WorldClass

29 сентября 2024, 14:25
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // Область зовет и зовет

07.10.2014 16:51
В конце сентября в Воронеже работал «Масловский клуб инвесторов» По мнению участников этого межрегионального экономического форума, сегодняшние международные вызовы требуют изменения вектора инвестиционной политики региона. Ниже «ВК» излагает направления развернувшейся на форуме дискуссии. А до начала пленарного заседания, которое проходило в конференц-зале ООО «Воронежсельмаш» в индустриальном парке «Масловский», участники мероприятия побывали в музее завода и совершили экскурсию по его цехам.

В конце сентября в Воронеже работал «Масловский клуб инвесторов»

По мнению участников этого межрегионального экономического форума, сегодняшние международные вызовы требуют изменения вектора инвестиционной политики региона. Ниже «ВК» излагает направления развернувшейся на форуме дискуссии. А до начала пленарного заседания, которое проходило в конференц-зале ООО «Воронежсельмаш» в индустриальном парке «Масловский», участники мероприятия побывали в музее завода и совершили экскурсию по его цехам.

Сравнивая прошлое «Сельмаша» и его настоящее, можно убедиться в том, что использование в производстве научных достижений, правильно выстроенные взаимоотношения с региональной властью, формирование профессиональной команды управленцев помогают предприятию осуществлять экономически эффективные проекты.

Конференц-зал представлял собой отгороженный баннерами от производственной линии участок цеха. На баннерах — информация об осуществленных и планируемых к реализации в области инвестиционных проектах, о четырех индустриальных парках, за баннерами — металлический лязг, почти как в старом анекдоте: «а за окном мужики ковали железо».

В качестве участников форума было зарегистрировано около 300 человек — как воронежцев, так и представителей 15 регионов России, а также других государств. На стульях в конференц-зале смогли разместиться человек 150, еще два десятка стояли в конце зала, а остальным было предложено пройти в зал для кофе-брейка, где шла видеотрансляция заседания. Наверное, за кофе и пирожными общение между потенциальными экономическими партнерами было более живым и конкретным. В поиске собеседника для полезного делового разговора помогала специально организованная «Биржа контактов».

Корреспондентам «ВК» довелось присутствовать только на пленарном заседании, посвященном общим экономическим подходам, экономическим инструментам, тем инфраструктурным возможностям, которые Воронежская область предоставляет в распоряжение инвесторов. Неоднократно в ходе заседания его участники возвращались к теме государственно-частного партнерства. Надо сказать, что люди, выступавшие на заседании, имели опыт работы и в бизнесе, и на государственной службе. Так, врио заместителя губернатора — первого заместителя председателя правительства области Андрей Ревков пришел во власть из бизнеса, модератор заседания Андрей Соболев, напротив, пришел в бизнес с госслужбы — в свое время он был заместителем председателя правительства области. До октября 2012 года работал в облправительстве в должности замруководителя департамента экономразвития Олег Цуцаев, ныне управляющий воронежским филиалом ОАО «Газпромбанк».

После пленарного заседания участники форума отдельно обсуждали вопросы реализации инвестиционных проектов в промышленном производстве, параллельно работал мастер-класс на территории предприятия «Выбор — ОБД» для представителей строительной сферы. После этого представители аграрного и строительного секторов обсудили перспективы своего взаимодействия. А остальные участники форума посетили мастер-класс на территории еще одного предприятия индустриального парка — «ОФС Связьстрой 1 ВОКК», созданного в сотрудничестве с японскими партнерами. В завершение форума его участники посетили также ряд ведущих предприятий, запустивших свое производство в индустриальном парке «Масловский».

Семен ХАРИТОН, заместитель генерального директора ООО «Инвестиционная палата»

Без формализма

- В течение полутора лет мне пришлось участвовать в подготовке регионального стандарта инвестиционной деятельности. Одним из вопросов была доступность инфраструктуры для размещения производства и других объектов инвесторов. Работа была проделана колоссальная, в основном правительством области с привлечением экспертов. Изучались и обобщались практики. Шел выбор лучшего из лучшего. Создана нормативная база, оптимальная на сегодня, документооборот понятен, процедура отлажена, прозрачна и доступна - любой может в этом убедиться.

