Воронеж. 29.10.2014. ABIREG.RU – Эксклюзив – Зачастую современный российский предприниматель в построении эффективного бизнеса руководствуется маркетинговыми и корпоративными принципами, которые для многих директоров выступают как мощные стратегические инструменты, позволяющие объединить сотрудников и ориентировать на достижение общей цели организации, а именно - успешно вывести на рынок новый продукт или услугу. Однако есть в Воронежской области компания, в основу которой заложены правила, зачастую применяемые в спорте, и которые, оказывается, имеют много общего с установками в современном предпринимательстве. Таким примером стала группа компаний «Согдиана», появившаяся на территории Воронежской области под предводительством мастера спорта Советского Союза. О том, что же является основой эффективного бизнеса, как создать настоящий бренд и при этом оставаться для сотрудников компании не грозным боссом, а любимым наставником, рассказал «Абирегу» председатель совета директоров группы компаний «Согдиана» Олег Сехниев.
- Олег Ираклиевич, за 18 лет работы «Согдиана» стала настоящим брендом, зарекомендовавшим себя не только в сфере бизнеса, но и в социальной среде Воронежской области. Почему выбрали такое символичное название и что оно значит для вас?
- Это название вытекает из всей моей предыдущей жизни. Согдиана – это историческая область, которая ныне территориально разделена между Узбекистаном, где располагается центр Согдианы – город Самарканд, и Таджикистаном (Согдийская область), где я вырос и прожил 42 года. Это все-таки немаленький срок, и мне хотелось сохранить частичку родины и на территории Воронежской области. Можно сказать, что это мой душевный порыв.
- История «Согдианы» началась с магазина отделочных материалов. Почему выбрали именно это направление в бизнесе?
- Нам необходимо было найти свою нишу. На тот момент это бы отделка. Мы решили начать с отделки потолков полистирольными плитками. Изначально компания представляла собой маленький магазин на торговой ярмарке, в котором трудилось пять человек. За первый месяц нашей деятельности мы продали стойматериалов на 30 тыс. условных единиц, потом я поставил цель выйти через месяц на 100 тыс., через полгода – на миллион рублей. Так в короткие сроки мы стали лучшими в регионе в сфере отделки и по качеству, и по ассортименту, и по условиям для наших клиентов.
- Что стало основой успешного становления компании на рынке отделочных материалов региона?
- На момент появления «Согдианы» соответствующих знаний по успешному построению бизнеса у меня не было. Пришлось восполнять пробелы, читая умные книги. Из них я понял, что в бизнесе присутствует многое из баскетбола, а именно – тактика, техника и прессинг. Но первоосновой успеха является команда единомышленников. Именно ее я начал формировать при создании «Согдианы» и во многом благодаря ей компания добилась таких успехов.
- Если говорить о конкуренции на данном рынке Воронежской области 18 лет назад и сейчас, как она изменилась?
- Когда мы начинали, конкуренция была не так велика, однако в 1998 году грянул экономический кризис, который подмял под себя подавляющее большинство небольших компаний. Нам удалось удержаться на плаву, причем мы сохранили и принципы нашей компании – широкий ассортимент товаров, доступные цены, гибкая система скидок и самое главное – уважительное отношение к покупателю. В начале двухтысячных на российский строительный рынок вышли сильные игроки, конкурировать с которыми у нас просто не было возможности. Тем более на тот момент под брендом «Согдиана» уже активно развивались еще несколько направлений – баскетбольный клуб и спортивно-культурный центр. Поэтому мы решили сделать акцент на социальное и спортивное развитие региона. Из трех магазинов отделочных материалов на данный момент осталась только оптово-строительная база на улице Димитрова. Однако по ценовому показателю отделочных материалов мы до сих пор остаемся лидерами в регионе.
- А насколько в целом изменились за 20 лет (с момента вашего переезда в Воронеж) условия для развития бизнеса в регионе?
- Не могу сказать, стали они лучше или хуже, но они точно стали более цивилизованными. Во времена «лихих 90-х» деньги зарабатывались на всем и разными способами. Сейчас найти свою нишу в бизнесе достаточно сложно, практически все сферы поделены между определенными игроками, соперничать с которыми тяжело. Но в то же время появились определенные принципы и законы построения бизнеса. Сейчас существует большое количество специальной литературы, различных мероприятий, на который можно получать необходимые знания как начинающим предпринимателям, так и уже опытным бизнесменам. Раньше всего этого не было.
- Приходилось когда-нибудь жалеть о переезде в Воронеж?
- Наоборот. Воронеж стал для меня таким же близким, как и родной Таджикистан. Я бесконечно благодарен городу, который принял меня и помог мне достаточно успешно самореализоваться. Я чувствую себя должником по отношению к Воронежу, поэтому стараюсь сделать для него как можно больше.
- За последние 10 лет существенного шагнуло вперед развитие спорта в регионе. Во многом благодаря деятельности спортивно-культурного центра «Согдиана-СКИФ». Откуда черпаете идеи и силы для активной работы в данном направлении?
- Как я уже говорил, у меня большая команда единомышленников. В том числе и из представителей воронежской власти. Большую поддержку оказывает губернатор области Алексей Гордеев
- В современных компаниях модно выстраивать отношения между сотрудниками в рамках определенной корпоративной культуры. «Согдиана» также последовала модным тенденциям?
- Конечно, у нас есть определенные правила в компании, но назвать это корпоративной культурой сложно. Мы начинали, когда всего этого не было, и теперь внедрять такие новые технологии нет смысла, так как многие из сотрудников работают в «Согдиане» с момента ее создания и привыкли к существующим сформировавшимся условиям работы. Вообще, мы не стараемся загнать наших работников в какие-то рамки: важнее, чтобы человек с удовольствием пришел на работу и с удовольствием ушел отдыхать. Тогда от него будет и большая отдача для самой компании.
- Есть ли в планах создать еще несколько направлений в компании?
- Как говорят у нас в Таджикистане, постоявший в тени ишак на солнце работать не будет. Так вот нам в тень еще рано. Но в тоже время, и нельзя объять необъятное. Наш идейный фонтан не иссякает, но на воплощение всего этого в жизнь требуется большое количество сил и времени. На данный момент «Согдиана» реализует большое количество успешных проектов, которые также требуют больших усилий. Кроме того, так как я являюсь членом Общественной палаты города Воронежа, много личного времени уделяю решению важных общественных опросов. Поэтому на данный момент наша задача – поддерживать те направления, которые уже существуют.
- Как вы считаете, в чем секрет вашего успеха?
- Я живу по такому принципу: всегда нужно делать свое дело честно и получать от него удовольствие. Тогда и жизнь будет, как сейчас модно говорить, в кайф, и любое начинание будет обречено на успех.