоотношения украинского и российского бизнеса в условиях сначала второго Майдана, а затем и войны на Донбассе. Как показывают реалии, несмотря на установки президента Владимира Путина по сохранению и даже усилению экономического присутствия России на Украине, отечественное предпринимательство пока несет потери. Приведем несколько примеров. Минувшей весной представители так называемого «Автомайдана» через телекамеру де-факто требовали долю бизнеса на содержание «Правого сектора» и снабжение «Автомайдана» от «Лукойла» Вагита Алекперова. В результате «Лукойл» продал свою украинскую сеть автозаправок.
Идем далее. Лисичанский нефтеперерабатывающий завод на Донбассе, контролируемый госконцерном «Роснефть», оказался на территории, занятой восставшими. Во время июльского наступления украинской армии предприятие подверглось серьезным обстрелам. Хотя военного смысла в них не было, и у экспертов есть подозрение, что таким образом устранялся конкурент. НПЗ был нанесен ущерб в 140 млн долларов. В ответ на требования «Роснефти» выплатить компенсацию за разрушенную собственность устами министра юстиции Украины Павла Петренко было заявлено, что «Роснефть» ничего не получит, а Игорь Сечин, глава «Роснефти», может получать компенсацию у Владимира Путина.
Также в зоне риска оказались украинские активы братьев Ротенбергов (Аркадий Ротенберг, напомним, контролирует в Воронежской области россошанские «Минудобрения»). «В Евросоюзе и США против Ротенбергов введены санкции за их поддержку агрессии РФ на Украине, - говорил Коломойский. - Я не знаю, как откупились от прокуратуры Ротенберги на Украине. Но считаю неприемлемым, чтобы виновник агрессии против нашей Родины продолжал получать огромные доходы от бизнеса, которым владеет на Украине».
Очевидно, что на фоне украино-российской олигархической войны скандал вокруг 10 га в Малой Верейке не приведет к оргвыводам в отношении землянского (семилукского) чиновничества или пересмотру сделки. Все там законно. Но чисто теоретически в качестве ответного жеста доброй - в кавычках - воли наши власти вполне могут инициировать процесс национализации российской собственности куратора антитеррористической операции на Донбассе Юрия Косюка в администрации Петра Порошенко.