Стандарт таков, что покрываются все инструменты влияния органов власти на инвестиционную активность. Практика работы над стандартом натолкнула на размышления о том, какова сегодня природа взаимоотношений власти и инвесторов.

На мой взгляд, происходит формализация и зарегламентированность определенных требований к инвестиционным проектам, которые претендуют на ту или иную степень внимания органов государственной власти. Под вниманием я понимаю и придание статуса резидента индустриального парка, и субсидирование ставок по кредитам, и налоговые льготы. Некоторые требования к инвесторам создают им трудности, влияющие на принятие решения об инвестировании. Возникают вопросы: ждут ли меня здесь? а не потеряю ли я время? а получу ли я то, что ожидаю?

Четыре-пять лет назад для получения статуса резидента индустриального парка существовало условие создания высокотехнологичного производства конкурентоспособной продукции. Причем имелась в виду конкурентоспособность чуть не на мировом уровне. В межведомственной комиссии, предоставляющей статус резидента, мне сказали, что точно определить, является ли производство таковым, невозможно.

На мой взгляд, условием создания производства малого и среднего бизнеса на территории индустриальных зон может стать показатель количества новых рабочих мест. Есть наработки по привязке этого показателя к гектару выделенной земли. Наверное, здесь есть пища для размышлений.

Считаю, что на многих наших предприятиях у руководителей, персонала есть понимание рынка, понимание технологии, и они сами без всяких требований могут решить, как сделать свою продукцию конкурентоспособной на региональном и межрегиональном рынке.

Не должно быть требований, чтобы продукция обязательно была инновационной. Она может быть и не инновационной, может быть, какие-то другие инструменты позволят делать более дешевые вещи.

Если смотреть на правительство области как на потенциального партнера, то нужно проводить политику активного привлечения в наш регион поставщиков для наших самых успешных предприятий, особенно это актуально в связи с тем, что у многих наших предприятий возникли проблемы с продолжением традиционных связей с украинскими поставщиками.

Пусть это звучит крамольно, но наша стратегия должна быть сегодня догоняющей. Пускай мы не будем новаторами и не окажемся впереди планеты всей, но зато будем делать продукцию качественно, дешево и быстро.

Доверительность, открытость, понимание, умение слышать друг друга, предсказуемость - вот что нужно инвестору от органов власти. Он должен получить то, что прописано в инвестиционном соглашении.

Если он этого не получит, об этом узнают все. У инвесторов положительными вещами не принято делиться.

Андрей РЕВКОВ, врио заместителя губернатора - первого заместителя председателя правительства области

НЭП по-воронежски

- Основная экономическая цель, поставленная перед регионом Алексеем Гордеевым, - формирование благоприятной среды для развития предпринимательства. Я считаю, что основные условия для развития предпринимательства и инвестиций, такие как макроэкономическая и политическая стабильность, прогнозируемость развития экономики области, реализованы у нас в полном объеме.

Вторым условием создания благоприятной среды стала система поддержки предпринимательства: финансовые вливания, налоговые льготы. Ежегодный объем такой поддержки инвесторов области составляет 5 млрд рублей. В области внедрены все 15 элементов стандарта по обеспечению благоприятной инвестиционной среды. Предусмотрено приоритетное выделение земельных участков, ускорение проектных процедур. По сути, мы осуществляем сопровождение проекта до окончания срока окупаемости. Эффективность выстроенной в области системы работы с инвестором подтверждена Министерством экономического развития. Воронежская область заняла первое место среди регионов со средней базой в рейтинге территорий, где созданы благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности. Комплекс мер позволил обеспечить до 25% роста регионального валового продукта, что является приоритетом, поставленным президентом страны в майских указах.

Внешнеполитическая реальность определила приоритеты развития экономики области на ближайшие три-пять лет. Ключевым из них является создание и развитие импортозамещающих производств. Положительный пример импортозамещения у нас уже есть в продовольственном секторе экономики, в сфере мясного скотоводства. В этом деле себя зарекомендовал кластерный подход, который будет применяться и в отношении промышленных инвесторов, привлечение которых мы планируем. Задача, поставленная губернатором, - сформировать новую промышленную политику на базе кластерного подхода. Этот подход должен не только способствовать формированию новых производств, но и обеспечить полную загрузку ныне действующих предприятий.

Основным механизмом реализации новой промышленной политики должно стать формирование на территории региона федеральных промышленных ассоциаций, региональных корпораций в сфере АПК, стройматериалов, строительной, химической и электронной промышленности. Целью создания ассоциаций является формирование устойчивых хозяйственных связей, спроса на продукцию. Кластеризация региональных промышленных производств рассчитана на создаваемую в настоящее время региональную товарную биржу. Еще один механизм - создание по отраслевому принципу сети инжиниринговых центров, формирование банка современных технологий, обеспечивающих внедрение в производство научных достижений. Один из примеров - территория предприятия, где мы с вами проводим форум. И, наконец, в ближайших планах - создание фабрики инвестиций, я так условно называю некий комплексный подход, который включает в себя сеть бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных индустриальных парков, взаимовыгодно связанных с банковскими структурами, с создаваемым земельным фондом и фондом прямых инвестиций.

Олег ЦУЦАЕВ, управляющий Воронежским филиалом «Газпромбанка»

Готовность рисковать

- Хотелось бы сказать о банковском видении процесса государственно-частного партнерства, потому что, как правило, эти проекты сложны в реализации без привлечения к участию финансовых институтов.

В настоящее время федерального закона о ГЧП не существует, поэтому имеется разное понимание того, что это такое. В нашем понимании ГЧП - это контрактные долгосрочные отношения между государством и частным инвестором с четко закрепленными обязанностями участников и зафиксированными параметрами реализации проекта. Здесь ключевое слово - «контрактные», то есть это отношения, в которых все стороны партнерства несут взаимную ответственность за четкое выполнение определенных обязательств и соблюдение зафиксированных параметров реализации проекта. Как правило, за создание общественного блага платит государство. Государство это благо может просто купить, может сделать заказ через соответствующий институт, а может привлечь частного партнера на взаимовыгодных условиях. Зачастую задачи, которые позволяет решить ГЧП, не могут быть решены прямым бюджетным финансированием. Частный партнер, как правило, более инициирован к достижению эффективности проекта на всех этапах его реализации, потому что кровно заинтересован в том, чтобы его деньги работали эффективно. Стремление к достижению эффективности заставляет привлекать новые технологии.

Главное условие успешной реализации ГЧП, как мы видим из практики Газпромбанка в различных регионах, - наличие политической воли, поддержка проекта на самом высоком уровне, буквально на уровне губернатора, наличие команды в регионе, которая имеет полномочия на реализацию проекта. Скорее всего, это не отдельный департамент как структура исполнительной власти, а некий организационный центр, который будет давать поручения и проверять их исполнение. Важным является наличие соответствующей региональной законодательной базы. В каждом регионе законодательная база своя, потому что федеральной нет, тем не менее есть примеры успешной реализации проектов ГЧП. Успех зависит от того, насколько регионы готовы рисковать.

Формы ГЧП отличаются по тому, кто несет основную финансовую нагрузку. Если нагрузка полностью на регионе - это контракт длительного цикла, аналог лизинга. Государство берет в лизинг, скажем, детский сад. Длительность цикла по западному опыту достигает 30 - 40 лет. Если риск лежит полностью на частном партнере и проект окупается, то здесь государство может выступить организатором конкурса, а далее средства будут возвращаться. Пример - железная дорога в особой экономической зоне, при достаточном количестве резидентов она окупится.

У нас есть опыт и желание участвовать в таких проектах. ГЧП может стать двигателем инновационного развития страны. Очень много сложностей, но они решаемы. Банки готовы к диалогу.

Вячеслав Волдочинский
Воронежский курьер, №78, 7 октября 2014 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0